Формирование представлений и понятий о признаках величины предметов
При формировании представлений и понятий о размерах не-пюиажное значение имеет определение последовательности, в порой эти признаки следует изучать. Исследование И. Г. Рады-. пои (автореферат) показало, что наиболее знакомы и доступны -ц I пенно отсталым понятия большой — маленький, толстый — он пай, более трудными для них являются понятия длинный — >роткий, высокий — низкий, широкий — узкий и др. Очевид->, во вспомогательной школе следует вначале работать над уточ-•нием и формированием представлений и понятий большой — пленький, толстый — тонкий, а затем других признаков пред-
Н'ТОВ. :,
Формирование представлений о размерах требует тщательного • гбора наглядных пособий, дидактического материала, а также предметов окружающей ребенка обстановки, с которыми он повсе-пневно сталкивается.
Для первых уроков по формированию того или иного понятия нужно подобрать дидактический материал, предметы, которые бы отличались друг от друга только одним признаком. Причем этот признак должен выступать контрастно. Например, при формировании признака длины предметов следует подбирать ленты, полоски оумаги, тесьму и т. д., которые отличались бы только по длине, а псе другие признаки (ширина, материал, цвет) были одинаковы. Такой подбор наглядного материала предупреждает смешение существенных и несущественных признаков.
Для последующих уроков подбираются предметы, отличающиеся друг от друга двумя, а потом и тремя признаками) Например, одна лента длинная и узкая, другая лента короткая и широкая. Один дом высокий, длинный, узкий, а рядом другой дом низкий, длинный, широкий.
Такой подбор предметов ставит перед учащимися более трудную задачу — из ряда признаков выделить тот, который требует учитель. Характеризуя предмет несколькими уже известными учащимся признаками, можно добиться от учеников дифференциации этих признаков.
Занятия по формированию понятий о размерах следует проводить в такой последовательности, которая давала бы наибольший
эффект, которая помогла бы научить детей использовать получен
ные знания в жизни, в доступной для них трудовой деятельности,
а/«е просто обогащала бы их память определенными знаниями.
\/ Исследования показывают, что формирование представлений о
размерах будет эффективнее, если на первом же уроке создать
такую жизненную ситуацию, благодаря которой учащиеся поняли
бы, что перед ними предметы, разные по размерам, и что этот
признак надо учитывать при решении конкретной жизненной зада
чи. Например, учащимся предлагается поставить цветы в вазы.
Вазы высокие и низкие. Цветы высокие (гладиолусы). Если дети
выбирают низкие вазы, цветы падают, в высоких вазах они хоро
шо стоят, красиво смотрятся. Учащиеся объясняют, почему они
выбрали для данных цветов высокую вазу. \
Уточнение или формирование признака должно проходить на) раздаточном материале, натуральных предметах, причем таких, у] которых этот признак рельефно выступает и по которому эти; предметы отличаются друг от друга (все остальные признаки одинаковы). Например, большой и маленький мяч, толстый и тонкий карандаш (длина, цвет одинаковы), длинная и короткая бечевка, высокая и низкая ваза, широкая и узкая линейка (длина, толщина одинаковы). На этом же уроке учащиеся используют карточки с рисунками. Учитель, например, просит показать большое яблоко и маленькое яблоко, большую куклу и маленькую куклу, большой шар и маленький шар, большой дом и маленький дом и т. д. Учащиеся находят среди игрушек, дидактического материала однородные предметы: большие и маленькие. Далее учащиеся должны в своей практической деятельности (лепка, обводка, рисование, раскрашивание и др.) воссоздать предметы с определенным признаком. Например, учитель дает задание: вылепить из пластилина большой и маленький шарик, раскрасить большой лист желтым карандашом, а маленький — зеленым, нарисовать высокую и низкую елочку, вылепить толстую и тонкую палочку, вырезать широкую и узкую полоску из бумаги и т. д.
Выполняя практическую работу, ученик должен придать предмету заданные качества. Это требует от него достаточно ясного представления о том или ином признаке предмета. /""Наконец, необходимо закрепить знания о признаках величины в естественных условиях (на прогулке, экскурсии, на улице, в парке, лесу и т. д.),, в которых многие признаки предметов выступают в комплексе с другими качествами предмета (цвет, материал, форма, конструкция и т. д.). Вычленение признака усложняет-сяГ"Когда сформировано несколько представлений о признаках, 92
•обходимо предъявлять задание на вычленение одного признака I предметах, где сочетаются два или три признака, например: шнные и толстые, короткие и тонкие, длинные и тонкие, >роткие и толстые карандаши. Предлагается отобрать все шнные карандаши или все толстые.,,*
Эти упражнения способствуют дифференциации представлений признаках различных предметов.
Очень важно научить учащихся сравнивать предметы, прикла-нывая их друг к другу или накладывая один на другой.
Для сравнения сначала надо выбирать предметы значительно отличающиеся друг от друга по размерам. По мере овладения учащимися приемами сравнения эта разница постепенно сокращался. Сначала сравниваются два предмета, затем количество их постепенно возрастает. )
Сначала учащиеся берут предметы, например две ленты разной длины. Учитель просит наложить одну ленту на другую так, чтобы ювместить их концы слева (учитель показывает учащимся). Все ученики наблюдают, а затем производят действия с предметами. Материализованное действие для сравнения предметов выполняется неоднократно. Эти действия позволяют учащимся сделать нывод, какая лента длиннее, а какая короче. Например, учащиеся говорят: «Красная лента длиннее, чем белая. Белая лента короче, чем красная».
Далее учащиеся сравнивают предметы по длине по представлению. Они, например, сравнивают длину окна и длину стены: «Стена длиннее окна, окно короче стены». Учитель ставит вопрос: «Почему?» Ученик рассуждает: «Окно занимает только часть стены».
Таким образом, при знакомстве учащихся со сравнением предметов по размерам происходит постепенный переход от действий с предметами к умственным действиям как механизму рассуждений.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЙ ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ, ДЛИННЕЕ, КОРОЧЕ, РАВНЫЕ, РАЗНЫЕ ПО ДЛИНЕ
Покажем работу над формированием представлений о признаках, характеризующих размеры предметов, на примере формирования представлений длинный — короткий, равные по длине. ( Учащиеся коррекционной школы, даже старших классов, сравнивая предметы по длине, редко употребляют такой существенный признак, как длинный — короткий, чаще всего они, как было
сказано выше, заменяют его более общим признаком — бо. шой — маленький. Учитель вводит в словарь учащихся терми] длинный — короткий и направляет усилия на то, чтобы о: употребляли их в соответствующих случаях в своей речи.
На уроке, целью которого является уточнение и формирован]
признаков длинный — короткий, учитель создает определенна
жизненную ситуацию, ставя учащихся перед решением бытоВ'
задачи. «Нужно наклеить цветную полоску на крышки двух ко]
бок. (Учитель показывает одну коробку длинную, другую коре
кую.) Какие полоски вы выберете для каждой коробки (полос!
разной длины: одна длинная, другая короткая)? Почему вы т;
выбрали полоски?» Этим практическим заданием учитель показ]
/ вает, что в жизни, в быту приходится учитывать длину предмету
Ь при выполнении определенной работы. Для уточнения представят
ний длинный — короткий и для сравнения предметов по длим
используется специальный дидактический материал: полоски б;
маги, бруски, палочки, а также такие предметы, как лента, кус
шнура, проволока, тесьма и т. д. Эти пособия отличаются толь
одним признаком — длиной, но одинаковы по другим признака ,
ширине, толщине. 1
На уроке учитель сначала показывает две полоски, значитель но отличающиеся по длине (1 см и 10 см). Затем предлагаются различные по длине предметы, но одинаковые по другим призна! кам: толщине, высоте. Например, длинный и короткий шарф,; длинная и короткая лента, длинный и короткий брусок и т. д. Учащиеся должны охарактеризовать по длине каждый предмет. «Это длинный шарф, а это короткий» и т. д. Затем предлагаются рисунки с изображением длинных и коротких предметов: длинный и короткий пояс, шнурок, карандаш, линейка и т. д. Учащиеся должны показать предметы по указанному признаку, отобрать влево карточки с изображением длинных предметов, вправо — коротких. На уроке учащиеся выполняют практические работы: от катушки ниток отрезают длинную и короткую нитку, раскрашивают длинную и короткую полоску бумаги разными цветами.
На прогулке или экскурсии, уже в естественных условиях, где признаки длины проявляются в комплексе с другими качествами предметов, представления учащихся о длине отрезков закрепляются. Учащиеся наблюдают длинные и короткие дорожки, длинную улицу и короткий переулок, отмечают, что дорога и тротуар имеют одинаковую длину, рассматривают длинную сеть проводов 94
|рткий отрезок провода между двумя ближайшими столбами, |.к> и короткие скамейки и мостики в парках и т. д. На |едук>щих уроках учитель предлагает учащимся выделить при-длины в предметах, которые имеют и другие признаки. На-|И<1>, толстая и тонкая иголка, тонкая и короткая иголка, длин-|Толстая, длинная тонкая иголка (то же с кусками провода, п). Учитель просит отобрать все длинные иголки, куски про-, шнура.
читель знакомит учащихся с приемами сравнения предметов по путем наложения одного предмета на другой или приложения. этом обращается внимание на то, что при сравнении левый или |вый концы сравниваемых предметов должны совпадать. Мели совпадают при наложении оба конца, то предметы равны Цо длине.
Разницу в длине необходимо научить показывать: на столько-то иинее (короче).
Сначала ученики сравнивают два предмета, определяя длиной, короткий или равные по длине предметы. Количество пред-цртов для сравнения необходимо постепенно увеличивать. Например, построить лесенку из полосок или брусочков, располагая их цруг под другом от самой длинной к самой короткой.
Учитель предлагает сравнить по длине и неоднородные предме-: «Что длиннее: карандаш или линейка?», «Что короче: парта или классная доска?», «Что длиннее: пальто или платье?»
Затем учащиеся сравнивают по длине предметы по представлению, т. е. не видя их в данный момент. Например, коридор длиннее класса, а класс короче коридора, грядка под помидорами длиннее, чем грядка под огурцами, а грядка под огурцами короче грядки под помидорами, дорога и тротуар нашей улицы равны по длине и т. д.
При закреплении понятий, характеризующих размеры предметов, необходимо создавать жизненные ситуации, предлагать практические задания, для разрешения которых были бы необходимы полученные знания. Например, нужно постелить дорожку в коридор и в спальню (указать конкретные помещения): «Какая дорожка длиннее? Какая дорожка короче? Почему?»
У учащихся надо формировать понятие об относительности величины, например длины отрезков. При сравнении отрезков с этой целью необходимо ставить два вопроса: «Какой отрезок длиннее? Какой отрезок короче?» Следует подчеркнуть, что протяженность одного и того же отрезка (длинный или короткий) может
V
V
быть оценена по-разному. Это зависит от того, с каким отре: он сравнивается. Понятия, в которых отражаются резуль' сравнения, взаимообратны.
Отношения парности этих признаков, их взаимообуслов ность (если один отрезок длиннее, то другой короче) усваивак учащимися 1-го класса медленно, требуют систематической р, ты на уроках математики не только в пропедевтический пер] но и на протяжении всего года. Ученики рассматривают два п] мета, сравнивают их длину, ширину, высоту, толщину, составл: новые пары, устанавливают, что если об одном предмете мо> сказать, что он длинный по отношению к другому, то о дру ; можно сказать, что он короткий по отношению к первому.
Для закрепления признаков длинный — короткий ученики вычерчивают сначала от руки, а потом и по линейке длинные и короткие отрезки, отрезают длинные и короткие полоски и т. д.
Аналогичные требования предъявляются к подбору наглядных пособий и дидактического материала, а также к методике проведения уроков при знакомстве с такими признаками, как выси кий — низкий, равные по высоте, широкий — узкий, равные по ширине, глубокий — мелкий, равные по глубине, и сравнени| пособий по этим признакам.