Тема 6. Управление математическим развитием ребенка до школы. Создание психолого-педагогических условий, диагностика, педагогическая коррекция.

Тема 6. Управление математическим развитием ребенка до школы. Создание психолого-педагогических условий, диагностика, педагогическая коррекция.

План

1. Организация работы по математическому развитию детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Задачи математической подготовки.

2. Общая характеристика содержания предматематической подготовки дошкольников

3. Методы математической подготовки.

4. Средства математической подготовки детей в ДОУ.

Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников

6. Влияние планирования на эффективность усвоения детьми программного материала по формированию элементарных математических представлений

Педагогические условия организации работы ДОУ с семьей по математическому развитию дошкольников

8. Преемственность в математическом развитии детей дошкольного образовательного учреждения и школы

1. Организация работы по математическому развитию детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях

Математическое развитие детей в детском саду является частью общей подготовки детей к школе. Этот процесс связан со всеми сторонами учебно–воспитательной работы (речевое развитие, игры, труд, быт и т.д.).

При постановке задач учитывается:

а) Общедидактические принципы обучения (раскрыть);

б) Принцип преемственной связи в работе детского сада и школы. В процессе математической подготовки детей к школе обучающие, развивающие и воспитательные задачи осуществляются в единстве. Ребёнок получает необходимый чувственный опыт, познавая свойств предметов, овладевает способами познания, применяет знания на практике.

Рассмотрим основные задачи математической подготовки детей:

Формирование системы элементарных математических представлений.

При методически грамотном обучении детей элементам математики, возможно, сформировать у них систему знаний о числе, счёте, величине, геометрических фигурах, пространстве и времени. Например, систематизируя знания о квадрате, мы рассматриваем его с детьми как частный случай прямоугольника, четырёхугольника. Или, сравнивая величины, устанавливая сериационный ряд, дети практическим путём выясняют свойства относительности величины.

Систематизировать знания помогают специальные познавательные средства: модели, схемы, графики, планы (модель года, частей суток, недели, модели задач, план местности и т.д.)

Формированию системы знаний способствуют и способы обучения: например, проблемно – поисковый.

Формируется математическое знание по – разному:

Первый путь: от частного к общему. У детей накапливаются определённые знания под руководством взрослого, а затем они обобщаются до простейших понятий.

Второй путь: от общего к частному (о четырёхугольниках, многоугольниках).

И, конечно же, формированию системы математических знаний способствует программа воспитания и обучения, где материал распределён по определённой системе, по возрастным группам от простого к сложному (формирование понятия о четырёхугольнике).

Расширение словаря и совершенствование связной речи

Процесс математического развития предполагает планомерное и постепенное обогащение словарного запаса с помощью математических терминов: это пространственный словарь (между, около) словарь временных обозначений (в сумерки, медленно, вчера, сегодня, вечер, дни недели), словарь, характеризующий количественные отношения (много, столько сколько, меньше, больше, равно), слова – числительные, учиться согласовывать числительные с существительными на интуитивной основе.

Чем глубже осознаются математические связи, тем совершеннее они отражаются в речи. (Этот столбик выше, но тоньше синего. Левый верхний угол середина правого края). И, наоборот, с помощью слова глубже осознают и обобщаются количественные, пространственные, временные представления. Происходит обогащение речи и за счёт специальных терминов (название арифметических действий, геометрических фигур и т. д.). Речевое развитие происходит во взаимосвязи с сенсорными и мыслительными процессами.

Литература

1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики. Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. / А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.

2. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ Л. Н. Вахрушева.- М.: ФОРУМ, 2009.-192с.

3. Вербенец, А. М. Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – М., 2001.- С.146-168.

4. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. / З. А. Михайлова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384 с.

5. Щербакова, Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников. / Е.Н. Щербакова – М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.

6. Фасий, И. М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования // Методические советы к программе «Детство»/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – М., 2001. – С.169-177.

Тема 6. Управление математическим развитием ребенка до школы. Создание психолого-педагогических условий, диагностика, педагогическая коррекция.

План

1. Организация работы по математическому развитию детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Задачи математической подготовки.

2. Общая характеристика содержания предматематической подготовки дошкольников

3. Методы математической подготовки.

4. Средства математической подготовки детей в ДОУ.

Наши рекомендации