Оценка функционирования структур управления
Эффективность организационной структуры управления можно оценивать по - разному. Например, можно сравнивать структуру, которая существовала до ее настройки, со структурой, созданной в результате настройки. При этом критерии сравнения могут быть самыми различными: численность управленческого аппарата, фонд заработной платы, общие затраты на управление и т.п. Подобные характеристики обычно называются статическими, поскольку их можно определить после того, как структура спроектирована, но еще до того, как она начала функционировать.
Можно смотреть и динамику поведения организационной структуры, т.е. анализировать результаты ее конкретного функционирования. Тогда в качестве критериев оценки эффективности работы структуры можно рассматривать, например: скорость принятия решений, процент достижения поставленных целей, балансовую прибыль и т.д.
Ниже вводится один из возможных статических критериев эффективности функционирования организационной структуры, напрямую связанный именно с идеей делегирования полномочий.
Пусть показатель реализации делегированных полномочий или, другими словами, степень управляемости - число, лежащее между нулем и единицей. Естественно, что
зависит от очень многих величин, часть из которых, в свою очередь, имеют только качественные, но не количественные характеристики. Поэтому формализация, т.е. получение расчетных формул для величин, подобных
, объективно встречает много трудностей и может иметь разные окончательные виды.
Одно из первых возможных упрощений приводит к формуле
или к формуле
где
- показатель реализации системой управленческой функции с номером
. Естественно, что при всех
должны также выполняться неравенства:
.
В свою очередь, каждый из можно определить, например, просуммировав по всем вершинам дерева некоторые величины
характеризующие эффективность работы вершин, т.е. эффективность реализации полномочий, делегированных вершине с номером
( далее для простоты изложения под номером вершины подразумевается значение
)
.
Тем самым будет реализована следующая идея эффективности структуры, настроенной методом делегирования полномочий. На первом шаге конкретную (с номером ) управленческую функцию, имеющую величину 1, разбиваем на доли, которые и делегируем вниз разным вершинам в разных размерах. На втором шаге учитываем возможности каждой из вершин в реализации выделенной доли полномочий. Естественно, что эта реализация будет меньше (в лучшем случае - равна) делегированной доли. И, наконец, на третьем шаге суммируем, т.е. собираем "снизу - вверх" итоги реализации и смотрим, что осталось от исходной единицы.
Величина зависит от многих параметров и, в первую очередь, от
Напомним, что величина полномочий, которые вершина с порядковым номером
(
) получила "сверху" по линии управленческой функции с номером
, а величина
это величина полномочий этой же управленческой функции, которые
ая вершина делегировала "вниз". Следовательно,
это та часть управленческой функции с номером
которую вершина с порядковым номером
"оставила себе".
Конечно же, величина зависит не только от
, но и от других многочисленных факторов. Например, от общего объема задач, стоящих перед данной
ой вершиной и от количества подчиненных вершин, деятельность которых, во-первых, приходится контролировать, а, во-вторых, координировать свою деятельность с учетом итогов деятельности подчиненных вершин, а также от эффективности работы вершины, на которую могут оказывать влияния случайные внешние помехи, или от уровня, на котором находится вершина и т.д. В качестве конкретного примера одной из возможности учета каких - либо факторов, влияющих на
, введем в виде сомножителей только два коэффициента
,
и искомую
представим в виде
.
Следовательно, окончательная формула для показателя реализации делегированных полномочий может иметь, например, такой вид
Оговорим смысл коэффициентов ,
и способы их вычисления: выбор количества коэффициентов (типа коэффициентов
), их смысл, способ их вычисления, а также характер их влияния на величину
все это определяется исследователем на основе практики и в разных случаях может быть разным.
В качестве одного из коэффициентов, влияющих на величину
, возьмем коэффициент, учитывающий количество подчиненных вершин у вершины
. Для простоты можно считать, что этот коэффициент меняется от вершины к вершине из-за изменения числа подчиненных вершин, но одинаков как для вершин с одинаковым числом подчиненных вершин, так и для разных управленческих функций. Следовательно, этот коэффициент зависит только от
. Фактическое значение
, конечно же, может определяться только из практики. Вместе с тем, его величина может быть рассчитана, исходя из тех же критериев, из которых рассчитывается, например, зависимость "трудоемкость контроля руководителя от числа подчиненных" [3, стр.98].
В качестве одной из возможных зависимостей можно взять кусочно-линейную (рис.2.3).
0,5
0.1
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
число подчиненных вершин
Рис. 2.3. График кусочно-линейной зависимости
Коэффициент определим как коэффициент, учитывающий влияние случайных внешних помех на эффективность реализации вершиной с порядковым номером
управленческой функции с номером
.
Для вычисления значения можно использовать, в частности, датчик значений нормально распределенной случайной величины с какими - либо конкретными значениями параметров
(математическое ожидание) и
(среднеквадратичное отклонение). Исходя из некоторых эвристических соображений, можно, например, положить
или
.