Особенности влияния группового меньшинства.
Меньшинствоопределяется не по численности, а по критерию влияния: это часть группы, которая обладает меньшими возможностями влияния.
- Группа меньшинств — это социологическая группа, вес которой не является доминирующим среди общего населения в данном общественном и временном пространстве. Социологическое меньшинство совсем не обязательно должно быть меньшинством в количественном отношении; оно может представлять группу, ущемлённую в своём социальном статусе, образовании, трудоустройстве, медицинской помощи и политических правах и тд.
- Луис Вирт: «группа людей, выделяющихся в обществе своими физическими или культурными свойствами, из-за которых они испытывают ущемление и неравенство, и которые, таким образом, определяют себя как предмет коллективной дискриминации».
- Объективно: принадлежность к группам меньшинств квалифицируется обществом в соответствии с физическими характеристиками или поведением.
- Субъективно: представители меньшинств причисляют себя к таковым группам с возможным использованием соответствующего статуса для самоидентификации и солидарности.
- Статус меньшинства является категорией индивидуума, который проявляет соответствующие данной группе свойства и поведенческие черты.
- Влияние меньшинства - разновидность социального воздействия, при котором мнение меньшинства оказывает влияние на группу в целом.
- Меньшинство с самого начала выражает четкую позицию. Меньшинство должно твердо придерживаться своей позиции, несмотря на давление большинства. Представители меньшинства должны действовать согласованно.
- Влияние меньшинства ощущается лишь через некоторое время. Таким образом, последовательно выражаемое мнение меньшинства формирует ряд межличностных процессов, что приводит к постепенному отходу от позиций большинства. Воздействие мнения меньшинства постепенно усиливается.
- В социально-экономической области, понятие меньшинство обычно относится к социально подчинённой этнической группе (по языку, национальности, религии и/или культуре). Другие группы меньшинств включают в себя людей с физическими увечьями, «экономические меньшинства» (частично или полностью нетрудоспособные), возрастные меньшинства (младше или старше считающегося нормальным рабочего возраста) и сексуальные меньшинства.
Разработанная Московичи дескриптивная модель влияния меньшинства
С точки зрения Московичи,функционирование социальных групп зависит от согласия их членов относительно каких-то фундаментальных жизненных принципов. Усилия меньшинства должны быть направлены на расшатывание этого согласия. Таким образом, меньшинство, расшатывая позиции большинства, помогает развиваться группе в целом.
Факторы влияния меньшинства
Устойчивость позиции | Меньшинство, твердо стоящее на своих позициях, оказывает больше влияния, чем колеблющееся меньшинство. |
Адекватность позиции меньшинства условиям | Меньшинство более влиятельно, когда его отверждения соответствуют меняющимся условиям |
Способность к компромиссу | Большее влияние оказывает то меньшинство, которое способно к компромиссу, особенно если идет на уступки не сразу |
Единство членов меньшинства | Единство позиции членов меньшинства увеличивает степень его влияния |
Уверенность в себе | Уверенное поведение меньшинтсва усиливает его влияние |
Способность к диалогу | Более влиятельно способное к диалогу меньшинство, хорошо аргументирующее свою позицию, оталкиваясь при этом от точки зрения и аргументации большинства |
Активность/пассивность меньшинства | Меньшинство может быть активным и пассивным. Пассивные сторонники поддерживают позицию, но не знают о степени ее популярности, не зависят от других членов меньшинства и не взаимодействуют с ними. Активные участники знают о популярности своей позиции, зависят от других членов своей группы и взаимодействуют с ними. Активность членов меньшинства оказывает влияние, когда обсуждаемая проблема не связана с собственными интересами респондентов – тогда при анализе сообщения от активного члена м-ва люди больше внимательны к силе аргументов чем при сообщении от пассивного члена |
Размер меньшинства и большинства | Формально размер меньшинства может колебаться от 1 до 49 процентов. Люди обращают внимание на качество аргументов маленького меньшинства а не большого |
Тип меньшинства (уменьшается или увеличивается) | Меньшинство, количество сторонников которого возрастает, оказывает больше влияния, чем уменьшающееся меньшинство |
Групповая принадлежность меньшинства | Большее влияние оказывает меньшинство принадлежащее одной социальной группе с большинством. |
Сплоченность группы | В сплоченной группе меньшинство оказывает больше влияния т.к. группа не может их легко отторгнуть |
Отсутствие у меньшинства личной заинтересованности в поддержке позиции | Меньшинство оказывает больше влияния, когда их позицию трудно объяснить интересами его членов |
Подобие взглядов большинства и меньшинства | Большее влияние оказывает меньшинство разделяющее взгляды и ценности большинства |
Наличие перебежчиков со стороны большинства | Перебежчики от большинства усиливают влияние меньшинства |
Основные следствия влияния меньшинства для группы в целом и ее отдельных участников:
• влияние меньшинства побуждает человека и большинство в целом к поиску новых аргументов в защиту своей позиции; в результате большинство может еще больше убедиться в своей правоте, но это убеждение будет опираться уже не на стереотипы и неосознанные групповые нормы, а на результаты анализа и размышления;
• благодаря существованию иной позиции, существенно возрастает вероятность выработки человеком и группой новых, креативных решений.