Тема 3. освоение величин и форм в дошкольном возрасте как условие познания окружающего мира
ТЕМА 3. ОСВОЕНИЕ ВЕЛИЧИН И ФОРМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК УСЛОВИЕ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
План.
Особенности и методика формирования и развития у дошкольников представлений о размерах предметов, величинах и их измерении.
2. Задачи и содержание формирования представлений о величине предметов в дошкольном возрасте.
Методика обучения дошкольников измерению.
Задачи и методика ознакомления детей младшего дошкольного возраста с величиной предметов.
Дальнейшее развитие представлений о величине в старшем дошкольном возрасте.
Задачи и методика обучения измерению протяженностей, жидких и сыпучих веществ.
7. Особенности и методика освоения детьми дошкольного возраста размеров предметов и величин
8. Особенности и методика развития у детей дошкольного возраста представлений о массе предметов и способах измерения массы.
Особенности и методика формирования и развития представлений о времени у дошкольников
Особенности формирования и развития у дошкольников представлений о форме предметов и геометрических фигурах.
Методика формирования представлений о форме предметов в разных возрастных группах.
12. Развитие у детей представлений о форме в процессе игр и упражнений
Особенности и методика формирования и развития у дошкольников представлений о размерах предметов, величинах и их измерении.
Величина и ее измерение.Для правильной и полной характеристики любого предмета оценка величины имеет не меньшую значимость, чем оценка других его признаков. Умение выделить величину как свойство предмета и дать ей название необходимо не только для познания каждого предмета в отдельности, но и для понимания отношений между ними. Это оказывает существенное влияние на формирование у детей более полных знаний об окружающей действительности.
Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия и готовит к усвоению в школе соответствующего раздела математики.
Величина предмета - это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди предметов однородных. Величина является свойством предмета.
Отражение величины как пространственного признака предмета связано с восприятием - важнейшим сенсорным процессом, который направлен на опознание и обследование объекта, раскрытие его особенностей. В этом процессе участвуют различные анализаторы: зрительный, слуховой, осязательно-двигательный, причем двигательный анализатор играет ведущую роль во взаимной их работе, обеспечивая адекватное восприятие величины предметов.
Проблему отражения величины нельзя рассматривать только как проблему восприятия. В равной степени она должна рассматриваться и как проблема мышления.
Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой - опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа и синтез
Величина измеряема, относительна, может изменяться без изменения свойств предмета.
Правила линейного измерения
1. Правильно определить точку отсчета;
2. Сделать отметку карандашом или мелом в том месте, на которое пришелся конец мерки;
3. Перемещать мерку следует слева направо при измерении длины и снизу вверх – при измерении ширины и высоты (по плоскости и отвесу соответственно);
4. При перемещении мерки прикладывать ее точно к отметки, обозначающей последнюю отмеренную часть;
5. Перемещая мерки, надо не забывать их считать;
6. Окончив измерения, сказать, что и чем измерено и каков результат.
Правила измерения объема жидких и сыпучих веществсоблюдение полноты мерки, сочетание измерения со счетом, отражение способа и результата действия в речи. Требования, предъявляемые к проведению измерения:
показ с объяснением приемов измерения должен быть четким,
ясным, немногословным; действия воспитателя должны находиться в поле зрения ребенка;
дети получают задания в конкретной форме (что измерить (что сделать), как (указывается последовательность действий и требования к ним), кто с кем будет измерять (организация работы).
Литература
1. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. Вопросы теории и практики. Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. / А. В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 400 с.
2. Вахрушева, Л. Н. Развитие мыслительной деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей/ Л. Н. Вахрушева.- М.: ФОРУМ, 2009.-192с.
3. Вербенец, А. М. Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования // Методические советы к программе «Детство» / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – М., 2001.- С.146-168.
4. Михайлова, З. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. / З. А. Михайлова. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.- 384 с.
5. Щербакова, Е. Н. Теория и методика математического развития дошкольников. / Е.Н. Щербакова – М.: Издательство Московского психологосоциального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. – 392 с.
6. Фасий, И. М. Освоение принципа сохранения количества и величины детьми шести лет в процессе экспериментирования // Методические советы к программе «Детство»/ Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – М., 2001. – С.169-177.
ТЕМА 3. ОСВОЕНИЕ ВЕЛИЧИН И ФОРМ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ КАК УСЛОВИЕ ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
План.