Анализ поступков ученика

(Краткое изложение главы III книги Э.Ш.Натанзона «Психологический анализ поступков ученика», М, Просвещение, 1991г.)

Для воспитателя очень важно уметь правильно оценить поступки воспитанника, поскольку в его поступках раскрывается личность в целом. Понимание личности необходимо для принятия справедливых мер воздействия, для установления с учеником нормальных отношений.

1. СОЗНАТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Основная черта сознательного действия - его направленность на достижение определенного результата. Человек предвидит результаты своих действий, контролирует их ход на всем протяжении деятельности, регулирует их таким образом, чтобы достигнуть намеченной цели.

Когда мотив сознательного действия общественно ценен и поставленная цель приводит к поступку, полезному для общества или отдельных людей, то такое действие расценивается как благородное, красивое и вызывает одобрение окружающих людей.

Когда же мотив неблаговиден и соответствующая цель приводит к недостойному, вредному поступку, то действие, будучи также сознательным, мы называем умышленным. При умышленном действии человек вполне ясно предвидел отрицательный итог своего действия, он входил по каким-то личным соображениям в его замысел.

Для воспитателя очень важно отличить умышленное действие от неумышленного, чтобы правильно на него реагировать.

2. ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ

Волевое действие - это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и сопряженное со значительными волевыми усилиями.

При достижении цели, как правило, преодолеваются внешние и внутренние препятствия.

Внешние - обусловлены неблагоприятным стечением обстоятельств.

Внутренние - это определенные желания, стремления одного человека, идущие вразрез с поставленной им же целью.

Волевые действия ученика должны одобрительно оцениваться учителем или поощряться (одобрение, похвала, награда). Главное оценить правильно старания учащегося.

Например, неуспевающему ученику подготовить урок на «четверку» гораздо труднее, чем выучить этот же урок отличнику.

3. УМЫШЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Умышленное действие характеризуется тем, что мотив, цель или средства для достижения цели носят отрицательный характер, что придает отрицательный характер всему действию. Например, школьник, заметив деньги в портфеле у своего соседа по парте, на уроке физкультуры попросился выйти, зашел в пустой класс и украл деньги. Умышленное действие, следовательно, есть продуманное тщательно спланированное действие. Ученик, поставив перед собой определенную цель, заранее создает в воображении образ достигаемого результата, стремится к этой цели. Он отнюдь не обеспокоен тем, что мотив, цель или средство для ее достижения неблаговидны.

Умышленное действие требует разъяснения, заслуживает осуждения или наказание.

Сложность заключается в том, что умышленное действие необходимо дифференцировать от других видов действий, которые по-своему неблаговидны и на первый взгляд сходны с ним своими проявлениями. Но в каждом отдельном случае в зависимости от поставленного диагноза необходим определенный подход.

4. НЕГАТИВИСТСКОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Когда человек находится во власти сильной обиды и делает что-то назло другому, он совершает негативистское действие. Мотивом такого действия служит потребность в разрядке своего чувства, желание отомстить, а целью - определенное действие, которое в конкретных условиях может причинить неприятности обидчику.

Поэтому в таких действиях достижение цели часто связано с неприятностями.

Дети, как известно, впечатлительны. Их легко обрадовать вниманием, подбадривающим словом, похвалой, но легко и обидеть окриком, прозвищем (лентяй, бездельник, тупица, бессовестный и т.д.). Вызывают обиды у школьников и несправедливое или слишком строгое осуждение и наказание.

Как же переживается детьми и выражается внешне обида?

Обиженные дети, как правило, сидят в классе насупившись, избегают встречаться взглядом с учителем, который их обидел. На уроке они более пассивны, чем обычно. Некоторые этим ограничивают свой протест, свое несогласие с поведением учителя; но другие стараются сорвать урок, причинить учителю неприятности. Мотивом различных проделок становится желание отомстить учителю, а целью — соответствующий поступок, например, отказаться от ответа, демонстративно получить двойку и т.д.

Нарушения, допущенные учеником в состоянии обиды, бывают, как правило, значительны. Они умышленные.

5.СОЗНАТЕЛЫЮЕ ДЕЙСТВИЕ С НЕПРЕДВИДЕННЫМ РЕЗУЛЬТАТОМ

Действия, приводящие к непредвиденному результату, совершаются всеми людьми, но особенно характерны они для детей. Бывает, что в основе действия ребенка лежат положительные мотивы и цели, но результат неожиданно для него самого получается негативным. Ребенок удивлен, огорчен, испуган. Такое действие называется неумышленным.

Как реагировать воспитателю, если ученик предпринимает определенное действие, в его глазах оно интересно и вполне благовидно, но из-за отсутствия жизненного опыта, достаточных практических знаний в соответствующей области, возможно, из-за непредусмотренных обстоятельств, вопреки его воле поступок получается неблаговидный?

Для правильной оценки поступка, для того чтобы решить, умышленный он или неумышленный, нужно обязательно проанализировать его, раскрыть мотив, побудивший совершить этот поступок. Мотив нелегко выявить сразу. Помогает его определить искреннее признание, рассказ самого ученика. Но такая искренность возможна лишь в том случае, когда отношения между учителем и учеником строятся на взаимном уважении и доверии, когда учитель не спешит обрушиться на ученика с обвинениями, как только узнает о случившемся. Он старается понять мотивы поступка ученика, чувства, которые им владели.

Если ученик видит, что его стремятся понять и не подозревают в умышленном зле, он успокаивается, перестает бояться и замыкаться в себе. Мотивы его действия выясняются без труда. Можно в благожелательном тоне рассказать ребенку, к чему привела его неосторожность, необдуманность. И этим ограничиться. Ученик будет тронут и даже счастлив.

6. АФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Аффективное действие совершается под влиянием сильного, бурно протекающего и относительно кратковременного эмоционального переживания. Слово «аффект» означает душевное волнение.

Аффективное действие возникает при затруднениях в удовлетворении той или иной потребности, при необходимости выполнить непосильное для себя дело, при обиде, вследствие конфликта, затрагивающего какие-то сокровенные _чувства человека, и при других обстоятельствах. Более распространен аффект ярости, обиды, отчаяния, ужаса.

Аффект сопровождается значительными сдвигами в работе вегетативной нервной системы. Это проявляется в изменении дыхания, сердечной деятельности, химизма крови, в необычных, экспрессивных, резких проявлениях: плач, крик, иногда судорожные движения. В аффективном состоянии человек стремится во что бы то ни стало выразить переполняющие его эмоции, не заботясь о последствиях. Контроль сознания значительно снижается.

Однако при волевых усилиях вполне возможно сдержать аффективное действие, особенно в начальной стадии его развития. Одним из способов преодоления аффектов у детей является переключение их внимания на какой-то новый предмет. Другой способ заключается в том, чтобы увлечь их какой-то новой деятельностью. В среднем и старшем школьном возрасте большое значение приобретает нравственное воспитание в целом, а также самовоспитание.

Для предотвращения аффектов у школьников очень важно, чтобы учитель был чуток и справедлив. Он должен приучить учащихся с уважением и деликатностью относиться друг к другу, понимать душевное состояние друг друга и в трудную минуту приходить на помощь.

Ученика, который обидел товарища и спровоцировал аффект, необходимо осудить и наказать за серьезное нарушение норм поведения.

В случае неблаговидных действий, совершенных учеником в состоянии аффекта, очень важно обсудить поступок, но не сразу, а только тогда, когда ученик успокоится. Виновнику надо помочь понять свою ошибку, наказать его, если необходимо, но важно, чтобы ученик из беседы почувствовал, что воспитатель понял его душевное состояние, что его действия не трактуются как умышленные, злостные. В таких обстоятельствах ученик прислушается к словам воспитателя, ему станет стыдно за свою невыдержанность; у воспитанника не возникает ни обиды, ни отчуждения, а, наоборот, усилится уважение к своему наставнику.

7. НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ

Непроизвольное действие характеризуется отсутствием мотива и цели, возникает на основе безусловных рефлексов (инстинктов) при определенных условиях. Чтобы приостановить такое действие (если это необходимо), от человека требуются определенные волевые усилия. Например, очень трудно сдержать плач, смех, крик и стон, преодолеть стремление убежать от опасности.

Инстинкты отнесены И.П.Павловым к безусловным рефлексам. В деятельности человека они играют подчиненную роль, так как его поведение преимущественно определяется социальными отношениями и носит сознательный характер. У детей инстинкты выражены ярче, чем у взрослых в связи снедостаточным развитием тормозных функций коры больших полушарий головного мозга. Однако здесь надо учитывать и возможности воспитания. Развитие воли, выдержки и самообладания у школьников, а также чувства долга и ответственности позволит им все больше и больше владеть собой.

Непроизвольные действия совершаются довольно часто. Например, учащиеся отвлекаются от урока, поворачиваясь к окну, откуда доносятся громкие возгласы игроков в футбол - проявляется ориентировочный рефлекс. Непроизвольным является и внешнее выражение чувств - плач, смех, улыбка. При тех или иных нарушениях, связанных с непроизвольными действиями, их следует считать неумышленными. Важно понять душевное состояние ребенка, проявить к нему чуткость, в отдельных случаях сделать вид, что его действия не замечены; на них вовсе не следует реагировать.

Тем не менее полезно призвать ученика владеть своими чувствами, взять себя в руки, проявлять больше выдержки: это опора на самовоспитание, на стремление ученика стать волевым. В тех случаях, когда непроизвольные действия принимают форму неблаговидных поступков, при осуждении или наложении взыскания надо учитывать, что действия, были неумышленными. Однако строгость в оценке таких поступков содействует тому, что воспитанники становятся более подтянутыми, постепенно у них усиливается самоконтроль, что крайне необходимо в жизни.

8. ВНУШАЕМОЕ ДЕЙСТВИЕ

Внушение - это особый вид психологического воздействия на человека, которое вызывает некритическое восприятие того, что внушается, и соответствующее необдуманное, непроверенное действие.

Необходимо различать три вида внушения.

Первый - внушение при гипнозе. Как доказано трудами И.П.Павлова, физиологическим механизмом внушения является торможение коры головного мозга с сохранением в ней бодрствующего очага, через который у человека происходит восприятие того, что внушается.

Второй вид- это педагогически направленное воздействие одного человека на другого, при котором у последнего возникают определенные представления, понятия, чувства, соответствующие поступки. По выражению А.С.Макаренко, внушение относится к числу общепринятых приемов педагогического воздействия. В практике школьного воспитания действенность внушения в большей мере зависит от авторитета учителя, в практике семейного -от авторитета родителей.

Третий вид внушения имеет место при повышенной внушаемости человека, его особой податливости воздействию окружающих людей без критической оценки этого воздействия. Внушаемые люди легко подчиняются указаниям, советам других людей, даже если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам, они легко поддаются настроениям окружающих, перенимают их привычки.

С этим видом внушаемых действий часто сталкивается и воспитатель в повседневной школьной жизни. Характерным признаком внушаемых действий является отсутствие соответствующего мотива; цели этих действий возникают под влиянием других людей, а не на основе собственных потребностей, интересов и чувств. Поэтому внушаемые действия в целом недостаточно продуманны. Когда последствия внушаемого действия нежелательны, то совершающий его, как правило, ссылается на лицо, внушавшее ему это, себя же считает невиновным, неответственным.

Внушаемость появляется тогда, когда отсутствуют устойчивые моральные привычки, твердые убеждения, мысль незрела и школьник не может своевременно разглядеть неблаговидность своего поступка и его отрицательные последствия. Известную роль во внушаемых действиях играет также отсутствие должной подтянутости в поведении и недостаточное развитие чувства ответственности. Поэтому если и нужно бороться с внушаемостью, призывать учащихся обдумывать свои действия и отвечать за них, то одновременно надо и понимать отдельные нарушения поведения школьников как следствие незрелости их убеждений и неокрепшей воли.

Распространенным в школьных условиях внушаемым поступком является уход с уроков по инициативе одного из учеников с целью пойти в кино, на прогулку и т.д. Некоторые учителя и руководители школ ищут в таких случаях инициатора, требуют от всего класса «выдать» его. Такое требование может идти вразрез с чувством товарищества учащихся.

Другие же воспитатели считают, что виноваты все, и наказывают всех. Такой подход повышает ответственность каждого за свой поступок.

Чаще отрицательные внушаемые действия совершаются под влиянием окружающих.

9. НЕЧАЯННОЕ ДЕЙСТВИЕ

Нечаянное действие, или проступок, - это действие, совершенное без соответствующего мотива и без соответствующей цели. Когда человек, совершивший нечаянное действие, пытается отдать себе отчет в нем, то приходит к выводу, что получилось все помимо его воли, в силу каких-то неблагоприятных обстоятельств.

Следовательно, нечаянное действие нельзя считать умышленным. Исходя из такой трактовки, нечаянный поступок не подлежит наказанию, ибо нежелательные последствия возникли помимо воли нарушителя. Все же окружающие ученика, зачастую воспитатели, справедливо усматривают и некоторую его вину в таких действиях. Это потому, что нередко нечаянный поступок совершается из-за отсутствия должной собранности, серьезности, внимательности. Нечаянные действия наиболее характерны для первоклассников. Но нередки и в более старших классах.

Совершив нечаянный поступок, виновный, как правило, сам огорчается, сожалеет о случившемся и готов каким-то образом исправить ошибку. Надо ему дать такую возможность. Наказание, как правило, переживается учеником как справедливое. Поэтому важно, наказав ученика за проступок, обязательно признать, что действие было нечаянным, т.е. подчеркнуть, что его не подозревают в преднамеренном умысле.

Разобраться в подобных поступках учителю помогают жизненный опыт, знание психологии детей и, в частности, понимание данного конкретного ученика в связи с его индивидуальными особенностями и условиями жизни.

10. БЕСПОЛЕЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

Первоклассник густо изрисовал страницу учебника, захлопнул книгу так, что пятна проступили на противоположной странице. На вопрос матери, для чего он это сделал, мальчик пожал плечами и ответил: «Просто так». «Просто так» пишут первоклассники на своих учебниках, а более старшие царапают парты, пририсовывают усы на портретах...

В этих действиях, совершаемых «просто так», возникающих как бы сами по себе, есть и мотив, и цель, но объективно они никакой ценности не представляют - это бесполезные действия.

Бесполезное действие, как правило, совершают, не задумываясь над тем, что оно, как и любое другое действие, имеет какой-то общественный резонанс, что оно может содержать что-то вредное. В сознании человека, совершающего бесполезное действие, оно выступает как совершенно безобидное.

Как же расценивать с педагогической точки зрения бесполезные действия, столь характерные для учащихся?

С одной стороны, было бы ошибкой считать подобные действия умышленными и сурово за них наказывать.

С другой стороны, нельзя рассматривать бесполезные действия как безобидные и не принимать никаких мер.Нужно постепенно развивать у школьников способность к контролю над своими действиями, за словами, умение задумываться над последствиями поступков ивоздерживаться от ненужных, бессмысленных действий. В противном случае отдельные совершаемые «просто так» действия могут закрепиться и привести к отрицательным привычкам.

С бесполезными действиями борются по-разному. Можно заранее предупреждать учащихся о неприятных последствиях тех или иных действий. Или же поощрять положительные действия учащихся, противоположные бесполезным. Например, систематически проверять внешний вид и чистоту тетрадей и учебников, отмечать самых аккуратных, тем самым заставляя краснеть тех, у которых книги разрисованы и с помятыми страницами.

С помощью -убеждения можно довести до сознания ученика вред его действий, обратить внимание на их последствия. Соблюдая меру в осуждении и наказании, можно повысить ответственность ребенка за свои действия.

Надо убедительно показывать воспитаннику неуместность или неправильность его поступка.

Приложение 10

Беседа о том, как научиться делать уроки: один из секретов
успешности

Наступает время делать уроки. Надо, прежде всего, ... сесть за них. И никаких увёрток, никаких сделок с совестью, никаких подачек лени, пожирающих время, никаких «ещё немножко» - просто садиться, и всё. Обычно говорят, что, приступая к работе, надо навести порядок на столе, чтобы ничего не отвлекало, Это верно конечно; но стоит заметить, что если занят работой, то ничто и не отвлекает, а если не занят, то хоть в стерильную камеру помести, где ни пылинки, и то глаз за что-нибудь зацепится. Многие великие люди никогда не разрешали наводить порядок на своём столе, потому что именно порядок их и отвлекал, раздражал. Конечно, нечего устраивать на столе свалку из радиодеталей, пластинок, прошлогодних тетрадей и огрызков календарей. На столе должно быть уютно. Мы готовимся к радостной работе! Совет: сразу приготовить и положить перед собой стопкой все учебники и тетради, необходимые для работы. Во-первых, мы тем самым уменьшим соблазн самовольно сократить число уроков, заданных на завтра, а во-вторых, пока собираешь тетради, можно внутренне подготовиться к работе. И ещё: сядем за уроки хоть за минуту до того, пока мама начнёт напоминать о том, что пора садиться. Стол готов, и мы готовы сесть за уроки; но готова ли наша голова? Это значит: не устала ли она? Всеми исследованиями доказано, что умственная работа тяжелее физической, утомительнее, и надо тщательно следить за своей умственной работоспособностью.

По усталости ума люди делятся на два типа. Огромное большинство во вторые полчаса работает лучше, чем в первые. Так что, если сначала работа идёт несколько вяло, не страшно, дальше будет лучше, бросать дело не стоит. Но восемь процентов ребят в первые полчаса работают лучше, чем вторые. Обычно к этим немногим относятся те, кто совсем не привык работать умственно, а также больные ребята, например, ревматизмом.

Умственная работоспособность человека не одинакова в течение суток. С двух часов дня она понижается. К четырём-пяти часам вновь повышается, а в семь-восемь часов вечера все показатели стремительно падают. Таким образом, самое невыгодное для себя, что мы можем только придумать, - это делать уроки вечером, после семи часов. Придётся тратить времени на тридцать процентов больше.

У первоклассника занятия наиболее продуктивны в течение час, у ученика третьего - четвёртого класса - полтора час, у пяти - семиклассника два или два с половиной часа.

После этого времени работоспособность существенно падает, а после трёх часов работы усталость наступает так быстро, что сидеть за столом фактически бесполезно.

Самая низкая трудоспособность - в субботу. Максимальная - во вторник и в среду. С четверга она начинает понемногу падать. Известно, что в борьбе с умственным утомлением очень помогает холод. Работоспособность очень повышается, если в течение полминуты мочить холодной (+10) водой лицо и уши.

И, несколько из другой области. Математик В.Г. Болтянский с помощью так называемых «конечных автоматов» неопровержимо доказал, что если мы хотим изучить один предмет, потом второй, потом третий, то для получения высшего эффекта «целесообразнее всего начинать с изучения максимально трудного предмета, затем изучать менее трудный и заканчивать изучением наиболее лёгкого». Какой же предмет самый трудный?

Несомненно - нелюбимый, потому что он требует больше напряжения. Многие ребята заметили это. «Когда я садился делать уроки, - говорит Володя, - то сначала делал любимые уроки: математику, географию, а потом остальные. И литературу делал последней. Хотя я себе и внушал, что литературу надо делать хорошо, как свой любимый урок, но у меня ничего не выходило. Становилось поздно, я включал телевизор и смотрел то хоккей, то футбол, а то и какой-нибудь художественный фильм. И литературу я не очень хорошо выучивал». Потом Володя взял себя в руки, стал начинать с литературы, учил её «как надо» и вскоре получил первую пятёрку. Теперь надо и чувства свои настроить на работу, создать соответствующую обстановку, то есть мобилизовать все душевные и физические силы. Вот какими правилами пользуется школьник из Подмосковья Юра Игнатов:

1. убедить себя в том, что занятие, которое вы делаете, необходимо для вас, а не для учителя.

2. во время занятий не думайте о занятии более интересном, чем вы делаете. И этого

достаточно, чтобы стать отличником.

Чтобы легче было выполнить первый пункт правил, полезно готовить уроки не на завтра, а в тот день, когда их задали, то есть тогда, когда их готовить вроде бы не обязательно. Как будто по своей воле делаешь для себя, по собственному выбору, и нет страха (не выучишь - ещё день или два впереди), и ещё свежо в голове объяснение учителя, так что учиться гораздо легче. На следующий день повторить и вовсе ничего не стоит, потому что получается продолженное запоминание - самый выгодный способ запоминать.

Но самое главное - проникнуться важностью своей работы, необходимостью её! Наиболее счастливые люди на свете (так сказать, чемпионы по счастью) не те, кто имеет несметные богатства, а те, кто считает свою работу крайне важной для всего человечества. Когда принимаемся за работу, постараемся подняться на ступеньку повыше. Попробуем понять, что наш сегодняшний урок действительно важен для всех людей на земле и в стране. И ведь это не так уж далеко истины! Где же это интересное?

В зависимости от склада характера для одних людей область интересного больше распространяется в сторону абсолютно лёгкого, для других - в сторону абсолютно трудного. Это зависит от того, что человек думает о себе. Если он считает себя способным - он стремиться к трудному; считает неспособным - к лёгкому.

Вся жизнь деятельного человека в том и состоит, что он постоянно стремиться к недостижимому, к абсолютно трудному для него, и это абсолютно трудное отодвигается. Человек завоёвывает всё новые и новые знания, но область интересного всё время перемещается к трудному. Научиться учиться по какой-то одной книге невозможно подлинное искусство учения приходит только в подробном изучении конкретного предмета - на уроке, с учителем, и дома, самостоятельно.

Однако одно общее правило важно для изучения всех предметов. Правило такое: всегда надо стараться усвоить и запомнить не только сами знания, факты, содержание параграфа, но те умственные действия, с помощью которых знания добываются. Вот главная из задач учения в школе: мы должны научиться многим умственным операциям - разделять учебный текст на части, находить в нём главное, сопоставлять одни факты с другими, узнать известный закон в неизвестном обличье, преобразовать уравнения и так далее. Пока человек просто учит (даже если и не наизусть, даже ели он умеет пересказывать), знание его увеличивается, но развитие идёт медленно, потому что нас развивают не знания сами по себе, а те умственные действия, которые мы осваиваем и потом привычно совершаем. Обычно в книгах об умственном труде приводят правила составления конспектов. Но гораздо выгоднее и полезнее для овладения целым рядом умственных операций составлять не подробный конспект и даже не развёрнутый план, а схему ключевых слов и выражений.

Первые полчаса

Семь - восемь - запрет

Холод

Для человечества

Повторяй!

Непосвящённому это покажется абракадаброй. Посвященный поймёт что здесь «зашифровано» то, о чём говорилось выше.

Часто получается, что мы запускаем материал даже тогда, когда вроде бы и занимаемся регулярно. Не торопись! На каждом мало-мальски непонятном месте возвращайся к началу параграфа, к началу учебника, в прошлогодние тетради. В отличие от всех человеческих дел, девиз учения -назад, назад» а потом - вперёд. И так всё время повторяя, возвращаясь назад, ученик идёт вперёд очень быстрым темпом. Это старое правило педагогики.

У хороших учителей в классе, кажется, только и делают, что повторяют. Чем чаще мы возвращаемся назад, тем быстрее идём вперёд, это основной закон учения. Повторяй! Составляя такие схемы текста, научаешься выделять в материале главное, разбивать на части, видеть главные пункты и подпункты - овладеваешь важными для учения и для жизни умственными операциями.

Приложение 11

Напутствие

Иди спокойно среди шума и суеты, помни о том, какая благодать снисходит в тишине. Двигайся так далеко, насколько это возможно; не отрекаясь от самого себя, поддерживай добрые отношения с людьми. Правду свою говори спокойно и ясно; слушай, что тебе говорят другие: ведь даже у дураков и невежд есть, что сказать. Остерегайся людей крикливых и агрессивных: они травмируют твою душу. Если станешь сравнивать себя с другими, можешь стать тщеславным или озлобленным, поскольку всегда найдутся люди лучше или хуже тебя. Радуйся своим успехам и планам. Вкладывай душу в свою работу, какой бы скромной она ни была. Она является вечной ценностью в изменчивых перипетиях судьбы. Будь осторожен в своих намерениях - мир полон обмана. Но пусть это не заслоняет от тебя понятия истинной чести: многие стремятся к возвышенным идеалам, и всюду жизнь полна героизма; не будь циничным с любовью, ибо только она перед лицом всеобщей черствости и горечи остается вечной, как жизнь. Относись спокойно к тому, что несут тебе годы, без сожалений отказываясь от утех молодости. Развивай силу духа, чтобы при неожиданном несчастье она стала тебе опорой. Но не терзай себя муками воображения. Много страхов родится от усталости и одиночества. Не забывая о дисциплине, будь добрым к самому себе. Ты - дитя космоса и поэтому имеешь не меньше прав, чем звезды и деревья, находиться здесь; ясно тебе или нет, но не сомневайся в том, что мир таков, каков он есть. Живи в мире с Богом, чтобы ты ни думал о Его существовании и чем бы ты ни занимался и к чему бы ни стремился; в шуме улиц и хаосе жизни сохраняй душевный покой, Несмотря на весь обман, тяжкий труд и рухнувшие надежды - все же этот мир прекрасен. Будь внимательным и постарайся быть счастливым.

(Текст найден в 1692 году в Балтиморе в здании старой церкви и читается на анонимных собраниях наркоманов и алкоголиков).

Приложение 12

Наши рекомендации