Ударное взаимодействие света с экраном, рождающее 10 сфирот мира Ацилут, происходит в мире Адам Кадмон, находящемся над миром Ацилут, в экране бхины гимел, на уровне хохма.
(ТЭ"С, стр. 110)
4) Чтобы это лучше понять, необходимо знать, что написано: "Все сотворил мудростью (хохма)". Это означает, что в мире Ацилут свет Бесконечности облачается в хохма и посредством этого светит во всем мире Ацилут. Тайна этой мудрости выяснится позже. В эту хохма, находящуюся над миром Ацилут, облачен свет Бесконечности и светит в мир Ацилут.
- комментарий -
Самый большой свет, который проявляется в мире Ацилут, - ор хохма, а ор ехида облачается внутрь ор хохма. Что он хочет этим сказать? Существует постоянная причинно-следственная цепочка от Творца и до творения, человека, находящегося в этом мире. И эта цепочка работает и не может нигде быть прервана.
Все то, что каждый чувствует в нашем мире, приходит к нему от самого Творца через Мир Бесконечности, потом через миры Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира, Асия - через все миры до него. Таким образом один мир одевается в другой, т.е. мир более низкий как бы скрывает более высший мир, является на его пути экраном. Поэтому до низших душ доходит такой свет, который они уже могут выдержать.
Например, в Мире Бесконечности и в мире Адам Кадмон свет - ор ехида, затем в мире Ацилут он одевается в ор хохма, существует как бы внутри него и проявляется наружу как ор хохма.
Ранее мы выяснили смысл того, что в мире Ацилут светит свет хохма, а внутри него неявно светит свет кетер. Это относится не к тому состоянию, когда мир Ацилут только родился, (потому что он рождается в своем самом минимальном состоянии, называемым "ибур" (зародыш), затем следующее его состояние - "еника", вскармливание), а сказанное здесь относится к состоянию, когда мир Ацилут получает свет хохма, т.е. достигает своего большого состояния - "гадлут". Вот тогда в конце своего развития парцуф Арих Анпин - кетер мира Ацилут - получает уровень хохма, а уровень кетер и ор ехида у него отсутствуют.
Арих Анпин считается в мире Ацилут как парцуф кетер. Дело в том, что мир Ацилут - это первый мир, который вышел на Цимцум Бет и является исправляющей системой. Этот парцуф весь построен на Цимцум Бет: три линии, АХА"П де алия, Аба ве Има пнимиим. У него есть очень много законов, с помощью которых он управляет душами таким образом, чтобы больше не произошло разбиения келим, чтобы каждый шаг приближал души к исправлению, несмотря на то что относительно душ он воспринимается как отрицательный в их эгоистических, еще неисправленных желаниях.
Мир Ацилут весь создан в Цимцум Бет, но свет - четыре стадии прямого света - он получает от Творца через миры Бесконечности и Адам Кадмон, где на прямой свет действует Цимцум Алеф. Поэтому необходим какой-то переходник, буфер между миром Адам Кадмон и миром Ацилут.
Этим переходником является парцуф Атик, состоящий не из одного, а из двух парцуфим. Один парцуф - в Цимцум Алеф, а второй - в Цимцум Бет. Своим первым парцуфом, находящимся в Цимцум Алеф, он принимает свет от А"К и трансформирует его во второй парцуф. Второй парцуф трансформирует свет уже окончательно в Цимцум Бет и передает Арих Анпину.
Второй парцуф Атика уже является кетером мира Ацилут, но он практически не проявляется для всех нижестоящих, потому что сам мир Ацилут тоже является только миром хохма. Арих Анпин является основным парцуфом в мире Ацилут (как Гальгальта в мире Адам Кадмон), на который уже одеваются все остальные парцуфим.
Все, что только есть в Управлении, - заложено в голове Арих Анпина, состоящей из трех частей. Там есть парцуфим Сеарот - вторичные парцуфим, такие маленькие системы, через которые он дозирует свой большой свет. А затем это уже выливается в управляющую систему более низших парцуфим - Аба вэ Има, Ишсут, Зеир Анпин, Малхут, пока не доходит до душ.
Совершенно замкнутая система управления, которая уже четко приводит всех к исправленному состоянию, где каждое действие связано с миллиардами других действий в совершенно взаимном соответствии, потому что если где-то происходит изменение, то изменяется все.
Т.е. система должна быть настолько оптимизирована, чтобы конец и начало всего пути были взаимосвязаны и во времени, и количеством душ, и по личному состоянию каждой души, каждого кли, в котором она находится в данный момент. Все бесконечные сокрытия, находящиеся выше мира Ацилут, включаются в один мир, называемый "Адам Кадмон" и элемент "кетер".
Повторим коротко еще раз, как происходит начало развития Творения. Мы с вами, в принципе, говорим о том, что существует малхут Мира Бесконечности, к которой приходит свет от Творца. Эта малхут Мира Бесконечности один раз получила свет, затем решила не получать и вытолкнула его обратно. Эта процедура называется Цимцум Алеф.
Затем она решила принять в себя, но с намерением ради Творца. Т.е. процедура та же, действие то же - принимать (ведь если она хочет дать наслаждение хозяину - обязана принять от него), но только с другим намерением. Начинается работа над тем, как сделать, чтобы получение было в виде отдачи. Т.е. я получаю не для себя, а потому, что хочу Тебя усладить.
Это намерение называется "экраном", и только в силу этого намерения малхут сейчас начинает принимать свет. Если бы намерение, сила экрана была бы равна его первозданному, исконному желанию насладиться, с которым Творец ее создал, то сразу, как только свет приходит, она делает на него зивуг дэ-акаа, (т.е. все, что я сейчас принимаю - ради Тебя), и принимает все в себя. Очень просто и все за один раз.
Но этого делать нельзя во-первых потому, что малхут должна суметь оценить, что именно она делает. Она должна желать дать Творцу так же, как Творец желает дать ей. А это возможно только в том случае, если она будет полностью отделена от Творца.
Для этого и строятся миры. Строятся не для того, чтобы наполнить малхут, а чтобы отдалить ее от Творца. Но отдалить таким образом, чтобы это соответствовало ее внутреннему строению. Я вас запутываю немножечко, но это необходимо для вашего развития. Творение, душа или человек должен начать свой путь к Творцу из состояния абсолютно противоположного, абсолютно оторванного, скрытого. Тогда он будет точно знать, что ему не хватает Творца, так же как Творцу не хватает человека. Когда он будет точно знать, что только этого он желает - он сам пройдет весь этот путь и заработает, т.е. достигнет Творца.
Для этого и надо сделать между ними разрыв. Разрыв образовать вроде-бы очень просто: поставил экран, и не видно за экраном ничего, и невозможно его перепрыгнуть. Но надо сделать такой разрыв, который был бы прозрачным, т.е. чтобы он был как лестница, по которой можно подниматься с нуля до уровня Творца.
Экран должен служить инструментом движения вперед, инструментом исправления, сближения, получения. Как он строится? Малхут Мира Бесконечности получает света столько, сколько может. А может она не много. То, что малхут получила в своем первом зивуге после Цимцум Алеф, по сравнению с тем, что она получила до Цимцум Алеф - это всего лишь тонкая линия по сравнению с окружностью, т.е. такой сектор от окружности, который похож на тонкую линию.
Эта тонкая линия внутри себя состоит из миров. Центр этой окружности - черная точка - это сама малхут. А затем по этой линии - миры Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон, и голова А"К уже заканчивает эту окружность. Она контачит с самим кругом и вне его - с окружающим светом всего мироздания. Т.е. все миры - это всего лишь тонкая, маленькая линия. Именно по этой линии душа может подняться снизу вверх.
Итак, Гальгальта получила немножко света. Если бы она получила весь свет, то это было бы равносильно тому, как малхут Мира Бесконечности после Цимцум Алеф получила бы весь свет с намерением ради Творца, и на этом бы все кончилось. Мы говорим, что Гальгальта получила всего 20% (на самом деле - это невозможно даже обозначить: какие-то миллиардные доли).
Духовный парцуф выглядит следующим образом: все, что малхут получила, располагается от пэ (рот) до табур (пуп), а желания, которые она не смогла наполнить светом с намерением ради Творца, находятся от табур до сиюм (окончание). Т.е. площадь этой линии (кав Эйн Соф) равна площади всех миров, (то, что они получили), и это все равно - тонкая линия. А келим, которые не получили свет - это вся остальная пустая окружность и, соответственно, свет, который не загрузился в них, остался снаружи.
В мире Адам Кадмон был сделан зивуг на далет де авиют. Потом масах уменьшается, слабеет от гимел, бет, алеф до шореш. Мы называем эту серию "миром". Почему должен выйти еще один мир? Потому что под табуром Гальгальты остались келим совершенно не заполненные. И снова начинает раскручиваться та же серия парцуфим, которая была в мире Адам Кадмон, именно благодаря остатку огромного желания, которое совершенно не заполнилось, не было исправлено под табуром де Гальгальта.
Поэтому, если мы разобъем всю Гальгальту на части относительно малхут Мира Бесконечности, то у нас получится, что от пэ до табура Гальгальты - это кетер, а под табуром Гальгальты - хохма, бина, Зеир Анпин, малхут.
Вы, наверное, сейчас немножко подавлены обилием незнакомых терминов, новым материалом, ивритом и всем прочим. Даже если бы вы лучше знали иврит, и если бы знали немножко больше материал - все равно, когда знакомишься с ним и учишь его первый раз - ничего не понимаешь. Я повторяю еще раз: этого и не требуется. В вашем состоянии требуется постепенно адаптироваться к духу, который есть в книге.
К моему Раву приходили много учеников, не имевших вообще никакой подготовки, и они сразу садились за эту часть, не проходя ничего заранее. Хотя это и наука, но она изучается не так, как другие. Необходимо стремиться понять - должен быть четкий учебный процесс, как в любой науке, но с первого раза и вообще, может быть, первые два-три года, когда человек начинает читать, изучать - у него только зарождаются новые клетки в мозгу и в сердце, которые начинают затем потихонечку воспринимать то, что он читает. Поскольку мы созданы из совершенно противоположного материала, в нас это не отпечатывается. Ничего не поделаешь. Это совершенно необходимый подготовительный процесс.
У человека есть определенный набор желаний. В итоге своих занятий, чтения книг, каких-то действий он получил сверху или, как ему кажется, у него самого возникло какое-то желание, стремление к духовному.
Как он может сопоставить силу и качество этого духовного стремления со своими желаниями, чтобы знать, каким своим желанием он может правильно пользоваться - мы сегодня не в состоянии этого определить. Для этого надо пройти полное сокращение желания, т.е. получить свыше возможность отказа от использования ради себя, т.е. сделать так называемый Цимцум Алеф на свои желания.
Затем - сделать соответствие с высшим парцуфом, называемое "ибур", (зарождение), и т.д. Таким образом мы покупаем, приобретаем экран. Т.е. ибур, еника, мохин (зарождение, вскармливание, мудрость) - это 3 стадии развития экрана. Человек после приобретения экрана начинает точно и правильно пользоваться своими желаниями потому, что любое его действие по приобретению экрана совершается уже после того, как он сделал Цимцум на все свои желания.
Допустим, у меня есть определенное количество желаний: я все время нахожусь в таком состоянии, когда у меня есть желание попить, покушать, погулять, отдохнуть, поспать, еще что-нибудь. Все это - обычные животные желания, включая науку, даже более высокие вещи, но в рамках нашего мира. При достижении такого состояния, когда всему набору этих желаний я предпочитаю только связь с Творцом - такое состояние определяется как "Цимцум".
Все эти желания я, практически, в себе не ощущаю, т.е. не желаю ими пользоваться. А теперь возникает следующий этап, когда я могу полностью аннулировать себя относительно Творца, т.е. как бы включиться в Него. Это состояние - ибур. Сейчас, когда я начинаю в Него включаться, я начинаю работать против себя, против своего эгоизма. Мне подбавляют желания уже духовные. И я уже работаю против духовных желаний, чтобы духовно не самонасладиться.
Когда человек поднимается (с нуля, где нулевая ступенька - это Цимцум), он точно знает, что именно он приобретает, какой экран, против какого своего желания, в каком объеме он этим может пользоваться. У него не существует никаких проблем, потому что он сам четко создает внутри себя подобие Творцу, и тут не может быть никаких сомнений, потому что на каждую ступень, на каждое свое действие он сам же делает расчет.
Такой человек не получает свыше того, что он не знает, т.к. сначала должен сделать усилие, и в соответствии с этим усилием он получает свыше постижение, духовную силу, с помощью которой уже дальше делает следующее духовное действие. Так же, как и в нашем мире: чтобы начать работать на каком-то сложном ответственном механизме, ты должен сначала четко знать все, что в нем может случиться, и то, как он действует.
А здесь - более того; здесь человек сам создает в себе этот механизм, начиная с нуля. Он сам строит систему миров в себе. В предисловии к книге "Вступление в науку Каббала" самая главная строчка о том, что все миры и все, что вообще существует, существует внутри человека. Т.е. он внутри себя создает все это. Поэтому нет никаких проблем с тем, чтобы точно знать, сколько я могу принять наслаждений, а сколько не могу, как это сделать и почему.
Мы созданы из материала, противоположного Творцу, но хотим приобрести Его материал, его свойства, начиная с начальной нашей точки. Путь Каббалы, духовного возвышения человека - это путь постоянных противоречий. В человеке нашего мира тоже могут быть противоречия: украсть или нет, взять себе или поделиться.
В Каббале противоречия возникают между своим естеством и естеством Творца. И поэтому на протяжении всего пути ты идешь, ощущая постоянные противоречия, ибо не может быть такого состояния в нашем пути, против которого не было бы противоположного ему состояния. Подъем - падение, падение - подъем, все взаимосвязано, потому что движение должно состоять из двух сил: правая линия - левая линия.
Относительно изучения. С одной стороны, знать материал - хорошо. С другой стороны, хорошо знать, что ничего не знаешь. Потому что и то, и это - правильно. Все это необходимо для движения вперед. Т.е. надо прикладывать все силы для того, чтобы понять материал, а с другой стороны - не понимаешь, тоже хорошо. А если тебе кажется, что ты понимаешь - это все ложь, это самообман.
Что ты можешь тут понимать? Ты говоришь какие-то слова о предмете, которого ты никогда не видел, не ощущал, жонглируешь просто выдуманными терминами. И поверь мне - когда увидишь, это будет такая картина, которую ты себе заранее не представляешь.
То, что мы учим, мы учим не для того, чтобы знать, а учим для того, чтобы стремиться постичь. Бааль Сулам говорит об этом в пункте 155 предисловия к ТЭ"С. Вследствие того, что человек много вкладывает в учебу, развивается огромная потребность схватить это дело в руки. Что же это такое, что я изучаю? И этим он вызывает на себя окружающий свет.
А если его успокаивает то, что он изучает, то он тогда на этом останавливается. И очень много есть таких людей, которые прекрасно знают, что написано. Они не видят, что есть что-то за тем, что не написано. И поэтому, с одной стороны, это им помогает изучать материал, они на него смотрят только как на чистую науку, на то, что находится вот здесь, на поверхности листа, и им это здорово помогает, они буквально его весь фотографируют.
А постольку, поскольку не видят вглубь, что там за каждым словом есть пропасть, им это не путает мысли, и они очень спокойно становятся большими знатоками ТЭ"С. Но, к сожалению, у них учиться нельзя, нельзя даже задавать вопросы.
Каббала - это то, что человек внутри себя ощущает как проявления Творца. Когда он может с помощью вот этих вот инструкций четко поворачивать в себе определенные свойства, настраивать себя, идти вперед, вперед, вперед! Поэтому надо много учить, для того чтобы понимать, что ничего не знаешь и что только постижение даст тебе духовное освобождение, выход вот из этого состояния непонимания, незнания, совершенной тьмы. Надо много учить для того, чтобы была сильная претензия к Творцу.
Для того чтобы серъезно потребовать у Творца, чтобы действительно заслужить ответ, надо выложиться, иначе ничего не сделаешь, свое же тело не даст тебе востребовать. Должна тут произойти такая внутренняя ломка, а она происходит только тогда, когда человек действительно выкладывается.
В предисловии к ТЭ"С в пункте 133 Бааль Сулам рассказывает такую притчу. Царь решил призвать к себе на службу только тех, кто его действительно любит и искренне ему предан. Для этого он поставил вокруг своего замка стражников, и когда народ устремился к замку, то стражники, стоящие кругами за много сотен километров от замка, начали рассеивать и отталкивать людей.
Тех, кто проявлял настойчивость, пропускали дальше. Чем ближе к замку, тем сильнее отталкивают стражники, они более разъярены и чинят больше страданий тем, кто хочет попасть в него. И только те, кто действительно накопили в себе желание достичь замка, достичь Творца, те пробились сквозь этих стражников.
У человека на нашем пути возникают падения и депрессии, разочарования, но он снова стремится вперед, и снова его отталкивают, и снова вперед... И так много, много дней и много лет. Многие разочаровались, и остались из них только герои. Что значит герои? Те, которые победили своим терпением, только терпением. Видите, он не пишет, что надо иметь силы, что надо иметь светлую голову, особый талант - ничего не надо - только терпение, настырность.
Такая вот животная, примитивная настырность, что я без этого не могу жить. Если есть она у человека, то все, ничего больше не надо. У самого человека такого терпения нет, его тоже надо удостоиться получить сверху в ответ на усилия. Если посчастливилось, именно этим терпением он и победит.
Другого выхода нет. От того, будешь ли ты понимать больше или меньше, ничего не изменится. Но что главное? Чтобы была правильная Цель, иначе будешь стремиться не к тому дворцу и не к тому Творцу. И не с теми стражниками придется иметь дело.
Что такое парцуф? Есть всего 5 бхинот: бхинат шореш, алеф, бет, гимел, далет. Бхина далет сделала цимцум и стала черной точкой, ничего в себя не хочет получить. Поставила перед собой экран. Т.е. теперь имеются: бхинат шореш, алеф, бет, гимел, экран, и под ним бхина далет. Свет начинает нисходить по этим бхинот до экрана, и в бхину далет хочет войти все то количество света, которое Творец задумал дать. И теперь экран его отталкивает, не хочет принимать ради себя совершенно, а то количество, которое хочет принять ради Творца, называется облачением на высший свет.
Через пэ де рош парцуф получает свет вовнутрь своего духовного тела, и поэтому тела у парцуфа до того, как парцуф начинает получать свет, не существует, оно все находится в пэ де рош, а затем оно начинает расширяться, поскольку то облачение света, которое я сделал в своем намерении снизу вверх, ор хозер на ор яшар, теперь я это переворачиваю и спускаю с экрана и вниз, внутрь малхут.
Что и почему переворачивается? Что происходит в рош? В рош происходит получение света от Творца, а в тох, в теле парцуфа, происходит отдача света Творцу. Т.е. та часть творения, которая была самая низкая в голове, она в итоге оказывается самой высокой по своему служебному состоянию. Что значит "переворачивается"? Если в голове у меня было направление в сторону приходящего света, то после того, как я решил эту проблему, я обращаюсь теперь к собственным келим сверху вниз, поэтому он имеет в виду, что направление оборачивается, изменяется на противоположное.
Для того чтобы вышло 10 сфирот мира Брия, произошел зивуг дэ-акаа в мире Ацилут в экране бет де авиют, т.е. - бина. Чтобы родить 10 сфирот Ецира, произошел зивуг дэ-акаа в мире Брия на масах бхина алеф, Зеир Анпин, или тиферет. Чтобы родить мир Асия, зивуг дэ-акаа произошел в мире Ецира на масах бхинат шореш, комат малхут. А для того, чтобы появились 10 сфирот в мире Ацилут, (т.е. он возвращается к миру Ацилут), для этого произошел зивуг дэ-акаа выше мира Ацилут, т.е. в мире Адам Кадмон на экран бхина гимел, т.е. хохма.
(ТЭ"С, стр. 112)
5) Для того, чтобы светить в мире Брия, облачился свет Бесконечности в бину мира Ацилут, находящегося выше мира Брия, и посредством этого светит бина в мире Брия. По этому же принципу, чтобы светить в мире Ецира, облачается свет Бесконечности в тиферет мира Брия. И так же для мира Асия свет одевается в малхут в мире Ецира. По этому же принципу в мире Ацилут: чтобы светить в Ацилут, свет должен облачиться в сфират хохма мира, находящегося выше мира Ацилут, с помощью этого он может светить в мире Ацилут. Но не подумай, что это и есть хохма самого мира Ацилут - это хохма мира Адам Кадмон.
- комментарий -
Мир Брия имеет свойства бины. Для того чтобы светить в нем, свет должен облачиться в бину мира Ацилут, который находится выше мира Брия, и тогда мир Брия сможет получить свет. Т.е. не просто сделать зивуг в мире Ацилут на малхут де Ацилут и передать в мир Брия, а именно сделать зивуг в мире Ацилут на свойства бины, и тогда мир Брия получит тот свет, который может получить, иначе он просто "не расслышит", что же ему дают.
Расслышит - потому, что миру Брия соответствует свойство "озен" (ухо), т.е. низшему надо дать свет определенного качества и количества, согласно его свойствам. Поэтому в мире Ацилут масах одевается не просто в бхину гимел по своей величине, но еще и в бину, бхину бет мира Ацилут, и тогда он рождает и наполняет мир Брия.
В мире А"К светит свет Бесконечности, поэтому он называется "кетер". А"К берет свет от своей сфиры хохма. Делает на этот свет зивуг на бхину гимел де авиют, создает из него мир Ацилут и наполняет его. Поэтому мир Ацилут - мир Хохма. Мир Ацилут берет свою бину, делает на нее зивуг де бхина бет, рождает мир Брия и наполняет его светом, поэтому мир Брия - это мир Бина.
Брия делает зивуг на свою тиферет, на бхину алеф, рождает мир Ецира, наполняет его светом ор руах, т.е. тиферет, или Зеир Анпин. Затем мир Ецира делает зивуг на бхину алеф и на свойство малхут, и т.о. рождает мир Асия. Т.е. каждый высший мир рождает последующий с определенным свойством келим, не только по количеству, но и по качеству, и наполняет его соответствующим наслаждением.
В соответствии с этим принципом созданы все миры АБЕ"А - посредством зивуга дэ акаа в мире, предшествующем тому, который создается. Т.е. высший парцуф рождает низший парцуф и наполняет его. А что же чувствует мир Брия? А мир Брия, точнее, находящиеся в нем, чувствуют только мир Брия, а мир Ацилут и мир Адам Кадмон они не ощущают, эти миры скрыты внутри мира Брия. Т.е. все ступени от Бесконечности, от самого Творца и до того места, где находится постигающий, все они скрыты в той ступени, которую он постигает.
Допустим, я постигаю, что передо мной находится этот стакан. Этот стакан просто так здесь не появился. Нет ничего, что не было бы заложено в Мире Бесконечности. Значит, путь этого стакана в Мире Бесконечности и до того, как он проявился передо мной, я не вижу, я вижу перед собой только стакан. Если же я начну подниматься в своих свойствах, то постепенно за всем, окружающим меня начну видеть и предыдущие ступени.
Но всегда я буду видеть максимум только ту ступень, которую постигаю, а более высшие ступени будут скрыты в ней. И потому Каббалу называют тайной наукой, т.к. она ведет к тому, чтобы то, что пока скрыто и проявилось бы только на следующей ступени, стало явным. И так в каждой ступени, в каждом состоянии.
Глава 4
Выясняет, что при облачении Высшего света в отраженный свет уровня хохма, все 10 сфирот будут хохма.
Когда мир Адам Кадмон облачился, чтобы светить в мире Ацилут, он оделся в отраженный свет именно на уровне хохма и не больше, а не в отраженный свет бхины бет уровня бина, и потому исчез с этого уровня мира Ацилут лишь кетер, и этот кетер облачен в хохма. Т.е. мир Адам Кадмон светит внутри мира Ацилут.
(ТЭ"С, стр. 113)
1) И также знай, что когда пожелал Творец светить в мире Ацилут, то облачился в хохма, находящуюся выше мира Ацилут, и с помощью этой хохмы, в которую он оделся, уже светил в кетер и хохма мира Ацилут и не нуждался в том, чтобы одеться также и в бину выше мира Ацилут, а оделся только в хохма выше мира Ацилут, чтобы с ее помощью светить в кетер и хохма мира Ацилут.
- комментарий -
Я советую обязательно читать сверху тексты Ари. Они не пишутся гладким языком, но имеют особую силу. Надо привыкать к тем выражениям, которые приняты у каббалистов, потому что и в "Зоар", и в сочинениях Ари, у Бааль Сулама и у Баруха Ашлага это постоянно используется. Такой старомодный, архаичный язык, неправильные обороты, путаница с нашей точки зрения падежей, родов в лексике и т.д. Но к этому надо привыкать.
А потом вы увидите, что это имеет определенный смысл. Иногда называют кли "он", иногда называют кли "она", в зависимости от роли, которую кли выполняет, потому что, в принципе, творение создано получающим, а затем исправляет себя и обращается в дающее, т.е. из женской роли переходит в мужскую, меняет пол. И видно - когда он хочет подчеркнуть именно письмом, он может это слово поставить в таком выражении, что оно выделяется, но выделяется как бы своей неправильностью.
Надо на это обращать внимание. Существует много таких тонкостей и рассказать обо всех невозможно. Постепенно в результате чтения текстов вы будете видеть, что это делается не случайно. Хотя, с другой стороны, архаичность вообще присуща каббалистическим текстам. Откуда каббалист берет свой язык? Его постижения - личные, но он также учит все предыдущие истинные сочинения и оттуда черпает эти выражения, он живет ими.
Как мы говорим о том, что один мир облачается в другой, так и каббалист - один облачается в другого. Он получает от другого знания, живет через другого. Поэтому пробивается язык раби Шимона через Ари и язык их обоих через Бааль Сулама и т.д. Остается какой-то общий язык, общий стиль.
Ари не поленился и объяснил нам в развернутом виде отличия, которые есть между 4-мя ступенями прямого света, называемыми хохма, бина, Зеир Анпин, малхут и между 4-мя ступенями отраженного света, называемыми этими же именами, т.е. хохма, бина, Зеир Анпин, малхут.
Бааль Сулам в этой части, в первой главе, пункте 3-м объясняет нам, что есть келим мира Ацилут, созданные с помощью ор хозер, который поднимается снизу вверх, и в эти келим одевается непосредственно свет Мира Бесконечности, представляющий собой 4 стадии прямого света.
Он хочет сказать самую тривиальную вещь, которую мы уже все знаем. В любом месте, где бы ни происходили какие угодно события в духовном мире, ничего нового не происходит, как и сказано у царя Соломона: "нет ничего нового под Солнцем". Что имеется в виду?
Все творение, начиная от малхут Эйн Соф и далее - это всего лишь ее отношение к тому, что ее наполняет. Поэтому в любом месте, где бы мы ни разбирали состояния какого-то парцуфа, мира, любое действие имеет готовую структуру: 4 стадии прямого света и малхут, которая каким-то образом в данный момент, т.е. в данном своем состоянии реагирует на то, как она наполнена светом.
И такое конкретное состояние, такое отношение к свету, его наполняющему, мы называем или "парцуф", или более глобально - "мир". А в принципе, не меняется ничего. Поэтому любой парцуф состоит из 4-х стадий прямого света, малхут и экрана, единственного отличия от первоначального состояния малхут Эйн Соф. Экран характеризует, что в ней нового и что именно с ней происходит.
И отсюда пойми, что в любом месте, где употребляется слово итлабшут-одеяние, имеется ввиду, что прямой свет одевается в ор хозер (отраженный свет), а когда сказано, что одевается свет Бесконечности в хохма, то имеется ввиду, что далет бхинот: хохма, бина, тиферет, малхут прямого света одеваются в хохму отраженного света.
Различие между проявлениями высшего света только в том, в какой отраженный свет он одевается. Свет Бесконечности приходит к парцуфу и, в зависимости от высоты, от мощности отраженного света в нем проявляется прямой свет в различных своих мерах.
Свет всегда один и тот же, т.е. всегда приходят 5 светов, ничего в нем не меняется. А если кли раскрывает для себя всего лишь 4 стадии из этого света, то какой-то свет как-бы прячется внутрь тех светов, которые раскрываются, поэтому неправильно было бы говорить о том, что раскрывается свет хохма и ниже. Всегда раскрываются 5 светов.
И только когда мы рассматриваем один парцуф относительно другого - что один, например, на голову ниже другого - то это не говорит о том, что в более низком недостает головы, просто, при сохранении все тех же частей, его "рост" ниже. И поэтому относительно другого в нем как бы недостает "по росту" кетер. Как говорится о человеке, "на голову ниже другого", будто у него нет головы.
Когда 4 стадии прямого света распространяются от Мира Бесконечности и проходят через причинно-следственную цепочку сверху вниз со ступени на ступень - естественно, что хохма исходит из кетера, бина исходит из хохма, Зеир Анпин исходит из бины, малхут исходит из Зеир Анпина, как уже сказано было выше.
Но это не называется одеванием одного в другое, потому что 4 стадии прямого света не облачаются одна в другую, одевание - итлабшут - означает облачение в отраженный свет, в ор хозер, а не в распространение сверху вниз по 4-м ступеням прямого света.
Т.е. если мы говорим, что кетер Ацилут одевается в хохма, хохма одевается в бина, а мы стоим якобы за всеми этими слоями и видим только внешний относительно нас слой. Он предупреждает нас о том, что каждый из них одевается в отраженный свет. Одеяние - это не сокрытие одной стадии в другую - это отраженный свет, который поднимается снизу вверх, от экрана, находящегося только лишь в бхине далет и больше ни в какой другой бхине.
Высший свет, который относится к Зеир Анпину прямого света, обязан пройти через все стадии выше него, в том числе через бину прямого света, потому что она в этой цепочке по отношению к Зеир Анпину является высшей ступенькой и причиной. И не может Зеир Анпин постичь, почувствовать, получить этот высший свет, пока тот не пройдет через бину. Зеир Анпин получает его от бины, но это не называется одеянием в экран бины, т.к. там нет экрана, поскольку экран, как мы говорили, существует только в бхина далет, т.е. в малхут.
Каждая низшая бхина получает свет только от предшествующей высшей бхины. Он проходит через все предварительные стадии, как бы одеваясь в них, но это не одевание по определению, потому что одевание существует только в отраженный свет, только лишь в малхут, которая с помощью экрана создает этот отраженный свет, а то, что свет проходит через все предыдущие стадии (называемые "дерех маавар"), то он проходит, трансформируется в таком виде, чтобы каждая низшая стадия смогла его получить, я бы сказал, по своему качеству, а не по количеству.
Экран, стоящий в малхут, определяет высоту парцуфа. Но все равно этот парцуф будет иметь все 10 сфирот, разница будет только в высоте. Свет, который проходит через бхинот, как бы трансформируется ими в другой свет, пригодный для того, чтобы его получила низшая бхина.
Допустим, свет Бесконечности (совершенно аморфный) проходит через кетер - он становится светом, который приходит именно к хохме, чтобы его можно было определить, т.е. ощутить.
К бине свет приходит через хохма. Если бы он не прошел хохма, то бина была бы не в состоянии его ощутить как свет для себя. Каждая низшая стадия рождается в высшей и поэтому только от нее способна получить наслаждение именно в том виде, который она способна определить, вкусить, понять и принять как наслаждение.
Это все равно, как если вы будете давать корове пирожное, а ей нужно сено - если это свежее хорошее сено, то она в нем понимает вкус, а в пирожном не понимает, т.е. это зависит не от отраженного света, а от качества света, и оно заранее должно быть приготовлено предыдущей бхиной, которая и порождает именно эту бхину, а также готовит для нее свет.
В голове каждого парцуфа существуют 4 стадии прямого света, и пока малхут, творение не отреагирует на них, они остаются такими же, как в Мире Бесконечности, т.е. они как бы не существуют. Мы только говорим о том, что они якобы существуют заранее, но эти воздействия еще не вошли через органы ощущений внутрь.
Допустим, приходит к человеку звук через ухо, свет через глаза, тактильные ощущения, а он находится, например, без сознания. Внутри себя он ничего не чувствует, нет малхут, сердца, которое ощущает. Эти 4 стадии прямого света находятся в голове, это и называется зрение, слух, обоняние, осязание. Т.е. если малхут как бы не реагирует на них, не дает свое обратное воздействие, не отражает, то она никоим образом не участвует в приеме этого воздействия на себя.
Поэтому 4 стадии прямого света - это просто сфирот, которые находятся в голове каждого парцуфа. А в зависимости от реакции ор хозер мы уже можем говорить об одеянии, о том, как человек, душа, творение одевается на свет Творца.
И запомни, пишет Бааль Сулам, в чем отличие между 4-мя стадиями прямого света и 4-мя стадиями отраженного света, чтобы не запутался ты вследствие своей фантазии, которая может тебя увести от внутреннего понимания смысла. Когда мы говорим хохма де ор яшар, то имеем в виду следующую сфиру после кетер де ор яшар, которая называется хохма.
Но когда мы говорим хохма де ор хозер, мы уже имеем здесь в виду зивуг дэ-акаа. 10 сфирот ор хозер, которые одеваются на 10 сфирот ор яшар, т.е. всего 20 сфирот, которые одеваются одна в другую, связаны и включаются друг в друга. Таким образом получается 100 сфирот, т.е. 10 сфирот в высоту и каждая из них - в толщину 10 сфирот, потому что связаны между собой и включаются одна в другую.
И поэтому мы называем все эти 100 сфирот вместе как хохма де ор хозер, т.к. хотим подчеркнуть именно высоту уровня ор хозер, который поднимается от экрана вверх и одевается только до уровня хохма де ор яшар. И поэтому все эти 100 сфирот мы называем по имени "хохма".
Это очень важный для познания Каббалы ключ, и по этому же принципу ты поймешь, что означает бина де ор хозер, которая представляет собой 20 сфирот, причем кетер и хохма скрыты внутри бины, а также Зеир Анпин де ор хозер, в котором также есть 20 сфирот, но кетер, хохма и бина спрятаны внутри Зеир Анпина.
Естественно, что мир Ацилут не начинается с уровня хохма. Просто относительно всего мироздания мы говорим, что характер мира Ацилут - это хохма, потому что характер мира Адам Кадмон - кетер, мира Брия - бина, и т.д. Пять миров соответствуют 5 ступеням, 5 основным сфиротам. Но в каждом из них есть еще и свои внутренние 5 частей, называемые уже парцуфим, и в каждом парцуфе есть внутренние 5 частей, называемые сфирот, и т.д. до бесконечности.
Просто мы останавливаемся на каком-то этапе, для того чтобы нам было легче общаться. Но мы должны понимать, что элементов в творении бесчисленное множество. Даже то, что он говорит: 10 сфирот прямого света одеваются в 10 сфирот отраженного света. А что значит одеваются?
Если свет пришел к малхут, и малхут этот свет отражает, она отражает его до уровня кетер, т.е. как же может быть меньше 100 сфирот? Но для того, чтобы свет попал из кетер в хохма, он должен пройти все стадии в кетере. Т.е. и в кетере должны существовать кетер, хохма, бина, Зеир Анпин, малхут кетера и только затем из малхут де кетер рождается кетер шель хохма. И также в хохме должны проходить все 5 стадий до малхут хохмы, которая рождает уже кетер бины и т.д.
Т.е. даже сверху вниз, когда происходит распространение света, оно уже происходит через определенные бхинот, но разница между ними в качестве. Т.е. в кетере все его части являются кетером, замыслом. В хохме все ее части уже называются как бы чертежами в действии. В бине как бы уже спецификации. В Зеир Анпине уже в виде стройматериалов. В малхут - в виде готового творения. Разница между ними в качестве, грубости материала, а элементы одинаковые.
Вообще ТЭ"С очень удивительно устроен. В первой части ТЭ"С Бааль Сулам говорил нам про Цимцум и кав (линия). Вторая часть - парцуф Гальгальта, немножко А"Б. А третья часть вдруг со