Классификация целей. Построение дерева целей
Признаки, которые можно использовать для классификации целей, многообразны. Исследователи менеджмента при рассмотрении целей используют определенные срезы в системной классификации целей.
Действительно, в бизнесе множество целей, к которым можно стремиться, хотя, по мнению многих (особенно управленцев-практиков), центральная цель - получение прибыли, т.е. главное дело бизнеса - деньги. Деньги любой ценой, даже паразитируя на обществе и его благе. Но согласимся с мнением К. Мацуситы, что "каждая компания должна иметь определенные цели, отличные от прибыли, цели, которые оправдывают ее существование" [16]. Цели должны быть поставлены для каждого вида деятельности, который, по мнению компании, является важным и выполнение которого она желает наблюдать и контролировать.
Так, в компании "Дженерал Электрик" молодой Питер Друкер, приглашенный в качестве консультанта, выделил восемь ключевых областей, в которых должны быть заданы цели деятельности:
- положение на рынке;
- инновация;
- производительность;
- материальные ресурсы;
- финансовые ресурсы;
- прибыльность;
- организация человеческой деятельности;
- социальная ответственность [17].
В настоящее время существует тенденция подмены глобальной цели организации (миссии) удовлетворением потребности общества получением прибыли. Но прибыль - лишь одна из хозяйственных целей. Различия между ними заключается в том, что прибыль - внутренняя цель организации, а миссия - внешняя. Кроме того, прибыль - краткосрочный критерий, а миссия формируется на долговременной основе и, в отличие от прибыли как количественного показателя, формулируется качественно.
Требования к формулировке миссии содержатся в [4]:
1. В основе определения миссии лежат потребность общества, а не номенклатура выпускаемой продукции или потребители, т.к. эти факторы могут быстро изменяться в условиях рынка.
2. Миссия должна содержать сведения о конкурентных преимуществах организации.
3. Она должна формулироваться в удобной и понятной форме.
4. Для малых предприятий она формулируется более конкретно, чем для крупных.
5. Миссия периодически должна уточняться и пересматриваться, т.к. внешняя среда достаточно динамична.
Примеры формулировок миссии приведены в таблице 1.2. Эти примеры соответствуют приведенным требованиям, но как громоздко и пространно сформулирована миссия российских организаций.
Обратимся к советам зарубежных специалистов по определению глобальных целей компаний.
Таблица 1.2
Примеры формулировок миссии
Организация | Миссия организации |
Коммерческий банк | Содействие становлению и развитию среднего и малого бизнеса в России путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов и эффективного развития с учетом интересов акционеров, клиентов и сотрудников. |
Инвестиционная компания | Мы готовы инвестировать капитал в любую область, работающую прибыльно и имеющую потенциал дальнейшего роста. |
Государственные предприятия, опытно-конструкторские бюро | Наша деятельность направлена на сохранение и развитие научно-технического потенциала отрасли, поддержание высокого уровня разработок, создание новых рабочих мест и культуры производства, сохраняющей и защищающей окружающую среду |
В [40] дается несколько простых критериев для формулировки миссии, правда, там она получила имя "видение". Чем же отличает видение, сформулированное по-другому?
1. Видение должно вдохновлять, должно быть захватывающим и содержать элемент вызова.
2. Оно должно быть простым, как воспоминание или изображение.
3. Видение должно быть искренним, тогда его легче довести до других людей.
4. Хоть в небольшой степени, оно должно быть реалистичным и заслуживающим доверия.
5. Люди должны найти в нем свое место. Чем четче они представляют
свой вклад в общее дело, тем проще ими руководить.
6. Видение дает ориентиры в качестве основы определения уровня притязаний в процессе стратегического планирования.
Возросшая значимость видения или миссии организации состоит в том, что они неразрывно связаны с предпринимательским подходом к делу, придают смысл труду, являются ориентиром для выбора трудовой стратегии и постановки целей организации.
Для примера приведем формулировку видения (миссии) шведской авиакомпании САС (SAS): "одна из пяти в девяносто пятом", т.е. к 1995 году авиакомпания должна была превратиться в одну из пяти крупнейших компаний в Европе. Место видения в модели организационного развития определено на рис.1.3.
Следуя приведенной схеме и определив различия между миссией ("видением", "философией", "политикой " компании, т.к. в литературе она нередко обозначается этими понятиями) и целями, перейдем к рассмотрению типологии целей организации.
У разных авторов различаются подходы к выделению целей организации, но почти все они согласны, что цели должны предопределять действия, определять приоритет задач бизнеса, задавать количественные уровни для оценки результатов.
Кроме того, многие авторы разделяют мнение, что цели должны быть поставлены для каждого вида деятельности, который, по мнению компании, является важным и выполнение которого она желает наблюдать и
контролировать. Но не все виды работ, даже важные, поддаются заблаговременному определению целей. Иногда менеджеры имеют только общие представления о том, в каком направлении надо идти, не имея в голове, а тем более на бумаге никакой конечной цели. В таких случаях нужна определенная гибкость, т.к. некоторые варианты действий не раскрывают своих наиболее ценных особенностей до тех пор, пока не будут произведены.
Концепция
бизнеса
Видение
Деловая стратегия
Стратегия функциональных подразделений
Маркетинг Кадры Исследования и Производство Системы
разработки
Рис.1.3. Связь концепции бизнеса, видения и целей
Для разрешения этой проблемы предлагается "направленное" (в отличие от целевого) планирование, когда, двигаясь в определенном направлении, с течением времени суживаются и определяются цели (таблица 1.3).
Авторы [40] выделяют четыре вида целей:
1. Цели, выраженные в экономических показателях.
2. Количественные цели.
3. Качественные цели.
4. Цели развития.
К первой группе относят: прибыль на инвестированный капитал, отношение собственного капитала к суммарному, валовую прибыль и производительность труда.
Под количественными целями понимается численность потребителей, их доля в совокупном населении или на рынке, количество проданных единиц товара и др.
Качественные цели определяют реакцию потребителей на предложение продукции или услуг, а также отношение людей в организации к качественным
параметрам их рабочих мест. Авторы [40] отмечают, что на эти цели в СССР была слабая и медленная реакция.
Таблица 1.3
Сравнение целевого и направленного планирования
Характеристики | |
Целевое планирование | Направленное планирование |
Телеологическое направление на внешние цели. | Направленное, движущееся от внутрен-них противоречий. |
Цели конкретны и измеримы. | Иногда трудно определить предметную область. |
Рациональное, аналитическое. | Интуитивны, использующие элементы, не поддающиеся численному определению. |
Фокусированное, суженное восприятие задач. | Широкое восприятие задачи. |
Более низкие требования к получению новой информации. | Большая потребность в получении новой информации. |
Более эффективное исполь-зование энергии. | Возможное дублирование, неверные ходы. |
Разделение фаз планирования и действия. | Фазы планирования и действия не разделены. |
Зависит от: | |
людей, предпочитающих четко определенные задачи; | людей, предпочитающих разнообразие, изменения и сложность; |
задач и производств, поддаю-щихся численному определению и довольно стабильных; | задач и производств, не поддающихся численному определению и резко изменяющихся; |
механистических форм организации, "замкнутых" систем; | органических форм организации "открытых" систем; |
фазы "привязки" проекта. | фазы "разблокирования" в проекте. |
Несмотря на разные подходы, глобальная цель любой организации состоит в достижении постоянно высоких результатов, и тут годятся различные виды целей, которые являются средством контроля за движением организации в выбранном направлении. |
Цели развития в идеальном случае охватывают следующие аспекты:
1. Развитие продукции или услуг.
2. Развитие рынков.
3. Развитие лидеров и прочего персонала.
4. Административное развитие.
Не впадая в частности и обобщив теоретический и практический опыт классификации целей, взяв за основу [93], представим разнообразие целей организаций в таблице 1.4. В ней дан один из возможных вариантов деления целей на отдельные виды, в зависимости от выбранных классификационных признаков. Классификация целей позволяет конкретизировать задачу целеполагания и использовать соответствующие приемы для их постановки и методы для их достижения.
Приведенный здесь набор целей, очевидно, будет расширен, т.к. можно выделить множество других признаков классификации, по которым выделяются
Таблица 1.4