Формирование позитивного имиджа организации
Само слово "имидж" происходит от английского image, что в буквальном переводе означает образ, представление.
Имидж определяется как образ товара, услуги, предприятия, совокупности ассоциаций и впечатлений, который складывается в сознании людей и связывается с конкретным представлением.
Имидж — это целенаправленно сформированный образ лица, явления или предмета, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т. п.
Позитивный имидж повышает потенциал организации и повышает эффективность ее функционирования.
Позитивный имидж как самой организации, так и ее сотрудников создается в результате осуществления основной деятельности, а также посредством проведения целенаправленных информационных мероприятий, ориентированных на конкретные социальные группы.
Для крупных организаций при формировании и поддержании имиджа особенно важна работа со средствами массовой информации (газетами, журналами, теле- и радиокомпаниями и др.). Широкий масштаб осуществляемых операций требует соответствующей широкой известности, которой возможно достичь только с помощью масс-медиа.
Создание имиджа в условиях функционирования рыночной экономики должно быть тесным образом связано с осуществлением маркетинговых коммуникаций, одним из основных элементов которых является паблик рилейшнз (т. е. система связей с общественностью).
И. В. Алешина предлагает схему формирования корпоративного имиджа, приведенную на рис. 6.4.
Рис. 6.4. Процесс формирования корпоративного имиджа
Схема, полученная в результате проведения преобразований, приведена на рис. 6.5.
Рис. 6.5. Процесс формирования имиджа организации
На схеме цифрами обозначены следующие действия (маршруты):
1 — формирование характеристик и свойств желаемого имиджа организации;
2 — доведение коммуникатируемого имиджа организации до широких масс населения с целью формирования в их сознании устойчивого желаемого образа;
3 — обратная связь, т. е. сбор информации о последствиях целенаправленного информационного воздействия на общественное мнение;
4 — внесение корректив и изменений в индивидуальные черты организации.
Получение оценок экспертов должно осуществляться посредством проведения письменного анкетирования. При этом анкета должна содержать оценочные шкалы по следующим основным разделам:
♦ Финансовая устойчивость организации.
♦ Дизайн зданий офисов организации.
♦ Внешний вид сотрудников.
♦ Уровень интеллекта сотрудников.
♦ Манера общения с клиентами и деловыми партнерами.
♦ Прочие позиции на усмотрение опрашиваемого.
По каждой из вышеперечисленных позиций сотруднику должна быть проставлена оценка по шкале от 0 до 100. В опросе должно принимать участие не менее пятидесяти респондентов. По результатам проставленных ими оценок выводятся среднеарифметические значения сначала по каждой из позиций в отдельности, а затем по всем позициям.
Полученная таким образом итоговая оценка и будет отражать реальный рейтинг конкретной организации.
Р = (Офиср + Од.о.ср +Овв +О +Омос + Оп )/п,
где Р — рейтинг организации; Офиср — среднее значение оценки финансовой устойчивости организации; Од.о.ср — среднее значение оценки дизайна зданий и офисов организации ГС; Овв — среднее значение оценки внешнего вида сотрудников организации; О — среднее значение оценки уровня интеллекта сотрудников организации; Омос — среднее значение оценки манеры общения сотрудников организации с клиентами и деловыми партнерами; Оп _ — среднее значение оценки по прочим позициям; п — количество позиций, по которым производится оценка.
Глава VII. Развитие и совершенствование организационных систем