Не совершай неблагих поступков
Безупречно практикуй добродетель,
Полностью обуздай ум —
Таково учение Будды.
Эти практики и есть дар Дхармы. Их вполне достаточно. Когда покончишь с эгоистическими желаниями, настанет время полностью посвятить себя другим, не заботясь о собственном покое и счастье и ни на миг не ослабляя усилий.
3.2.1.3. Дар защиты от опасности [543]
Здесь имеются в виду все действия, обеспечивающие защиту тех существ, у которых нет защитников, избавление тех, у кого нет избавителей, и дружескую поддержку тех, у кого нет друзей.
Будда сказал, что из всех благих дел, совершаемых благодаря накоплению причин, самые полезные — это спасение жизни живого существа. Поэтому люди, облеченные властью, должны издавать приказы, запрещающие охоту и рыбную ловлю. Иные же могут выкупать овец и другой скот, который гонят на бойню, и спасать от смерти таких живых существ, как рыбы, черви, насекомые. Необходимо всеми силами деятельно помогать живым существам.
Итак, эти три разновидности проявления щедрости — самые важные из самай Тайной Мантры [544]. В тантре «Обеты пяти семейств» [XCII] говорится:
Что до самаи семейства Ратна[545],
Всегда практикуй четыре вида щедрости[546].
Это согласуется с тем, что было сказано выше.
3.2.2. Парамита нравственности [547]
Здесь три раздела:
1) Воздержание от неблагих поступков.
2) Приобретение заслуг.
3) Помощь живым существам.
3.2.2.1. Воздержание от неблагих поступков [548]
Здесь имеется в виду, что надлежит избегать, словно яда, всех десяти неблагих действий тела, речи и ума, которые не приносят никакой пользы другим.
3.2.2.2. Приобретение заслуг [549]
Приобретение заслуг подразумевает, что всегда и при всех обстоятельствах нужно стараться совершать благие поступки, какими бы незначительными они ни казались.
Как говорится в известной пословице:
Хорошее и плохое можно совершить и устами, и руками, и когда ходишь, и когда сидишь.
Если не стараться всегда и при всех обстоятельствах, применяя внимательность, бдительность и осмотрительность, творить благие дела и избегать неблагих, можно, даже просто забавляясь, совершить множество тяжких проступков.
Сказано:
Не относись беспечно к мелким проступкам,
Полагая, что от них не бывает большого вреда, —
Даже малая искра может сжечь гору сена.
Точно так же, если всегда и при всех обстоятельствах действовать с внимательностью и бдительностью, без особого труда приобретешь невообразимое количество заслуг. Недаром говорят: «В знак почтения снимай шляпу перед грудой камней мани [550] у обочины». Обойди ее вокруг, оставляя по правую руку. Если делать так, соблюдая смысл трех священных принципов, это безошибочно приведет к полному просветлению. Сказано:
Не относись беспечно к мелким заслугам,
Полагая, что от них не бывает большой пользы, —
Собирая крошечные капли воды, можно наполнить большой сосуд.
Эту мысль подтверждают истории о том, как собака гонялась за свиньей вокруг ступы и как речной поток семь раз пронес вокруг ступы семь гусениц, упавших с листка дерева, — в итоге все эти существа обрели освобождение.
Всегда и при всех обстоятельствах старайся по мере сил избегать малейшего проступка и приобретать хотя бы малейшую заслугу. Посвящение этих заслуг всем живым существам — итог всех наставлений и обетов бодхичитты.
3.2.2.3. Помощь живым существам [551]
Как упоминалось выше, когда ты полностью искоренишь эгоистические желания, нужно стараться по-настоящему трудиться на благо других, применяя четыре способа привлечения учеников[552]. Однако поначалу вполне достаточно, выполнив любую практику приобретения заслуг и отказа от неблагих поступков в соответствии с тремя священными принципами, посвятить заслуги благу всех существ.
3.2.3. Парамита терпения [553] Здесь три раздела:
1) Терпение, помогающее переносить неправедные поступки других.
2) Терпение, помогающее переносить трудности ради Дхармы.
3) Терпение, помогающее без страха выслушивать глубокие учения.
3.2.3.1. Терпение, помогающее переносить неправедные поступки других [554]
Когда тебя бьют, грабят, оскорбляют и т. д. или злословят у тебя за спиной, нужно не злиться и гневаться на таких людей, а постараться им помочь, развивая в себе добросердечие и сострадание. Именно это называют [терпением, помогающим переносить неправедные поступки других]. Если же, напротив, дать волю гневу, получится так, как в изречении: