Говорят, что, если, услышав о заслугах других людей
Отбросишь неблагие завистливые мысли
И порадуешься искренне, от чистого сердца,
Это принесет тебе точно такие же заслуги.
В Праджняпарамита-санчаягатхе говорится:
Можно измерить вес гор Меру в миллиарде миров,
Но не заслугу от радости [по поводу чужих добродетелей].
Всегда радуйся добрым делам других, потому что это легко и чрезвычайно полезно.
2.5. Пятая часть: молитва с просьбой о проповеди Дхармы [CXXIII]
Существуют будды, бодхисаттвы, учителя и другие наставники — все те, кто способен нести огромное бремя помощи другим. Однако, утомившись от людской неблагодарности, недовольства и недостатка усердия [в практике Дхармы], они перестают проповедовать, намереваясь пребывать в покое.
Представь, что, умножив количество своих тел в сотни, тысячи, миллионы — в бесконечное число раз, ты подносишь всем этим благородным колеса [Дхармы], драгоценности и т. п., и обратись к ним с такими словами:
Ригчен сумги дул ча ла
Тэгсум чокор корвар кул [813]
Ученикам трех разновидностей
Прошу проповедовать учение трех колесниц.
Обычно под тремя колесницами подразумевают шравакаяну, пра-тьекабуддаяну и бодхисаттваяну, объединяющие все учения Будды.
Однако это может также означать подразделение на внешние колесницы [814] (шравакаяну, пратьекабуддаяну и бодхисаттваяну); внутренние колесницы [815], объединяющие в себе три учения йоги, использующие аскетические практики (крия-, упа- и йога-тантру) [816]; и тайные колесницы [817], в которых в качестве средства преображения применяют [четыре вида] посвящений (маха-, ану- и ати-йогу). Такое подразделение трех колесниц на девять колесниц соответствует трем уровням способностей учеников, поэтому и в молитве выражается просьба проповедовать учение с учетом этих трех уровней.
2.6. Шестая часть: молитва с просьбой не уходить в нирвану[CXXIV]
В этом мире и в других мирах есть учителя, будды и бодхисаттвы, которые, завершив свою миссию — проповедь учения живым существам, намереваются уйти в нирвану. Мысленно умножив количество своих тел, молись, чтобы все будды продолжали помогать живым существам, пока не исчерпается сансара, как это делал в древние времена упасака Чунда:
Дже си корва матонг бар
Ня нэн ми да шуг сол дэб [818]
Молю: пока сансара не опустеет,
Останьтесь, не уходите в нирвану.
2.7. Седьмая часть: посвящение заслуг[CXXV]
Следуя примеру Манджушри, посвяти благу живых существ все заслуги, накопленные тобой и другими в прошлом, настоящем и будущем, начиная с тех, которые обретаешь сейчас.
Запечатай это посвящение свободной от понятий мудростью [819] и произнеси:
Дусум сагпэ ге ца кун
Чангчуб ченпо гюру но[820]
Все заслуги, накопленные в трех временах,
Посвящаю причине обретения великого просветления.
Такое посвящение нужно делать всегда и при любых обстоятельствах, каким бы ни было количество накопленных заслуг, велико оно или мало. Если не посвящать заслуги таким образом, заслуга сможет принести плод только один раз, азатем исчерпается. Если же посвятить заслуги, их плоды можно вкушать сотни раз, а в итоге они становятся причиной обретения просветления, поскольку источник заслуг не исчерпается, но будет и дальше приносить плоды, пока не наступит просветление.
В «Сутре, проповеданной по просьбе Сагарамати» [CXXVI] говорится:
Как упавшая в океан капля воды
Не высохнет, пока не иссохнет сам океан,
Так и заслуги, полностью посвященные просветлению,
Не исчерпаются, пока не обретешь состояние будды.
Каково бы ни было твое желание: стать архатом, пратьекабуддой, буддой либо переродиться в высших мирах богов и людей или просто прожить долгую жизнь в добром здравии и мирском благоденствии, — заслуги, накопленные с любой целью, следует посвящать только обретению просветления.
Дригунг Кёбпа Ринпоче сказал:
Если два накопления, эту исполняющую желания драгоценность,
Не очищать молитвами-благопожеланиями,
Она не принесет желанного плода.
Так выполняй же от всего сердца заключительное посвящение.
Именно сила посвящения определяет, станут ли накопленные заслуги причиной обретения состояния будды. Сколько бы преходящих заслуг ты ни накопил, если не сопроводить их правильным посвящением, они не станут причиной окончательного освобождения. Геше Кхампа Аунгпа сказал:
Поскольку все относительные заслуги переменчивы, как текучая вода,