Вопрос 4. «Теория и технологии изучения нумерации целых неотрицательных и рациональных чисел»

1. Характеристика десятичной системы счисления.

2. Технологии формирования представлений о числе в различных образовательных системах обучения.

3. Технология изучения чисел в концентрах сотня, тысяча и многозначных чисел.

Способ чтения и записи чисел называют нумерацией. Различают два вида нумерации – устную и письменную. Существуют позиционные и непозиционные системы счисления. В позиционных системах счисления значение цифры в записи числа зависит от места (позиции), занимаемого ею в этом числе. В непозиционных системах счисления такой зависимости нет.

Изучение математики в начальных классах строится на изучении десятичной системы счисления, в которой 10 единиц одного разряда дают 1 единицу следующего (разряды нумеруют справа налево). В соответствии с образовательным стандартом предусматривается знакомство детей и с римской нумерацией.

В основу устной нумерации положены следующие принципы.

Принцип поразрядного счета.

С помощью этого принципа число различных слов, нужных для названия чисел отрезка натурального ряда чисел от 1 до 999 сокращается до 13 (это слова один, два, ..., девять, десять, сорок, девяносто, сто).

Чтобы назвать какое-либо число на основании принципа поразрядного счета, нужно назвать слева направо разрядные числа, содержащиеся в этом числе. Например, 457 – четыреста пятьдесят семь (457 равно 400 и еще 50 и еще 7) или 457=400+50+7. Последнюю запись называют суммой разрядных слагаемых.

Чтобы называть числа большие, чем 999 используют еще один принцип: принцип поклассового объединения разрядов.

Согласно этому принципу каждые три разряда, начиная с первого, справа налево объединяются в класс. Каждому классу дается название: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и др. Разрядам, входящим в класс, присваивается название класса: разряд единиц тысяч, разряд десятков тысяч, разряд сотен тысяч и др. Заметим, что при названии разрядов, входящих в класс единиц, название класса опускается.

Чтобы прочитать число большее трехзначного, достаточно разбить его справа налево на классы, объединяя по три цифры в класс; прочитать число в каждом классе по правилу чтения трехзначных чисел и добавить название класса. Название класса единиц принято не произносить. Если единицы в каком-нибудь классе отсутствуют (этот класс обозначен нулями), то название этого класса опускается. Например, 123 000 506 – сто двадцать три миллиона пятьсот шесть.

Письменная нумерация. В десятичной системе счисления для записи чисел используют десять знаков: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Знаки для записи чисел называют цифрами.

Разряд – место для записи цифр в числе. Каждый разряд имеет свое название. Название разрядов совпадает с названием единиц счета – разряд единиц, разряд десятков, разряд сотен и т.д. Кроме того, разрядам дают названия, совпадающие с номером места, занимаемого разрядом в записи числа. Разряды нумеруют справа налево, 1-ый разряд – разряд единиц; 2-ой разряд – разряд десятков; 3-ий разряд – разряд сотен, 4-ый разряд – разряд единиц тысяч и т. д.

Запись чисел ведется на основе принципа поместного значения цифр: значение цифры зависит от места занимаемого этой цифрой в записи числа.

Чтобы записать число триста двадцать один нужно выполнить ряд операций.

1. Определить, сколько разрядов будет в числе. (В числе триста двадцать один первое разрядное число триста или три сотни, значит, старший разряд в числе – разряд сотен и число будет трехзначным).

2. Определить, сколько единиц будет в каждом разряде. Триста – значит в третьем разряде – разряде сотен будет 3 сотни или 3 единицы третьего разряда. Следующее разрядное число двадцать – значит, во втором разряде, в разряде десятков будет 2 единицы второго разряда или 2 сотни и соответственно в первом разряде будет 1 единица первого разряда. Записываем единицы в каждом разряде слева направо.

3. Многозначные числа записывают по классам, начиная с высшего класса. В каждом классе записывается трехзначное число по правилу записи трехзначных чисел. Один класс от другого отделяется небольшим промежутком – 123 654.

В математике существует три подхода к определению понятия «число».

1. Теоретико-множественный. Согласно данному подходу, число – это общее свойство эквивалентных между собой, непустых множеств. (Множества, между которыми можно установить взаимно однозначное соответствие называют эквивалентными между собой и соответственно – равночисленными).

2. При аксиоматическом подходе натуральное число трактуется как элемент множества, на котором установлено отношение «непосредственно следовать за», удовлетворяющее четырем аксиомам Пеано и которое называют рядом натуральных чисел. Аксиомы Пеано упорядочивают ряд натуральных чисел.

3. В третьем подходе число вводится через измерение величин, а именно число характеризуется как отношение некоторой величины к его мерке.

В существующих образовательных технологиях в адаптированном к возрасту виде используются все три подхода к трактовке понятия натуральное число, но, как правило, превалирует (выбирается в качестве основного, исходного) первый или третий. Это связано с тем, что эти два подхода могут быть усвоены детьми через освоение доступных для возраста практических операций счета или измерения и логических операций сравнения и выделения общего признака у групп равномощных множеств. Второй подход – аксиоматический – дополняет вышеназванные подходы, поскольку он позволяет упорядочить ряд натуральных чисел и познакомить детей с его свойствами. Без осознания этих свойств, не могут быть усвоены и практические операции по пересчету или измерению.

Рассмотрим содержание и последовательность изучения нумерации в концентре «Десяток».

Дочисловая деятельность направлена на выработку умений: выделять признаки у отдельных предметов и групп предметов, сравнивать предметы и группы предметов по указанному признаку, устанавливать взаимно однозначное соответствие между элементами групп. Кроме того, дети упражняются в последовательном назывании слов числительных от 1 до 10 и обратно. Отработка этих умений позволяет сформировать представление о натуральном числе как общем свойстве равномощных групп предметов (множеств).

После такой подготовки формируется представление о числе как общем свойстве групп предметов, которое может быть зафиксировано в слове (числительном) и с помощью знака – цифры.

Понятие «число» формируется в тесной взаимосвязи с понятием «ряд натуральных чисел».

Ряд натуральных чисел подчиняется правилам, которые отмечены в аксиомах Пеано. Три первых аксиомы задают принцип построения ряда натуральных чисел. В адаптированном к возрасту виде они сводятся к следующим положениям:

– Единица – самое меньшее натуральное число. Ряд натуральных чисел начинается с единицы.

– Ряд натуральных чисел бесконечен. Для каждого числа найдется единственное непосредственно следующее (последующее) число, которое на единицу больше данного.

– Каждое натуральное число непосредственно следует только за одним натуральным числом, т.е. для каждого натурального числа найдется одно непосредственно предшествующее ему, и оно на единицу меньше данного.

Знакомство с числами сопровождается усвоением практического действия по пересчету предметов и установлению количественной характеристики группы (множества) предметов.

Счет – практическое действие по установлению взаимно однозначного соответствия между элементами множества и отрезком ряда натуральных чисел, при котором:

– каждому элементу данного множества ставится в соответствие единственное натуральное число;

– каждый элемент второго множества является образом единственного элемента первого множества.

Из анализа определения вытекает следующее правило пересчета, с которым дети знакомятся через совокупность целесообразно подобранных заданий.

– Счет предметов начинают с числа 1.

– При счете нельзя пропускать ни одного элемента.

– Каждый элемент при счете надо посчитать только один раз.

Стандарт предусматривает формирование умения сравнивать числа по количественной характеристике, записывать и читать модель их сравнения.

3<4 (читаем: 3 меньше 4-х или 4 больше 3-х)

При уяснении смысла сравнения можно опираться на различные математические положения.

1. На количественную модель сравниваемых чисел.

 
  Вопрос 4. «Теория и технологии изучения нумерации целых неотрицательных и рациональных чисел» - student2.ru

2. На свойство упорядоченности множества натуральных чисел, т.е. на порядок называния чисел при счете (3<4, потому что 3 называем при счете раньше, чем 4).

3. На свойства ряда натуральных чисел (число 3 стоит в ряду чисел после числа 4, следовательно, 3<4).

4. На закономерность построения числового луча (число 3 на луче расположено ближе к началу, чем 4, следовательно, 3< 4).

5. На состав числа (3<4, т.к. 4 это 3 да 1).

, изучение данной содержательной линии в каждом из следующих концентров: «Числа от 1 до 100», «Числа от 1 до 1000», «Многозначные числа» полезно рассматривать по следующему плану.

1. Введение новой счетной единицы – десяток (сотня, тысяча), ее название, формы графической модели.

2. Запись новой счетной единицы с помощью цифр 1и 0 (10; 100; 1000), введение понятия «разряд» (класс) и название разряда (класса), уяснение роли цифры, в том числе и цифры «ноль» в записи числа. (Цифра ноль в записи числа сохраняет разряд)

3. Знакомство с разрядными числами, входящими в изучаемый числовой концентр. Их название, запись и последовательность расположения в ряду чисел (см. таблицу 1).

4. Установление взаимно однозначного соответствия между различными моделями разрядных чисел (вещественной и символической; графической и символической, символической и графической и т.д.).

5. Сравнение, сложение и вычитание разрядных чисел (50>40; 60-20=40).

6. Образование (двузначного, трехзначного, …. многозначного) числа путем перехода от вещественной модели к графической и обратно, затем к различным формам символической записи чисел:

– через перечень количества счетных единиц (2с. и 3дес. и еще 1ед. или короче: 2с.3дес.1ед.);

– с помощью суммы разрядных слагаемых (200+30+1);

– краткой символической записи числа (231);

7. Чтение и запись этих чисел в разрядной таблице и без нее.

8. Установление взаимно однозначного соответствия между различными моделями чисел (вещественной и символической; графической и символической, символической и графической и т.д.), а также разными формами символической записи чисел.

9. Сравнение чисел. В каждом из концентров дополнительно к изученным правилам сравнения чисел водятся новые правила. Например, в концентре сотня вводится следующее правило сравнения двузначных чисел. «Любое однозначное число меньше любого двузначного. Сравнение двузначных чисел начинаем с единиц старшего разряда – разряда десятков. Из двух двухзначных чисел, то больше, в котором больше единиц в разряде десятков. Если число единиц в разряде десятков одинаково, то сравниваем единицы в следующем меньшем разряде – разряде единиц. То число больше, в котором в разряде единиц будет больше единиц» (85 > 84; 4<14 ).

10. Упражнения на сложение и вычитание, базирующиеся на принципе построения ряда натуральных чисел (230–1, 549+1, 600–1, 599+1.).

При изучении нумерации чисел в каждом концентре учащиеся знакомятся с характеристикой числа. Характеризуя то или иное натуральное число, дети могут пользоваться следующим планом.

1. Прочитать число 735. (Читаю - семьсот тридцать пять.).

2. Представить число в виде суммы разрядных слагаемых (735= 700+30+5).

3. Указать, сколько в нем счетных единиц каждого рода. (В этом числе 7 полных сотен, 75 полных десятков или 735 единиц.).

4. Назвать сколько единиц в каждом разряде числа. (В этом числе в разряде сотен 7 единиц, в разряде десятков 3 единицы и в разряде единиц 5 единиц.).

5. Назвать непосредственно следующее и предшествующее число для данного числа (соседей числа). Для числа 735 непосредственно предыдущим является число 734 и непосредственно следующим – 736.

Наши рекомендации