Обозначение числа цифрой и письмо цифр

После знакомства с получением числа учитель учит обозначать гзто число цифрой, как печатной, так и рукописной. Цифра внима­тельно рассматривается, выделяются ее элементы, подыскиваются предметы, с которыми можно сравнить цифру. Это нужно для того, чтобы учащиеся лучше запомнили образ цифры, не смешива­ли его с другими цифрами (например, цифра 8 — это две баран­ки; цифра 1 — палочка и крючок). "'"

Учитель ставит цифру под соответствующим количеством пред­метов или под картинкой с изображением предметов, соответству­ющих по количеству данной цифре.

Далее надо обучить ребят письму цифр. Это довольно сложный процесс. В пропедевтический период учитель должен хорошо вы­яснить возможности и особенности написания цифр каждым уче­ником класса! Для учащихся, у которых процесс письма по тем или иным причинам затруднен, необходимо заранее приготовить дополнительные пособия (фанерные или пластмассовые цифры для обводки, лекала с прорезями — в них можно вставить каран­даш и писать цифры, обводя прорези).

Последовательность знакомства с написанием цифр:

1) показ рукописного образца цифры, показ и письмо элемен­
тов цифры;

2) показ учителем письма цифры на доске (при этом обращает­
ся внимание на направление движения мела);

3) обводка (пальцем, указкой) модели цифры;

4) письмо цифры в воздухе;

5) письмо цифры на доске несколькими учениками;

ИЗ

6) письмо цифр в тетрадях по образцу. ^Предварительно учи тель готовит тетрадь, в которой ученикам предстоит писат цифры. Для всех учащихся дается образец: записываются 2— > цифры.

Для отдельных учащихся учитель пунктиром или тонкими ли­ниями пишет цифры, а они лишь обводят их. Некоторым ученикам необходимо поставить лишь две-три опорные точки. у Если у ученика значительные нарушения моторики, мелкиг \ движения пальцев рук затруднены, то они не смогут писать цифры в одну клеточку. Таким учащимся разрешается писать цифры в две клеточки, а то и крупнее (в клетках, специально разграфленных для этого учителем).

Учащимся, которые не ориентируются на странице тетради, не соблюдают строчек при написании цифр, необходимо выделять (проводить) строчки синим карандашом.

\

Отдельным учащимся доступна лишь обводка цифр по лекалу или трафаретам, письмо вместе с учителем.

Перед письмом цифр учащимся предлагается обвести цифры из наждачной бумаги или фланели, наклеенные на карточках. Ребе­нок водит пальцем по цифре, как бы вычерчивая ее, затем повто­ряет ее название. Письмо цифр сочетается с их проговариванием, а также счетом (написать одну, две, три, четыре цифры).

Учитель добивается от каждого ученика правильного, четкого написания цифр, что является залогом правильных вычислений при решении примеров и задач.

Соотношение количества, числа и цифры

Учащиеся школы VIII вида вначале не связывают число с циф­рой. Осознание такого соотношения требует многочисленных уп­ражнений разнообразного характера, например:

1. К заданному количеству предметов подобрать нужную цифру. Учитель говорит: «Мама купила 4 апельсина. Покажите цифрой, сколько апельсинов купила мама. Проверим. Посчитаем вместе, хором, и прикрепим цифру 4».

2. К цифре подобрать соответствующее количество предметов.
«Эта кукла не умеет говорить, но знает цифры. Смотрите, какую
цифру она показала (3). Это она просит конфеты. Сколько конфет
она просит? Дадим кукле 3 конфеты».

3. Игра «Найди нужные картинки». Ученики получают коробоч­
ки с набором картинок (5—6 картинок) и цифру. К цифре они
114

лжны подобрать все картинки с соответствующим количеством сдметов.

Затем к каждой картинке ученик подбирает нужную цифру.

4. На полоске отложить мерку 4 раза. Какое число получи-• •сь? Измерить воду в банке стаканами. Отсыпать из пачки 4 ножки соли, написать цифрой. Сколько соли отсыпали? И т. д.

Место числа в числовом ряду

Работу следует начать с числовой лестницы.'Одну ступеньку <^означаем числом 1, две ступеньки — числом 2, три ступень­ки — числом 3, четыре ступеньки — числом 4. Дети «поднимают-ся» и «опускаются» по «лесенке» (ведут счет).

Затем определяется место числа в числовом ряду. Например, цифра 4 стоит после цифры 3, так как число 4 идет после числа Л при счете. Учащиеся в своем наборном полотне находят цифру 4 и расставляют все известные им цифры по порядку, т. е. в порядке последовательности числового ряда. Учащиеся должны знать, что число 4 стоит после числа 3 и перед числом 5. «Сосе­ди» числа 3 — числа 2 и 4. Между числами 3 и 5 стоит число 4. На этом этапе полезна работа с иллюстрацией чисел соответству­ющим количеством предметов. ;

Наряду с составлением числового ряда с опорой на предметное и иллюстративное его изображение все чаще следует воспроизво­дить ряд без опоры на наглядно-образное восприятие: записать числа по порядку от 1 до 4; записать числа от 4 до 1; заполнить числовой ряд 1, 3; вставить пропущенные числа (или закрыть «форточкой»); найти соседей числа П 2 П.

Учитель коррекционной школы для закрепления последователь­ности числового ряда широко использует разнообразные игры, как дидактические, так и подвижные, занимательные упражнения. Особенно любят дети игры «Живые цифры», «Найди свое место», «Угадай, сколько здесь грибочков» и др.

Счет в прямой и обратной последовательности

Обучение счету в пределах данного числа происходит после знакомства учащихся с его образованием. Если учащиеся пришли в 1-й класс школы VIII вида, умея считать в пределах 10, то этот счет необходимо закреплять и совершенствовать.

г

Прежде всего учитель учит брать предмет в руку и отклады вать его в сторону, затем отодвигать. Потом ученики считают, дотрагиваясь пальцем до каждого предмета, затем только показы вают предметы, не дотрагиваясь до них. После этого они считаю; «глазками», т. е. смотрят на предметы. Во всех этих упражнениях ученики считают вслух. И только тогда учитель просит пересчи тать предметы про себя.

Каждый раз после пересчета предметов учитель задает вопрос: \ «Сколько?» Например: «Сколько здесь карандашей, посчитай». v После пересчета учитель опять спрашивает: «Здесь 7 каранда­шей?» (Карандаши можно собрать в одну руку.)

Первые предметы, которые пересчитывают учащиеся, должны быть хорошо им известны, не надо отвлекать учащихся новизной, излишней красочностью. Все внимание должно быть сосредоточе­но на счете.

Для счета сначала выбирают одинаковые предметы. Затем берут однородные предметы, отличающиеся размером, цветом, ма­териалом. Учащиеся пересчитывают предметы, объединяя в одну совокупность множество синих и красных карандашей, больших и маленьких шаров, деревянных и пластмассовых палочек различ­ной окраски.

Наконец, они пересчитывают и разнородные предметы: «Сколь­ко деревьев (берез и елей) стоит в ряду?», «Сколько игрушек?».

Счет ведется как слева направо, так и справа налево, сверху вниз, снизу вверх. При пересчитывании важно, чтобы ученик не только называл результат счета: «Здесь 5 игрушек», «Стоят 7 деревьев», но и правильно показывал все множество сосчитанных предметов.

Когда учащиеся научились пересчитывать предметы в горизон­тальном ряду, надо варьировать расположение предметов, предъяв­ляя их в вертикальном, наклонном рядах, в сложной группе (враз­брос). Это необходимо делать потому, что в силу стереотипности мышления первоклассники не могут использовать свой опыт счета горизонтально расположенных предметов при счете предметов, дан­ных в ином положении. Только разнообразные упражнения в счете разных предметов, различно расположенных в пространстве и на плоскости, помогают сформировать у учащихся навыки счета.

Отвечая на вопрос: «Сколько?», учащиеся учатся считать от­дельные предметы, предметы, объединенные в цепочки (ребенок может дотронуться, отодвинуть предмет при счете, но не может 116

|ять его в руки), изображения предметов на картинках, табли-«х, числовых фигурах (ребенок может дотронуться до предметов, ||(| не может отодвинуть их, взять в руки). Счет в двух последую­щих случаях более труден.

Сначала дети учатся присчитывать по одному предмету, а Потом отсчитывать, затем считать и равными числовыми группа­ми — по 2, 5, 3, 4.

Счет в обратном порядке более труден для учащихся, поэтому он должен быть связан с отсчитыванием сначала конкретных предметов, которые ученик мог бы взять в руки, отодвинуть. Например: «Сосчитаем карандаши». Ученик сосчитал: «Всего 5 карандашей». «Уберем 1 карандаш в коробку. Осталось 4 каранда­ша. Уберем еще 1 карандаш. Осталось 3 карандаша» и т. д. Затем отрабатывается обратный счет на цепочках, счетах и, наконец, отвлеченно.

В период обучения даются не только задания на пересчитыва­ние предметов, но и задания практического характера'^ например: «Леня, сосчитай, сколько учеников в нашем классе сидит у окна»; «Каждому ученику нужно дать по 1 тетради. Сколько тетрадей нужно отсчитать?»; «Отсчитай, Катя, 7 тетрадей»; «Алеша, дай мне 3 карандаша».

Усвоение счета, восприятие определенного количества и соот­ветствующего числа значительно облегчается, если в упражнения; включаются различные анализаторы: зрительный, слуховой, осяза­тельный. Можно пользоваться такими приемами: хлопать ладош­ками, звонить колокольчиком, постукивать о парту, ударять по клавишам пианино, прыгать, топать, ударять мячом об пол и т. д. При этом учитель постоянно указывает на число тех или иных движений, звуков, которые нужно произвести («Попрыгай на одной ноге 4 раза, похлопай ладошками 3 раза»), просит опреде­лить их количество («Сколько раз я ударила палочкой о стол? Сколько раз я дернула шнурок с шариком?»).

Нередко непривычность задания отвлекает ребенка своей новой формой, а быстрая отвлекаемость, неумение сосредоточить внимание на решении основной задачи приводит к тому, что ребе­нок забывает об основном задании: «Подпрыгни 3 раза». Ученик прыгает и забывает о счете. «Хлопни 5 раз», — говорит учитель. Ученик хлопает, пока его не остановят. Чтобы избежать этого, учитель должен сосредоточить внимание ученика на второй части

\ задания: «Сколько раз нужно хлопнуть? Прыгай и считай в| '""Когда ты остановишься?»

Многократная повторяемость подобных упражнений привод к тому, что форма задания не отвлекает учеников и внимание сосредоточивается на счете.

Учащиеся выполняют практические задания: обводку, лепку аппликацию, раскрашивание, связывая эту работу со счетом. Учи тель просит обвести три кружка, раскрасить два гриба, наклеит! три листочка дуба, вылепить четыре шарика.

Уроки математики должны быть тесно связаны с уроками руч ного труда, рисования: учащиеся лепят большие и маленькие ша­рики, пересчитывают их, лепят грибы, овощи, фрукты и они ста­новятся предметом счета на уроках математики.

Следует учить учащихся счету предметов и отвлеченному счету не только от единицы, но и от любого числа до заданного: «Посчи­тай от 3 и дальше»; «Посчитай от 4 до 8»; «Посчитай (обратно) от 10 до 5»; «Посчитай от 7 до 3»; «В корзине 5 яблок, клади туда еще яблоки и считай, сколько всего яблок будет в корзине»; «В корзине 5 яблок, отсчитай (возьми) 2 яблока. Сколько яблок останется в корзине?» (Отсчитывать надо так: «Там 5, возьму 1 яблоко, осталось 4, возьму еще 1, осталось 3».)

При изучении каждого из чисел учащиеся учатся не только пересчитывать предметы и отвечать на вопрос «Сколько?», но и определять порядковый номер того или иного предмета (в зависи­мости от порядка, в котором проводится счет).

Определение порядкового номера пересчитываемых предметов имеет большое значение для развития пространственных представле­ний, так как ученики знакомятся с порядковым отношением, местом предмета в ряду других: перед, между, за, около — это слова, которые указывают на пространственное положение предмета.

Начинать работу следует в подготовительный период. Лучше всего знакомство с этими понятиями проводить как бы исподволь, обращая внимание учащихся на отношения между предметами в окружающей среде: «Кто сидит рядом с тобой, Юра? Кто сидит перед (за) тобой, Наташа? К доске выйдут Саша и Миша. Соня, встань между ними. Ребята, кто стоит первым слева? Кто второй, третий? Кто стоит первым справа? Кто второй? Кто третий? Сей­час мы пойдем завтракать. Постройтесь в два ряда — девочки и мальчики. Пересчитайтесь по порядку сначала мальчики. Начина-118

счет слева». Мальчики считают: «Первый, второй...» Девочки ^ют: «Первая, вторая...»

I Трудности у учащихся вызывает изменение порядковых числи-Льных по родам, поэтому закрепляющих это упражнений долж-

быть достаточно много. Учащиеся должны понять, что первым »кет быть предмет, расположенный слева, справа, сверху, тзу, что один и тот же предмет в зависимости от направления

• чета может быть и первым, и последним.

Необходимо показать учащимся, что для ответа на вопрос

• Сколько?» им нужно определить общее число пересчитываемых
предметов, а при ответе на вопрос «Который?» — назвать номер
предмета по порядку. Например, учитель просит выйти к столу
нескольких учеников и построиться в ряд. «Посчитаем, сколько
учеников стоит у доски», — говорит учитель. Учащиеся хором
считают: «5 учеников». «Сколько всего учеников? Покажите 5
учеников. Кто стоит первым слева в ряду? Который по счету
Сережа? Пересчитайтесь по порядку номеров. Кто пятый в ряду?
Покажите пятого ученика». Учащиеся должны понять, что 5 —
это общее количество, а пятый — это один ученик, стоящий
пятым по порядку.

Очень важно учащихся 1-го класса учить изменению числи­тельных по родам при счете предметов. Эта задача трудна для умственно отсталых учащихся. Поэтому полезно подбирать для счета предметы, при пересчете которых необходимо употреблять числительные разного рода: карандаш — один, два, три...; тет-/' радь — одна, две, три...; яблоко — одно, два, три... Особое вни­мание следует уделять счету предметов, обозначаемых числитель­ными среднего рода, так как они чаще всего неправильно употреб­ляются учащимися.

Наши рекомендации