Кодирование рельсовой цепи постоянного тока кодами АЛСН
АЛСН – автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного действия.
Кодирование рельсовой цепи необходимо для того, чтобы передать машинисту локомотива информацию о состоянии впереди расположенного светофора.
КТ- кодовый трансформатор, который передает переменное напряжение с частотой f = 50 Гц.
П – контакт основного путевого реле.
В том случае, если РЦ свободна, импульсное путевое реле И работает в импульсном режиме и путевое реле П находится под током. КТ в этом случае отключен.
Т – контакты трансмиттерного реле. Трансмиттерное реле предназначено для подачи кодов в РЦ. При свободной РЦ это реле обесточено и подключает И к рельсовой линии. При занятии РЦ импульсное реле И и путевое реле П обесточиваются, включается трансмитерное реле Т и начинает передавать в РЛ кодовый сигнал, который принимается локомотивной аппаратурой.
Сигнальные показания при АБ.
Выбор кодов в автоблокировке постоянного тока
КПТ – кодовый путевой трансмиттер.
Коды вырабатываются КПТ. КПТ может быть выполнен в контактном или бесконтактном варианте. Это механический прибор, который вырабатывает тип кодов: З, Ж, КЖ. Эти коды вырабатываются параллельно и одновременно. С помощью контактов сигнального реле выбираются разрешающие (З и Ж) или запрещающий (КЖ) показания.
Кодирование начинается в момент вступления поезда на блок-участок, при этом обесточивается путевое реле П. Это реле своими контактами включает двигатель КПТ, подключает трансмиттерное реле Т к КПТ.
Реле А – аварийное реле, которое контролирует наличие основного питания переменного напряжения 50Гц на сигнальной точке АБ.
О – огневое реле, контролирует состояние включенной лампы.
КПТ в своем составе содержит электродвигатель Д, редуктор Р и кодовые шайбы, которые имеют различную конфигурацию.
Каждая шайба имеет определённое количество выступов и впадин и собственную контактную систему. За один оборот шайбы её выступы заставляют контактную систему замкнуться определённое число раз.
Код З – за один оборот шайбы передается три импульса.
Код Ж – два импульса.
Код КЖ – 2 одиночных импульса и два одиночных интервала.
Временные диаграммы кодов КПТ
Характеристики КПТ различных типов представлены в таблице.
Код | Тип КПТ | |||||||||||
КПТШ - 515 | КПТШ - 715 | |||||||||||
Длительность, с | ||||||||||||
1 - й имп. | 1 – й инт. | 2 - й имп. | 2 - й инт. | 3 - й имп. | 3 - й инт. | 1 - й имп. | 1 – й инт. | 2 - й имп. | 2 - й инт. | 3 - й имп. | 3 - й инт. | |
З | 0,35 | 0,12 | 0,22 | 0,12 | 0,22 | 0,57 | 0,35 | 0,12 | 0,24 | 0,12 | 0,24 | 0,79 |
Ж | 0,38 | 0,12 | 0,38 | 0,72 | - | - | 0,35 | 0,12 | 0,66 | 0,79 | - | - |
КЖ | 0,23 | 0,57 | 0,23 | 0,57 | - | - | 0,30 | 0,63 | 0,30 | 0,63 | - | - |
КПТ используются для формирования кодов числовой кодовой автоблокировки.
Числовая кодовая автоблокировка (ЧКАБ)
Применяется на участках с электротягой, причем при электротяге постоянного тока применяется ЧКАБ частотой сигнального тока в РЦ f = 50 Гц, при электротяге переменного тока РЦ имеют частоту сигнального тока f = 25 Гц.
Схема кодовой рельсовой цепи.
ПТ – питающий трансформатор;
ИТ – изолирующий трансформатор;
ПФ – полосовой фильтр предназначенный для защиты путевого реле от гармоник тягового тока;
ИП – импульсное путевое реле.
Функциональные связи в системах кодовой АБ.
К – устройство кодирования, ДК – устройство декодирования (дешифрации).
Устройство декодирования принимает код из рельсовой цепи, расшифровывает его и включает на светофоре соответствующее показание и передает на информацию на устройство кодирования. Кодирующее устройство К воспринимает эту информацию и зашифровывает информацию о состоянии светофора.
Упрощенная схема числовой кодовой автоблокировки.
ДА – дешифратор автоблокировки выполнен в виде 3-х блоков.
БС-ДА – блок счетчиков, содержит реле, которое считает импульсы и интервалы кода.
БИ-ДА – блок исключения, предназначен для исключения появляющихся разрешающих показаний при к.з. изолирующих стыков.
БЗ-ДА – создает замедление на отпускание сигнальных реле (З,Ж).
Если в РЦ коды отсутствуют, импульсно –путевое реле обесточено, на светофоре (для светофора №5). В рельсовую цепь перед этим светофором подается код КЖ.
В РЦ код КЖ: импульсное реле И работает, З – обесточено, Ж – под током, на светофоре показания . В рельсовую цепь перед этим светофором подается код Ж.
При приеме кода Ж оба сигнальных реле встанут под ток и включат на светофоре зеленый огонь. В РЦ перед этим светофором будет подан код З.
При организации двустороннего движения поездов с помощью схем изменения движения производится переключение светофоров и рельсовых цепей.