Основанная на управлении предпринимательскими еденицами

_____- линейные связи; ----------- - функциональные связи;

Основанная на управлении предпринимательскими еденицами - student2.ru - внешнее воздействие;

Управление предпринимательскими подразделениями железной дороги имеет следующий ряд особенностей.

1. Перевозочный процесс требует интегрального подхода готовности инфраструктуры к его осуществлению. Продуктом предпринимательских подразделений путевого хозяйства является состояние пути, способное обеспечить заданную скорость проследования поездов, с установленным уровнем безопасности движения.

Ремонты пути, текущее содержание - виды деятельности, совместная реализация которых позволяет обеспечить качественный продукт - потребное состояние пути.

2. Виды деятельности - ремонт пути и текущее содержание - имеют территориальное обособление. Поэтому их реализацию можно объединить в подразделениях, отвечающих за продукт - состояние пути - на данной территории (регионе).

3. Продукт предпринимательских единиц путевого хозяйства по номенклатуре один и тот же, и отличается только количественными и качественными характеристиками. Поэтому организующим началом внедрения прорывных технологий, ноу-хау, безопасных приемов работ и др. остается центральный аппарат железной дороги.

4. В связи с тем, что деятельность предпринимательских структур распределена по регионам, у каждой такой единицы есть свой рынок труда. Уместна глубокая децентрализация как кадровых вопросов (найм, поощрения, менеджмент, вознаграждения, трудовые соглашения), так и хозяйственной деятельности (снабжение, организация работ).

5. Централизованная политика остается в области охраны окружающей среды, стандартизации производства, исследований и разработок, технической политики.

6. Предпринимательские структуры более подвижны к нововведениям, быстрее осуществляется нововведенческая экспансия.

При переходе на управление подразделениями перед железной дорогой стоят две, на наш взгляд, равнозначные и влияющие друг на друга проблемы: 1) внешняя адаптация (как наилучшим образом установить связь с внешней средой?) и 2) внутренняя интеграция (как достичь успехов в координации внутри железной дороги?). Эти же проблемы встают и перед каждой предпринимательской единицей.

При формировании предпринимательских структур необходимо, по нашему мнению, заложить следующие идеи:

1. Законченной продукцией предпринимательской единицы является состояние пути, обеспечивающееся самой единицей, т.е. все виды ремонтов и текущее содержание выполняются одной предпринимательской единицей.

2. Сохранение некоторых элементов корпоративной культуры, для чего предпринимательские единицы создавать в границах существующих (существовавших) отделений, а дистанции пути стремиться объединять в их границах.

3. Для решения вопросов внутренней интеграции стремиться к использованию следующих сторон корпоративной культуры: самосохранение, запрограммированность, избирательность восприятия.

4. Стремиться располагать распорядительный центр предпринимательской единицы на равном удалении от ее границ, используя при этом существующую инфраструктуру путевого хозяйства железной дороги.

5. Стремиться к сокращению разницы в статусе управленческих работников. Внедрение интрапренерства (внутреннего предпринимательства), основанного на делегировании полномочий и привлечению работников к управлению.

 
6. Ввести интегральную ответственность за конечный результат.

7. Хозяйственно-финансовую деятельность предпринимательской единицы строить на трех принципах: 1) самостоятельность (хотя бы ограниченная), 2) взаимодействие с фирмами (включая частные), 3) право на «рисковое финансирование».

В отличие от существующих дистанций пути и отделений (в части путевого хозяйства), предпринимательские единицы здесь приобретают следующие черты:

- собственную стратегию;

- законченность услуг;

- свой рынок;

- отчетность непосредственно перед начальником дороги (или его заместителем);

- предпринимательский «климат»;

- своя организационная структура;

- внутренний контроль продукции (услуг).

Рассмотрим на конкретном примере один из вариантов реформирования путевого хозяйства - создание регионального структурного подразделения на Южно-Уральской железной дороге. Субъективным фактором, ускорившим процесс формирования, послужила ликвидация Челябинского (« столичного ») отделения.

Изначально в процессе реформирования были заложены идеи и требования, изложенные выше. В частности, такие предложения, как:

- проводить реформирование путем объединения, а не присоединения;

- вновь образованная структура должна находиться в границах бывшего отделения;

- максимально сохранить статус руководителей, объединяемых дистанций;

- реализация принципов делегирования полномочий и интегральной ответственности;

- многоэтапность реформирования (с целью реализации процесса адаптации);

На первом этапе реформирования были формально объединены четыре дистанции пути и дистанция лесозащитных насаждений. При этом управленческие функции в основном (кроме финансовой деятельности) не перераспределялись. Численность работников по объединяемым дистанциям показана в табл. 2.11.

Таблица 2.11

Наши рекомендации