Задачи и методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов.
Проведенные психолого-педагогические исследования, а также практический опыт работы с детьми дошкольного возраста позволили сформулировать основные задачи по ознакомлению детей раннего и дошкольного возрастов с величиной предметов. Такими задачами являются:
1. развитие у детей ориентировочных действий, направленных на выделение величины предметов, с использованием при этом накладывания и прикладывания как основных приемов;
2. обучение детей умению различать предметы сначала контрастные, а затем все менее контрастные и, наконец, равные по величине; строить ряд величин;
3. выделение и называние отдельных параметров величины (длина, ширина, высота, толщина и т. д.);
4. обучение способам и приемам сравнения предметов по величине (непосредственным и опосредованным);
5. развитие у детей глазомера, аналитико-синтетической деятельности, пространственного восприятия;
6. формирование представлений и понятий об эталонах величины (мере), овладение специальной терминологией.
Содержание обучения детей представлено в Программе воспитания в детском саду и включает: первичные представления о величине, параметрах величины, мере;
-отношения зависимости (отношения между предметами; между величиной, мерой и результатом — функциональная зависимость);
-умения и навыки в сравнении предметов по величине.
Обучение осуществляется постепенно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Так, на первом году жизни у детей развивается система анализаторов. На основе чувственного восприятия ребенок должен видеть величину предмета как признак.
При этом предмет может быть расположен в разных ситуациях.
На втором году жизни дети учатся различать предметы контрастной величины, усваивают отдельные слова-термины («большой», «маленький»).
На третьем году жизни дети могут сравнивать не только контрастные, но и одинаковые (равные по величине) предметы. Овладевают приемами: сопоставления, наложения, приставления, приближения одного предмета к другому. В играх с пирамидками, матрешками, со строительным материалом дети овладевают различными приемами сравнения. Средний и старший дошкольный возрасты характеризуются значительно большими возможностями в развитии глазомера у детей, а следовательно, в сравнении величин. Эти дети воспринимают и осознают перспективу (предметы, находящиеся на разном расстоянии от воспринимающего). Необходимо учить детей обследовать предметы, сравнивать их между собой, а также сравнивать с образцом — мерой. Дети этого возраста постепенно подводятся к восприятию меры и овладению приемами измерения. Значительное внимание этому уделяется на седьмом году жизни, дошкольники учатся измерять не только условной мерой, но и общепринятыми мерами: килограммами, литрами, метрами, сантиметрами.
В первой младшей группе ставятся следующие задачи: привлекать внимание детей к предметам разных размеров (большой дом- маленький домик, большая матрешка – маленькая матрешка, большие мячи- маленькие мячи и т.д.). В процессе игр и активной деятельности с предметами воспитатель развивает у детей представления об их величине. Эти игры- занятия носят эмпирический характер. Воспитатель постоянно привлекает внимание детей к размерам предметов, формирует опыт различения предметов контрастных размеров, показывает и называет большие и маленькие предметы, активно использует игрушки, имеющие ярко выраженную форму сенсорных эталонов, побуждает различать их (такой - не такой) и называть.
Во второй младшей группе детей учат сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении размеров предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами: длинный-короткий, одинаковые (равные) по длине, широкий-узкий, одинаковые (равные)по ширине, высокий-низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой-маленький, одинаковые (равные) по величине.
Начальному выделению величины, возникновению элементарных представлений и понятий о ней способствуют различные методы и приемы обучения. Среди них можно выделить: наглядные, словесные, практические и игровые.
К наглядным методическим приемам можно отнести демонстрацию предметов, рассматривание их, сравнение и выбор; к практическим — накладывание, прикладывание, соизмерение и измерение. Словесными методическими приемами являются: описание предмета (характеристика параметров величины), объяснение, указания, художественное слово (сказки, загадки). Игровыми методическими приемами являются словесные игры, игры с дидактическими игрушками, а также настольно-печатные с картинками, головоломки и др.
Сначала даются предметы, отличающиеся друг от друга только по одному признаку величины. Педагог жестом показывает, что является длиной, шириной, высотой. Детей знакомят с приемами наложения и приложения. Сначала – приложение. Пользуясь приложением, нужно совмещать все края предметов.