Настройка иерархических структур управления методом
Делегирования полномочий
Выбор пути настройки
По мнению некоторых исследователей менеджмента, структурные изменения – изменения властных полномочий, целей, административных процедур и т.п. должны проводиться «сверху вниз», т.к. необходимыми для этих изменений знаниями и административным опытом обладают менеджеры верхнего управленческого уровня.
По мнению автора настройка организационных структур управления может вестись "сверху вниз", "снизу вверх", а также в сочетании этих методов.
Настройка "сверху вниз" может быть использована при формировании организационных структур управления унитарных предприятий, товариществ и обществ с вертикальными связями типа "распорядительство-подчинение". В этом случае делегирование полномочий реализует верхний управленческий уровень.
При настройке структур управления организаций ассоциативного типа может быть использован способ "снизу вверх", когда делегирование полномочий реализуется нижним управленческим уровнем.
Назовем настройку организационных структур управления "сверху вниз" - А, а "снизу вверх" - В.
В некоторых случаях настройка организационных структур управления может вестись и по схеме А, и по схеме В с последующим их итерационным обобщением. В этом случае возможны схемы А-В-А-В ... или В-А-В-А ... (например, Дельфийский метод [31]). Далее настройку такого типа будем называть АВ.
Число экспертов при настройке "снизу вверх", т.е. по схеме В, как правило, больше, чем по схеме А, а в некоторых случаях и значительно больше, что может apriori определить схему настройки. При этом надо признать, что зачастую важность информации экспертов верхнего управленческого уровня при настройке по схемам А и АВ выше, чем информация экспертов нижнего управленческого уровня.
На схему настройки может повлиять также и уровень самостоятельности нижнего управленческого уровня (юридическое лицо, филиал или структурное хозрасчетное подразделение, и др.): чем выше уровень самостоятельности нижнего управленческого уровня, тем значимей информация экспертов этого уровня. Как правило, при настройке по схеме В информация нижнего управленческого уровня значимей информации верхнего управленческого уровня.
Часто, особенно в случае полной несостоятельности существующей организационной структуры управления, путь делегирования может быть определен директивно. В этом случае путь может быть определен по схемам А, В, АВ, или директивно назначаются эксперты, без учета мнения работников управленческих уровней (директивный путь обозначим D).
Итак, при моделировании настройки организационных структур управления необходимо учитывать, что на способ настройки влияют:
- организационно - правовая форма предприятия;
- самостоятельность нижнего управленческого уровня;
- состоятельность существующих организационных структур управления;
- организованность нижнего управленческого уровня.
Введем обозначения:
Оу - организации с вертикальными связями типа "распорядительство-подчинение";
Оа - организации ассоциативного типа.
Тогда число возможных путей настройки может быть упорядочено. Упорядочение по Оу и Оа происходит по схеме "да" - "нет" (рис. 2.4).
Параметр "самостоятельность нижнего управленческого уровня" воздействует на путь делегирования по схеме "да" - "нет" и определяется наличием или отсутствием статуса юридического лица.
Параметр "состоятельность существующей организационной структуры управления" также воздействует на путь делегирования по схеме "да" - "нет" (рис. 2.5). Под состоятельностью необходимо понимать способность или неспособность существующей организационной структуры управления управлять производственно - хозяйственной деятельностью предприятия.
Параметр "организованность нижнего управленческого уровня" имеет количественное значение и определяется рядом коэффициентов.
Коэффициент учитывает общую численность управленческих работников на уровнях и (рис.2.6) и может быть в первом приближении
определен по выражению
, (2.1)
где a6 – отношение численности управленческих работников верхнего управленческого уровня к нижнему.
Коэффициент учитывает географию (рассредоточение) управляемой системы. В первом приближении можно определить по шкале:
Расcредото- чение: | Компактное | Незначите- льное | Cреднее | Значите- льное | Большое |
0,10 | 0,20 | 0,30 | 0,40 | 0,50 |
При таком определении коэффициента его значение на первый взгляд носит чисто субъективный характер. Однако в разных отраслях понятие
"рассредоточение" трактуется по-разному. Например, то, что считается компактным размещением для железнодорожного транспорта, не может считаться таковым для строительной отрасли.
Коэффициент учитывает численность работающих на предприятии и управленческих работников управляемой системы (рис.2.7) и может быть определен по формуле:
(2.2)
Коэффициент учитывает численность структурных подразделений в структурах уровня (рис.2.8):
(2.3)
где число структурных подразделений на уровне
Далее организованность нижнего управленческого уровня будем определять как сумму коэффициентов
(2.4)
Условимся, что для юридических лиц при путь делегирования
по схеме АВ, иначе - по схеме А. Для не юридических лиц - если , то по схеме А, иначе - по D (рис.2.5).