Развитие временных представлений о единицах измерения времени
Еще в пропедевтический период учитель ставит перед собой задачу уточнить и развить временные представления (вчера, сегодня, завтра). С этой целью он организует наблюдения над явлениями и событиями, характеризующими время, использует картинки, отражающие деятельность детей, взрослых, календарь дежурств и т. д. Каждый учебный день учитель начинает с беседы о том, что сегодня должны делать подчеркивая слово «сегодня»,
Календарь дежурств |
Завтра |
Сегодня |
Вчера |
вспоминает, что делали вчера. В конце учебного дня учитель обязательно сообщает, какие события ждут учеников завтра.
В результате у уча
щихся накопится некото
рый опыт и они научатся
различать временные по-
Рис- 19 нятия вчера, сегодня,
завтра, соотносить их с определенными событиями. Важно обратить их внимание на текучесть времени: то, что происходит сегодня, завтра уйдет в прошлое и будет соотноситься с термином вчера. Текучесть времени в какой-то мере можно конкретизировать, используя календарь дежурств (рис. 19).
Ежедневно на календаре дежурств выставляются карточки с именами детей (так как ученики еще не умеют читать, то на карточках около имени изображается рисунок), которые дежурили вчера, дежурят сегодня и будут дежурить завтра. На следующий день эти карточки передвигаются. Вместо карточек можно сделать ленту с рисунками и именами детей, а вместо кармашков —
«окошечки» (прорези). Лента каждый день передвигается и < более наглядно демонстрирует смену дней, движение (текуч< времени.
Наряду с частями суток вчера, сегодня, завтра ввод> новые термины, которые также характеризуют время:
сейчас, рано, поздно, давно, недавно, быстро, медленна старше—моложе.
Работа над этими словами проводится также кропотливо, п< степенно и систематически.
Сутки. В 1-м классе уточняются представления учащихся v частях суток (утро, день, вечер, ночь), их последовательности Работу по уточнению этих временных представлений необходим< проводить с учетом опыта учащихся, их ориентировки во времени Степень же развития временных представлений учитель выявляет в беседах и играх. Беседы проводятся не только на уроках мате матики, но и на других уроках и во внеклассное время. В первые беседах учитель или воспитатель опирается на опыт самих учащихся. Если это школа-интернат, детский дом, то утром воспита' тель в беседе обращает внимание детей на то, что они должнь. сделать утром, а учитель на уроке спрашивает учащихся, что онк. делают утром, что успевают сделать за утро они сами, их мама,! воспитатель. «После утра наступает день. Что вы делаете! днем?» — спрашивает учитель. Так же проводится беседа о ю занятиях вечером и т. д.
В последующих беседах учитель может опираться на наблюдения детей за деятельностью окружающих их близких людей, а затем и на наблюдения событий и явлений окружающей их жизни и природы, например: «Утром шел дождь», «Днем появилось солнце», «Вечером солнце скрылось, начало темнеть», «Ночью стало совсем темно». Во время бесед учитель должен стремиться развивать наблюдатель-, ность детей, расширять их кругозор, сообщая о работе заводов, фаб-| рик, транспорта в любое время суток.
Некоторые учащиеся путают последовательность частей суток, считая, что за днем сразу следует ночь, а после ночи наступает день. Последовательность частей суток, а также их смену удобно показать и закрепить на наглядных пособиях и дидактическом материале. Можно использовать макеты «Восход и заход солнца», «Суточный домик» (рис. 20). С макетом «Суточные часы» организуются игры.
Макет «Суточный домик» имеет ленту, на которой последовательно соответствующим цветом (утро — розовое, день — желтый, вечер — синий, ночь — черная) отмечается каждая часть 280
(уточные часы |
суток. Лента вставляется в прорезь («окошко») и движется постепенно. Одна часть суток приходит на смену другой. Учащиеся называют эти части, закрепляя их последователь-Суточный домик ность и «наблюдая» текучесть времени.
Можно использовать
Рис. 20
картинки, на которых изображены наиболее характерные виды деятельности детей и взрослых в разные части суток. Учитель раздает их ученикам, они их раскладывают по порядку, учитель проверяет, а потом один из учеников рассказывает, в какой последовательности он разложил картинки, и объясняет, почему он выбрал именно такую последовательность.
Такие игры не только уточняют и закрепляют временные представления учащихся, но и обогащают их словарь и способствуют общему развитию умственно отсталых первоклассников.
Во 2-м классе утро, день, вечер, ночь учащиеся должны уметь назвать одним обобщающим словом «сутки» (в понятие «сутки» вкладывается во вспомогательной школе календарное число; начало суток — Оч ночи, а конец — Оч следующего календарного числа). Неделя. Хотя по программе учащиеся школы VIII вида знания о неделе и последовательности дней недели должны получить только во 2-м классе, работу по формированию этих знаний надо начинать с опережением, уже в 1-м классе (приблизительно в начале второго полугодия).
Опыт показывает, что учащиеся постепенно запоминают названия дней недели и их последовательность, если ежедневно спрашивать их, какой сегодня день недели, какой день недели был вчера, какой день недели будет завтра. Полезно также работать с отрывным календарем, который укрепляется на календаре дежурств. Листочки отрывного календаря не выбрасываются, а, начиная с понедельника, складываются в кармашек под календарем. В субботу и понедельник подводятся итоги. Учитель спрашивает детей: «Сколько дней вы учились? (Дети пересчитывают.) Какой день завтра? Сколько дней вы отдыхаете? Сколько дней прошло от понедельника до следующего понедельника? (Прошла одна неделя.) Сколько дней в неделе?» Таким же образом идет работа с календарем и в последующие недели.
Ко 2-му классу учащиеся будут иметь большой запас наблю ний смены дней в течение недели. Закреплению последовательн ти дней недели способствует проведение дидактических игр. I. результате учащиеся должны усвоить порядковый номер дня, ш пример: пятница — пятый день недели, вторник — второй дет. недели и т. д., уметь показать, как этот номер отражается в ш звании дня недели, например: четверг — четвертый, вторник второй и т. д.
Наряду с календарным понятием недели (неделя начинается и понедельник и заканчивается в воскресенье) следует дать учл щимся и житейское понятие недели (если от данного дня прои дет 7 дней, то пройдет неделя: от четверга до четверга прошл.ч неделя).
Месяц. Год. В 3-м классе школы VIII вида учащиеся долж ны получить знания о месяце как новой единице времени, которая больше недели, познакомиться с последовательностью месяцем года и количеством дней в каждом месяце.
Обязательным пособием в 3-м классе является отрывной кален дарь и табель-календарь.
В каждый из учебных дней года ученики называют день неде ли, число, месяц, отрывают листок календаря и кладут его и кармашек, зачеркивают прошедшие дни в табеле-календаре. Через неделю 7 листов календаря связываются стопкой. Подводятся итоги работы за неделю. Это необходимо делать для того, чтобы! учащиеся не формально воспринимали прошедшее время, а осмы-1 сливали его в связи с заполнявшими его событиями. В конце | месяца определяется количество полных недель и количество оставшихся дней, а в итоге — сколько всего дней в месяце. Такая же работа проводится и в последующие месяцы: в октябре, ноябре, декабре. К январю у учащихся накапливается определенный опыт, который можно обобщить: в месяце бывает то 30, то 31 день, в месяце содержится 4 полные недели и еще 2—3 дня, новый год начинается с 1 января. В качестве наглядного пособия используется таблица «Год».
В таблице следует выделить разным цветом названия месяцев каждого времени года. Необходимо обратить внимание на февраль, а также июль и август (остальные месяцы содержат то 31, то 30 дней). Полезно научить учащихся «бытовому» приему определения дней в месяце по фалангам пальцев руки, ведя отсчет с 282
«пваря. Этот прием доступен учащимся школы VIII вида, и они пользуются им в жизни.
Год | ||
№ п/п | Название месяца | Количество дней в месяце |
Январь | ||
Февраль | 28 (29) | |
Март |
Важно, чтобы учащиеся не только запомнили названия месяцев по порядку, но и хорошо знали порядковый номер каждого месяца. Этому способствуют дидактические игры «Год», «Угадай, какой месяц пропал», «Который по порядку?», «Назови, какой это месяц».
Большую коррекционную роль играет умение воспроизвести в памяти те события, которые произошли за месяц (какие изделия сделали за месяц на уроках труда, что прочитали и сколько, сколько стихотворений выучили, с какими новыми темами по разным предметам познакомились, где были за это время, что сделали (на пришкольном участке и т. д.). Для этого хорошо использовать календари наблюдений.
Когда учащиеся познакомятся со сложением в пределах 1000, следует предложить им задание: по таблице «Год» определить количество дней сначала в каждом времени года, а потом во всем году. Например, осень: сентябрь — 30 дней, октябрь — 31 день, ноябрь — 30 дней, итого 91 день. Так же подсчитывается количество дней в других временах года. Затем находится сумма дней в четырех временах года, что составляет количество дней в году, т. е. 365 (366) дней (в феврале может быть 28 или 29 дней, через 3 года на четвертый в феврале — 29 дней, такой год называется високосным).
Можно дать учащимся задание на определение ближайшего високосного года.
В 5-м классе учащиеся под руководством учителя составляют
таблицу мер времени: 1 год — 365 (366) сут 1 год — 12 мес. |
1 мес. — 28 (29, 30, 31) сут 1 нед. — 7 сут 1 сут — 24 ч
Этой таблицей они пользуются при составлении и решении задач на время.
Час. Минута. Секунда. Во 2-м классе учащиеся школы VIII вида получают сведения о единице измерения времени — часе, знакомятся с прибором для измерения времени — часами.
На первом же уроке нужно выявить представления учащихся, конкретной наполняемости часа («Что можно сделать за 1 ч?»),1 назначении часов, о необходимости измерения времени. Учите^ сообщает учащимся примерную продолжительность часа — Э1 урок и перемена, затем выясняет, что они успели сделать за Э1 время.
Далее учащиеся знакомятся с часами (настенными, наручными, настольными). Учитель рассказывает об их назначении, о том, зачем людям нужно знать и уметь определять время. Обязательным пособием на данном уроке являются циферблаты часов. Они должны быть у каждого ученика. На циферблатах учащиеся читают цифры, рассматривают стрелки: часовую и минутную. Учитель сообщает, что часовая (маленькая) стрелка показывает целый час тогда, когда минутная (большая) стрелка стоит на двенадцати (минутная стрелка закреплена на циферблате на числе 12).
Значит, положение минутной стрелки при показе любого целого часа постоянно, а положение часовой — меняется.
При определении времени с точностью до 1 ч минутная стрелка пройдет целый круг (т.е. пройдет через все числа), а часовая стрелка передвинется к следующему числу и покажет, что прошел 1 ч. На этом же уроке дети учатся читать показание времени на часах, т. е. называть время в часах и ставить стрелки часов так, чтобы они показывали целое количество часов.
В последующие дни необходимо организовать наблюдения за конкретной наполняемостью часа. С этой целью учитель обращает внимание на начало первого урока: «Часы показывают 9 ч утра. Часовая стрелка стоит на цифре 9, а минутная — на числе 12. Прошел урок и перемена». Ровно в 10 ч учитель снова обращает внимание на часы и говорит: «Прошел 1 ч после начала первого урока. Вспомним, что мы успели сделать за 1 ч». Ежедневно прослеживается время продолжительностью в 1 ч и выявляется его наполняемость. Хорошо пронаблюдать эту единицу времени на прогулке пешком, на лыжах, проследить хотя бы примерный путь, который проделали за это время ребята.
На последующих уроках учитель отводит 5—10 мин для закрепления определения времени в часах и записи показания часов. Учащимся можно предложить задание записать начало режимных моментов в часах, таблицу «Режим дня», начало каждого урока и т. д. Работая с циферблатом часов, учащиеся выполняют такие задания: «Поставьте стрелки часов так, чтобы они показы-284
);иш 7 ч, 9 ч и т. д.», «Поставьте часовую стрелку на цифру 5, а минутную — на 12. Который час показывают часы?» и т. д.
Важно дать понятие о движении стрелок только в одном направлении. Позже, на уроках труда, ученики узнают о направлении движения по часовой стрелке. Это будет способствовать лучшему пониманию времени прошедшего, настоящего и будущего. Например, если часы показывают 5 ч, то, значит, они уже показывали 4 ч, 3 ч (это время прошло), а показывать будут б ч, 7 ч и т. д. Надо связать показание времени на часах с календарной датой: «Сегодня 10 февраля, 10 часов утра».
В 3-м классе работа с часами продолжается. Учащиеся учатся определять время с точностью до получаса (когда минутная стрелка стоит на цифре 6 циферблата, то часы показывают половину часа).
Знакомство с новой единицей времени — минутой — надо начать с беседы о необходимости этой единицы.
Учащиеся школы VIII вида слышали о минуте, но почти никто из них не представляет себе этого промежутка времени, его конкретной наполняемости, представления их о том, что можно сделать за минуту, чрезвычайно неопределенны.
Поэтому первое представление о минуте учащимся следует дать через наблюдение конкретной наполняемости этой единицы времени. Удобно в этом случае использовать песочные часы: учащиеся смогут наблюдать пересыпание песка в песочных часах в течение одной минуты.
Можно также предложить учащимся помолчать одну минуту, написать числа по порядку от 1, склеить цветные полоски в цепочку. Когда пройдет минута, учитель сравнит, что каждый успел сделать за одну минуту. Цепочки, сделанные каждым из учащихся, учитель склеивает в одну гирлянду и показывает, как много могут сделать все ученики класса вместе за одну минуту. Это большой воспитательный момент, который наглядно показывает, как важно беречь каждую минуту времени. Проводятся и другие упражнения (посчитать, попрыгать, похлопать в ладоши и т. д. в течение одной минуты), которые позволят учащимся прочувствовать продолжительность одной минуты.
Затем учитель знакомит учащихся с делением циферблата на минуты. Он просит внимательно рассмотреть деления, посчитать количество делений между двумя соседними числами на циферблате и проследить, на сколько делений передвинется часовая
стрелка, когда минутная опишет цел
круг, т. е. когда она пройдет все 60 де^
ний. Полезно решить задачу: «Минулич
стрелка проходит расстояние между о
седними числами (от 1 до 2) за 5 мим
Сколько времени пройдет, если минутная
стрелка пройдет за 12 чисел (обойдет
весь круг)? Сколько часов пройдет за это
время? Сколько минут содержится в
Рис- 21 одном часе?» Подобные задачи, при ре-
шении которых учащиеся делают обобщения, выводы, имеют большое коррекционное значение. Это позволяет им лучше понять и запомнить соотношение мер времени (1ч — это 60 мин, полчаса — это 30 мин) и их обозначение при числах (1 ч, 1 мин).
Учащиеся учатся также определять время сначала с точностью до 5 мин (3-й класс), а потом и до 1 мин (4-й класс). Заметим, что в 3-м классе при определении времени по часам учащиеся отвечают так: «Прошло 3 ч 5 мин».
Сначала учащиеся тренируются в отсчете времени с помощью минутной стрелки по 5 мин: «Ставим минутную стрелку на число 12, передвигаем ее на цифру 1 — прошло 5 мин, передвигаем ее на цифру 2 — прошло еще 5 мин, а всего прошло 10 мин» и т. д. Так ведется счет пятерками до 60: прошло 60 мин, т. е. прошел 1 ч, прошел 1 ч 5 мин, 2 ч 10 мин, 2 ч 15 мин и т. д. до 11 ч 55 мин. Затем учащимся сообщается, что начало новых суток — 12 часов ночи, или, как еще говорят, О часов. Часовая и минутная стрелки стоят на числе 12. Минутная стрелка продолжает двигаться, ученики считают: «О ч 5 мин, 0 ч 10 мин, ..., О ч 55 мин».
В 4-м классе учащиеся знакомятся с такими бытовыми обозначениями частей часа, как четверть, половина, три четверти (эти названия лучше усваиваются учащимися, если циферблат разделить на 4 равные части; рис. 21), получают представление об ином отсчете времени по часам: сколько минут прошло после прошедшего целого часа и к какому следующему часу движется часовая стрелка (20 мин после Зч — это 20 мин четвертого, т. е. минуты называются прошедшие, а час будущий). Далее учитель знакомит учащихся с новым видом предложения для обозначения времени, например: без двадцати минут четыре.
Важно, чтобы учащиеся не только ежедневно работали с часами (называли время начала уроков, окончания первого урока и т. д.), 286
и<| к выполняли ту или иную работу с учетом времени, например, ммечали, сколько времени они затратили на решение одного при-'ра, задачи, на выполнение чертежа.
Важно, чтобы и на других уроках уточнялись представления учащихся о конкретной наполняемости единиц времени, чтобы Они учились чувствовать время и без часов, например, могли сказать, сколько времени надо затратить на пришивание пуговицы, наматывание шпульки, обтачивание той или иной детали.
Примерно так же учитель знакомит учеников и с самой маленькой единицей измерения времени, которая изучается во вспомогательной школе, — секундой и соотношением 1 мин=60 с. Наполняемость этой единицы времени, ее практическое применение удобнее всего дать на уроках физкультуры, на которых учащиеся знакомятся с секундомером.
Для лучшего запоминания этих соотношений полезно решать задачи на время практического содержания («Урок и перемена длились 1 ч. Урок продолжался 45 мин. Сколько времени длилась перемена?»), а также примеры вида: 1ч — 30 мин, 1 мин — 20 с, 1 сут. — 15 ч.
Учащиеся узнают, что в сутках 24 часа в 3-м классе, а в 4-м классе — о двойном обозначении времени. Это удобнее всего связать с уже известным учащимся материалом о частях суток. Сутки — это ночь, утро, день, вечер. Учитель сообщает: «Новые сутки начинаются в полночь (ставит стрелки часов на 12). К полудню (12 ч дня) часовая стрелка обойдет весь циферблат — пройдет 12 ч, но сутки еще не кончились, так как прошли ночь, утро, наступил полдень. Сутки закончатся в полночь, т. е. когда пройдут все части суток: еще весь день и вечер. За это время часовая стрелка еще раз обойдет весь циферблат, т. е. пройдет еще 12 ч: 12 ч до полудня и 12 ч после полудня, всего 24 ч. Значит, в сутках — 24 ч».
Теперь, определяя время, учащиеся добавляют к числу часов название части суток: «9 ч утра, 3 ч дня, 8 ч вечера, 1 ч ночи». Эти подготовительные упражнения помогут лучше понять двойное обозначение времени в течение суток. Из личного опыта (слушание радио, просмотр телепередач, время начала сеансов в кино и т. д.) учащиеся знают, что время 8 ч вечера можно обозначить и так: 20 ч. Но этот опыт, а тем более прочное знание двойного обозначения времени имеется не у всех, поэтому учитель посвящает специальный урок этой теме. На нем учащиеся вспоминают,
что в сутках 24 ч, что за сутки часовая стрелка дважды обойд| циферблат. Обязательным пособием на этом уроке будет цифо] блат с двумя кругами: на первом круге дан ряд чисел от 1 до 1| а на втором — меньшего диаметра — от 13 до 24.
Ежедневные упражнения с часами, в которых от учащихС требуется назвать время с добавлением названия части суток м без них, позволяют овладеть новой терминологией.
Век. Знание о веке формируется у учащихся постепенно,
мере накопления сведений об исторических событиях. Читая
или иную статью исторического содержания, учитель стараетс
иллюстрировать ее картинками, соотносить события с тем врем!
нем, в которое они происходили, указывать на то, как давно эт
было, сколько лет прошло с того времени, какие события произе
шли за последующие годы. ,
По возможности продолжительность времени в 100 лет нужна наполнить конкретными событиями. Учитель называет даты раз! личных исторических событий, годы жизни замечательных людей| даты открытий, изобретений, а учащиеся соотносят эти события соответствующим веком. Например, 1812 год — это XIX ве* 1917 год — это XX век и т. д.
Затем учитель сообщает, что 100 лет — это новая едини!, времени — век.
Преобразование чисел, выраженных единицами измерения времени
При определении времени по часам, установлении дат и т. д.| получаются числа, выраженные мерами времени. Над числами,! выраженными мерами времени, так же как и над числами, выра-1 женными в других единицах мер, можно производить преобразования и все 4 арифметических действия. Но так как соотношение единиц мер в этих числах не выражается единицей с нулями, то и преобразования, и действия над числами, выраженными в мерах времени, будут своеобразными.
От того, насколько сознательно учащиеся усвоят преобразование чисел, выраженных мерами времени, зависит успех в решении примеров и задач с этими числами.
Прежде чем познакомить с преобразованием мер времени, полезно поставить учащихся перед решением незнакомой для них задачи и тем самым пробудить интерес к восприятию новой темы.
Например, учитель сообщает, что до приготовления уроков остался ровно 1 ч, 15 мин они затратят на полдник, а остальное 288
ни — на игры. Сколько времени им дается на игры? Как это 1Т1,? Как из 1 ч вычесть 15 мин?
.Некоторые учащиеся по аналогии с метрическими мерами догадаются: 1 ч=60 мин; 60 мин —15 мин=45 мин. Далее учитель знакомит учеников с выражением часов минута-суток — часами, минут — секундами и т. д., соблюдая стро-последовательность в нарастании трудностей. [Выражение крупных мер мелкими:
1)1 ч=60 мин
2 ч=60 минх2 = 120 мин
2) 2 сут 17 ч=65 ч
2 сут=24 4X2=48 ч.
2 сут 17 ч=48 ч+17 ч=65 ч
Выражение мелких мер крупными лучше дать, создав опреде-|нную жизненную ситуацию или решая задачу жизненно-практи-|бского характера, например: «Сегодня на обед вы затратили _Б мин, а на прогулку — 50 мин. Сколько времени вы затратили |а обед и на прогулку? Больше или меньше часа вы затратили на бед и на прогулку?» Решение: 35 мин+50 мин=85 мин. Устанавливается, что затратили на обед и прогулку больше ч. Узнаем теперь, сколько часов и сколько минут составят мин. 1 4=60 мин. Если из 85 мин вычесть 60 мин, то останет-,.. 25 мин, следовательно, 85 мин=1 4 25 мин. 85 мин мы заме-Ыли 4асом и минутами, т. е. выразили в более крупных мерах.
Упражнения на выражение крупных мер мелкими следует расположить в определенной последовательности:
72 ч=3 сут |
24 ч=1 сут |
1) 120 мин=2 4 60 мин=1 ч
24ч 3 (сут) |
72 ч "72 |
60 мин |
120 мин "120
2(ч)
86 4=3 сут 14 4 24 4=1 |
2) 96 мин=1 ч 36 мин 60 мин=1 4
96 мин "60 |
14ч |
60 мин
36 мин
Аналогичная последовательность соблюдается при преобразовании чисел с наименованиями: минуты — секунды, сутки — годы, месяцы — годы.
10 Перова М. Н. 289