Условный расчет подшипников скольжения
Условный расчет подшипников скольжения проводят по двум показателям: среднему давлению между трущимися поверхностями р и произведению pv.
Расчет по среднему давлению обеспечивает износостойкость:
где R — реакция в опоре; d — диаметр цапфы; l — длина цапфы (см. рис. 12.1, б); [р] — допускаемое давление на поверхности трения.
Расчет на нагрев и отсутствие заедания
где v — окружная скорость шейки вала или оси.
Применение подшипников скольжения
• для валов больших диаметров;
• для высокоскоростных валов;
• для валов, работающих в условиях ударов и вибраций, в агрессивных средах;
• для коленчатых валов;
• в бытовой технике
Глава 13. Подшипники качения
Иметь представление о достоинствах, недостатках, областях применения, конструкции, классификации и маркировке подшипников качения.
Иметь представление об особенностях рабочего процесса подшипников качения, о видах разрушений, критериях работоспособности.
Иметь представление о возможных схемах установки валов на подшипниках качения, о назначении деталей опор на подшипниках каченияу типе смазывания, конструкции уплотнений.
Знать формулы, физический смысл и обозначение входящих в формулы коэффициентов для расчета эквивалентной динамической нагрузки и долговечности; уметь ими пользоваться.
Подшипники качения состоят из внутренних и наружных колец, тел качения и сепаратов, отделяющих тела качения друг от друга.
Классификация подшипников качения
Подшипники качения классифицируют
· по форме тел качения (шариковые и роликовые);
· по числу рядов тел качения (однорядные и двухрядные);
· по направлению воспринимаемой нагрузки (радиальные, радиально-упорные, упорные);
· по конструктивным особенностям (с канавками на наружном кольце, с одной или двумя защитными шайбами и другими особенностями).
Оценка подшипников качения
Достоинства подшипников качения:
• по сравнению с подшипниками скольжения в подшипниках качения трение значительно меньше, КПД подшипников выше;
• выше несущая способность;
• простота обслуживания;
• малый расход цветных металлов;
• малый расход смазочных материалов;
• малые осевые размеры;
• высокая степень взаимозаменяемости. Недостатки подшипников качения:
• чувствительность к ударам и вибрациям;
• большие габаритные размеры в радиальном направлении;
• малая долговечность и надежность при высоких скоростях.
Шариковые подшипники
Шариковые радиальные подшипники (рис. 13.1, а) могут воспринимать значительную радиальную нагрузку и небольшую осевую нагрузку в обоих направлениях. Они наиболее дешевы и широко распространены.
Шариковые радиальные сферические подшипники (рис. 13.1, б) предназначены для восприятия радиальных нагрузок, допускают значительные перекосы (до 4°) колец, применяются в конструкции с нежесткими валами или где невозможно обеспечить соосность отверстий в корпусах.
Шариковые радиально-упорные подшипники (рис. 13.1, ж) отличаются большей грузоподъемностью, предназначены для восприятия комбинированных радиальных и осевых нагрузок только одного направления. Работать только при радиальной нагрузке они не могут, под действием радиальных нагрузок из-за наклона контактных линий возникают внутренние осевые силы.
Шариковые упорные подшипники (рис. 13.1, и) воспринимают только осевые нагрузки, лучше работают на вертикальных валах.
Роликовые подшипники
Роликовые радиальные подшипники (рис. 13.1, в) выпускают
· с коротким цилиндрическим роликом,
· с длинным цилиндрическим роликом (рис. 13.1, д, игольчатый подшипник).
Такие подшипники не воспринимают осевые нагрузки, допускают раздельный монтаж колец. Роликовые подшипники обладают большой радиальной грузоподъемностью, допускают только осевое смещение колец.
Кроме перечисленных выпускают подшипники с витыми цилиндрическими роликами (рис. 13.1, ё).
Роликовые радиальные сферические подшипники (рис. 13.1, г) обладают большей грузоподъемностью, чем шариковые, но они сложнее и дороже.
Роликовые конические подшипники (рис. 13.1, з) необходимо регулировать при сборке. Подшипники этого типа допускают раздельный монтаж наружного кольца, воспринимают радиальную и осевую нагрузку, обладают большой нагрузочной способностью.
Упорные подшипники могут быть и роликовыми. Они обладают большой несущей способностью, практически не допускают перекоса колец (рис. 13.1, к).
Роликовые подшипники выполняют с роликами различной формы. Иногда для уменьшения габаритных размеров дорожки качения выполняют прямо на валу или в корпусе машины, а подшипник изготовляют без внутреннего кольца. Некоторые подшипники изготовляют без сепараторов.
Серии подшипников
Для одного и того же диаметра выпускают подшипники разных серий (рис. 13.2), отличающиеся по габаритным размерам и грузоподъемности.
Серии диаметров и ширин: особо легкая ... 100; легкая ... 200; легкая широкая ... 500; средняя ... 300; средняя широкая ... 600; тяжелая ... 400.