Мотивация как функция административного менеджмента
Маслоу выделял пять основных категорий потребностей, в число которых входят: физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самовыражении.
К числу физиологических относятся потребности в пище, отдыхе, продолжении рода. Эти потребности являются необходимым условием выживания человека.
Сущность потребностей вбезопасности заключается в необходимости обеспечения защиты физического и психического здоровья человека. Особенно важное значение здесь имеет уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
Понятие "социальные потребности"(по другому их еще называют "потребности в причастности")включает в себя чувство социального взаимодействия, привязанности, поддержки и т. д.
Потребности в уважениивключают в себя две основные группы: потребности в самоуважении и потребности в уважении со стороны окружающих.
Сущность потребностей самовыражения состоит в стремлении человека к реализации своих потенциальных возможностей и индивидуальному развитию.
Все потребности могут быть расположены в виде иерархической структуры, которая получила название "пирамида потребностей".Схематическое изображение пирамиды потребностей представлено на рис. 4.3.
Рис. 4.3. Пирамида потребностей
Процесс создания условий, оказывающих воздействие на потребности человека и позволяющих направить его в нужную для организации сторону, заинтересовать его в активной и добросовестной работе, старательности при выполнении возложенных на него задач получил название "мотивация".
Термин "мотивация" происходит от французского "мотив", что в переводе означает: побудительная причина, повод к тому или иному действию. Мотивы бывают внутренними, порожденными определенным отношением человека к своей деятельности, и внешними, связанными с воздействием на него определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми и обстоятельствами. Внешние мотивы называются стимулами. Стимулы могут быть материальными или нематериальными.
Материальным стимуломявляется заработная плата. В дополнение к заработной плате может устанавливаться вознаграждение работникам предприятий и организаций по итогам годовой работы из фонда, образуемого за счет прибыли, полученной предприятием, организацией. Нематериальные стимулымогут быть выражены в форме поощрения (вознаграждения) и иногда наказания. Они не могут воздействовать на текущее поведение, но задают его будущую линию, и люди прекрасно знают, что их ждет, если они будут относиться к выполнению своих обязанностей надлежащим или ненадлежащим образом.
Регулирование
Регулирование- это систему отношений, обеспечивающих поддержание или изменение экономических явлений и их связей.
Регулирование как явление присуще любой коллективной человеческой деятельности. Оно возникает вместе с производственной кооперацией и прогрессирует по мере углубления функционального разделения труда.
Потребность в регулировании является объективным фактором, так как не зависит от характера осуществляемой деятельности и специфики межличностных взаимоотношений.
Основной задачей процесса регулированияявляется устранение отклонений от заданного режима функционирования организации.
В системе осуществления функции регулирования можно выделить две постоянно взаимодействующие подсистемы:
• систему саморегулирования;
• систему сознательного, целенаправленного регулирования.
Если действие первой подсистемы основано на инициативе работников организации, то вторая представляет собой следствие выражения воли руководителей.
Схема взаимодействия системы саморегулирования и системы сознательного, целенаправленного регулирования представлена на рис. 4.4.
Рис. 4.4. Система регулирования деятельности организации
При осуществлении подобной оценки основная задача менеджера — определить, конструктивна или деструктивна поставленная перед организацией цель.
Конструктивные (или позитивные) целихарактеризуются тем, что их достижение способствует комплексному, интегрированному и гармоничному развитию всех элементов организационной системы. Деструктивные (или негативные) цели, напротив, направлены на расчленение организации, т. е. на ликвидацию отдельных ее элементов или наделение таких элементов полномочиями и функциями, противоречащими целям и задачам всей организации.
Ставя перед подчиненными деструктивные цели, руководитель заранее закладывает в программу их действий потенциальную возможность причинения вреда организации. И чем больше ставится деструктивных целей перед работниками, тем чаще требуется регулирующее вмешательство руководителя в процесс выполнения производственных заданий.
Если эффективность системы саморегулирования определяется качеством формулировки цели, то для нормального функционирования системы сознательного целенаправленного регулирования необходимо наличие хорошо налаженной обратной связи. Благодаря наличию обратной связи субъект управления может всегда располагать полной и достоверной информацией о ходе исполнения его указаний и своевременно вносить необходимые коррективы, как в процесс функционирования, так и в содержание производственных заданий.
Рис. 4.5. Система сознательного целенаправленного регулирования деятельности организации
На схеме цифрами обозначены:
1. Прямая связь.
2. Обратная связь.
3. Корректирующее воздействие (регулирование).
Процесс функционирования системы сознательного целенаправленного регулирования деятельности организации включает в себя три основных этапа.
Первый этап состоит в формулировании производственного (рабочего) задания и доведении его содержания до исполнителей. На втором этапе осуществляется выполнение полученного задания и составляется отчет (или регулярные отчеты) о ходе выполняемых работ и возникающих при этом отклонениях. Сущность третьего этапа заключается в анализе субъектом управления полученной в отчетах информации, разработке на основе указанного анализа программ регулирующего воздействия и доведении содержания этих программ до исполнителей.
Административный контроль
В процессе эволюционного развития системы организационного контроля сформировалось и прочно вошло в теорию и практику современного менеджмента такое новое направление контрольной деятельности как контроллинг.
Э. А. Смирнов определяет контроллинг как совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей.
При этом указанный автор выделяет четыре основные составляющие контроллинга:
• административный контроль;
• технологический контроль;
• ревизия;
• функциональный, комплексный и системный аудит.
Под административным контролемследует понимать все виды деятельности, направленной на получение информации об эффективности функционирования и текущем состоянии управляющей системы организации.
Исполнительный контрольпредполагает осуществление всех видов деятельности по оценке текущего состояния и эффективности функционирования управляемой системы организации.
М. М. Максимцов считает, что под административным контролем следует понимать контроль соответствия реальных полномочий руководителя (исполнителя) полномочиям, зафиксированным в документах, регламентирующих деятельность организации.
Под административным контролемв наиболее общем виде следует понимать управленческую деятельность, направленную на определение текущего состояния управляющей подсистемы системы управления организацией и происходящих в ней процессов, сцелью выявления возможных отклонений от заданного режима функционирования.
Основная цель контроллинга в целом и административного контроляв частности состоит в своевременном получении информации о том, были ли достигнуты поставленные цели и выполнены задачи. При этом важно, чтобы все системы контроля оперативно фиксировали любые отклонения фактических показателей от плановых. Это позволит вовремя вносить соответствующие коррективы в процесс функционирования организации.
Это позволяет руководству организации достичь сразу две важные цели. Во-первых, повысить качество и эффективность деятельности организации. Во-вторых, удовлетворить потребность сотрудников в уважении и самовыражении.
Основные принципы административного контроляопираются на четыре составляющие, позволяющие руководителю организации определить что, когда и где контролировать, а также кто должен осуществлять контроль.
Принцип ключевых элементов контроляопирается на положение, согласно которому стандарты являются элементом планирования.
Принцип места контролясостоит в том, чтобы руководитель организации выяснил, в каких структурных подразделениях организации происходят действия, имеющие решающее значение для достижения целей функционирования.
Принцип соблюдения сроков контроляпозволяет более эффективно и своевременно использовать полученную в процессе осуществления контрольной деятельности информацию и быстро реагировать на происходящие изменения.
Принцип самоконтролясостоит в предоставлении работникам фирмы возможности самим осуществлять оценку результатов собственной деятельности и своевременно вносить в нее необходимые коррективы.
В системе административного контроля любой организации можно выделить три основных тесно взаимосвязанных элемента, а именно:
• установление стандартов состояния и функционирования управляемой системы;
• оценка текущего состояния управляющей системы и происходящих в ней процессов на предмет выявления возможных отклонений;
• устранение выявленных отклонений, т. е. приведение управляющей системы в состояние, соответствующее установленным стандартам.
Стандарты состояния и функционирования системы управленияразрабатываются в процессе организационного регламентирования и представляют собой основные критерии административного контроля.
Разработка организационных (административных) стандартов включает в себя два основных этапа:
1) определение способов оценки установленных критериев и разработка оценочных шкал;
2) расчет трудоемкости административного контроля, т. е. определение объема работы, которая должна быть выполнена для осуществления контрольных замеров.
В системе выборочного контроля обычно применяются такие показатели:
• количество выполненных операций;
• скорость выполнения конкретных операций;
• количество обработанной документации;
• затраты рабочего времени;
• качество управленческого труда (число ошибок);
• экономическая или социально-психологическая эффективность управленческого труда.
Объективные трудности возникают в процессе оценки качественных показателей, таких как психологическая обстановка в коллективе или уровень имиджа руководителя и организации в целом. Для определения значений таких показателей обычно применяют методы экспертных оценок.
Оценка текущего состояния системы управления организациивключает в себя сбор необходимой информации, а также ее обобщение, обработку и анализ.
Сбор данных осуществляется посредством установления в ходе выполнения операции или процесса стратегических контрольных точек, в которых и осуществляется замер контролируемых показателей. Количество и схема расположения таких точек определяются трудоемкостью и сложностью операции или процесса, являющихся объектами административного контроля.
Собранную информацию сравнивают с установленными стандартами, чтобы сделать вывод о соответствии реальных значений контролируемых показателей нормативным.
Устранение выявленных отклоненийможет осуществляться несколькими способами:
• модификацией целей;
• внесением изменений и корректив в плановые задания;
• реструктуризацией системы управления организации (перераспределением полномочий и ответственности, переподготовкой кадров и т. д.).
Механизм административного контроляпредставляет собой совокупность инструментов, используемых для оценки процессов и явлений, происходящих в системе управления организации.
Основными инструментами административного контроляявляются бюджетный контроль, управленческий (административный) аудит, статистическое наблюдение, личное наблюдение, доклады и совещания.
Бюджетный контрольиспользуется для получения исчерпывающей информации о доходах и расходах организации. Бюджет представляет собой составленный в денежном выражении основной план образования, распределения и использования финансовых ресурсов организации.
Административный аудит представляет собой совокупность контрольных действий, позволяющих получить объективную и своевременную информацию о текущем состоянии и функционировании системы управления организации.
Основными объектами административного аудитаявляются:
• миссия, цели и задачи организации;
• законы и принципы формирования, развития и функционирования организации;
• стратегии организации;
• функции организации;
• структура организации;
• технологии управления;
• внутренние и внешние коммуникации;
• управленческие решения;
• информационные технологии;
• системы документооборота.
Основные принципы административного аудита.
Принцип выделения главного гласит, что при проведении административного аудита субъект контроля должен акцентировать свое внимание на главных, ключевых моментах и не отвлекаться на изучение второстепенных факторов.
Принцип соответствиятребует, чтобы профессионализм работника, составляющего аудиторское заключение, соответствовал степени сложности указанного заключения.
Принцип энциклопедичностипредполагает, что в группе работников, составляющих аудиторское заключение, необходимо иметь специалиста широкого профиля в области формирования и функционирования системы управления, способного сопоставить учетные данные с существующими стандартами.
Принцип полнотызаключается в следующем: чем точнее и достовернее требуется заключение о состоянии системы управления, тем больше ее элементов должно быть подвержено контролю.
Сущность принципа системностисостоит в том, что при проведении аудита необходимо учитывать взаимное влияние элементов системы управления.
Значение принципа централизациисводится к тому, что все аудиторские заключения по отдельным элементам системы управления должны стекаться к одному специалисту для составления объективного и обоснованного общего заключения.
Принцип стандартизациигласит, что за каждой формой контроля элементов системы управления должен стоять соответствующий стандарт.
Принцип своевременного использования контролируемых данныхтребует, чтобы аудитору вовремя предоставлялась достоверная информация о состоянии системы управления.
Статистическое наблюдение может быть использовано для того, чтобы определить количество, качество и время выполнения конкретной работы. Как правило, статистические данные составляются для того, чтобы определить, сколько работы было выполнено, за какой период времени и сколько при этом было допущено ошибок.
В системе административного менеджмента часто применяются формализованные системы контроля, когда четко разработаны методика составления доклада и порядок передачи его вышестоящему руководству. Любой доклад должен содержать информацию.
• об идентификации, времени возникновения и степени выявленного отклонения от нормы;
• о возможных причинах возникновения отклонения;
• об анализе последствий отклонения;
• о рекомендациях по устранению отклонения.
Совещания позволяют избежать лишних затрат рабочего времени на составление объемных письменных отчетов и предоставляют руководителю группы возможность быстро получить достоверную оперативную информацию. Совещания могут быть полезны для оценки психологическая атмосфера в коллективе или состояние имиджа организации.
Ко всем системам контроля независимо от их вида предъявляются определенные требования, соблюдение которых является неотъемлемым условием эффективности их функционирования. К таким условиям относятся следующие:
1) система контроля должна соответствовать целям, задачам и планам организации;
2) система контроля должна быть понята и принята руководителями всех уровней управления организации;
3) система контроля должна быть экономична, т. е. обеспечивать максимальную эффективность контрольных мероприятий при минимальных затратах;
4) система контроля должна обеспечивать своевременное его осуществление;
5) система контроля должна быть гибкой, т. е. обладать способностью быстро приспосабливаться к изменениям во внешней и внутренней среде организации;
4.2.7. Административный учет
Административный учет представляет собой систему комплексного учета затрат и доходов, нормирования, контроля и анализа.
В качестве предмета административного учетав наиболее общем виде выступает совокупность всех объектов, участвующих в процессе управления деятельностью организации. Объекты административного учета можно условно разделить на две основные группы. К первой группе объектов управленческого учета относятся производственные ресурсы организации. В состав второй группы входят все хозяйственные процессы, протекающие внутри организации.
Производственными ресурсами организации являются:
■ основные фонды (т. е. средства труда);
■ нематериальные активы;
■ материальные ресурсы (предметы труда).
К хозяйственным процессам, являющимся объектами административного учета, относятся следующие виды деятельности:
■ снабженческо-заготовительная;
■ производственная;
■ финансово-сбытовая;
■организационная.
Методом административного учетаназывается вся совокупность различных приемов и способов, посредством применения которых количественные характеристики объектов управленческого учета отражаются в информационной системе организации.
Метод управленческого учета включает в себя следующие основные элементы:
■ документирование;
■ инвентаризацию;
■ группировку и обобщение контрольных счетов;
■ планирование;
■ нормирование;
■ лимитирование;
■ контроль;
■ анализ.
Основным источником информации для административного учета является первичный учет. Комплексный подход к организации первичного учета позволяет:
■ осуществлять оперативное планирование и контроль хода производства;
■ увязывать задачи оперативного учета между собой и с задачами календарного планирования;
■ осуществлять контроль использования материальных и трудовых ресурсов;
■ повысить эффективность складского учета.
Этим же целям служит и оперативный учет в организации.
Инвентаризация— это способ определения фактического состояния объекта административного учета, а также выявления отдельных отклонений состояния указанного объекта от учетных данных.
Группировка и обобщение контрольных счетовявляется одним из способов административного учета, который позволяет накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам.
Главными признаками группировки объектов административного учета являются:
■ специфика производственной деятельности организации;
■ технологическая и организационная структура предприятия;
■ организация управления;
■ целевые функции системы управления.
Планированиесоставляет непрерывный замкнутый циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Оно неразрывно связано с решением будущих проблем организации и основано на использовании метода выбора альтернативных управленческих решений общего и частного характера.
Нормированиепредставляет собой процесс научного расчета оптимальных норм и нормативов, направленный на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов организации. Комплекс норм и нормативов, применяемых в конкретной организации, образует так называемое нормативное хозяйство указанной организации
Лимитированиеосновано на системе норм запасов и затрат материальных ресурсов и представляет собой первую ступень контроля за материальными издержками организации. Применительно к хозяйственной деятельности организации лимит — это норма расхода ресурсов на изготовление единицы продукции, закрепленная в технологической документации.
Контроль— завершающий этап планирования и анализа. На этом этапе периодически осуществляется фиксирование состояния объектов административного учета в заданные моменты времени. Основу системы контроля составляет обратная связь, дающая необходимую информацию для осуществления контрольной деятельности.
Практическая реализация административного учета осуществляется на основе применения ряда основополагающих принципов, к числу которых относятся:
■ Принцип непрерывности деятельности предприятия.
■ Принцип использования единых для планирования и учета единиц измерения.
■ Принцип оценки результатов деятельности структурных подразделений предприятия.
■ Принцип преемственности и многократного использования первичной и промежуточной информации в целях управления.
■ Принцип формирования системы показателей внутренней отчетности как основы коммуникационных связей между уровнями управления.
■ Принцип применения бюджетного (сметного) метода управления запасами и затратами.
■ Принцип полноты и аналитичности, призванный обеспечить наличие исчерпывающей информации об объектах административного учета.
■ Принцип периодичности, позволяющий отражать производственный и коммерческий циклы предприятия, установленные учетной политикой.
Вышеперечисленные принципы определяют содержание основных функций административного учета, в число которых входят:
1. Обеспечение необходимой информацией руководителей всех уровней управления.
2. Формирование информации, необходимой для осуществления коммуникационных связей между уровнями управления и структурными подразделениями организации.
3. Оперативный контроль и оценка результатов деятельности отдельных структурных подразделений и организации
в целом.
4. Перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа фактических результатов деятельности предприятия.
Основными показателями, характеризующими текущее состояние системы административного учета организации, являются объем информации, поставленные цели, критерии и средства достижения этих целей, состав основных элементов системы и характер их взаимодействия.
Систематический учетпредставляет собой финансовый учет затрат на производство с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификации и группировки.
В число элементов систематического учета входят:
1. Измерение и оценка затрат по приобретению и использованию производственных ресурсов.
2. Контроль процессов снабжения, производства и реализации в натуральных единицах измерения.
3. Группировка затрат по статьям расхода и элементам.
4. Внутренняя и внешняя отчетность.
В процессе проблемного учетаформируется информация об экономической, технологической, конструкторской и организационной подготовке производства; о ценах и объемах реализации продукции; об управлении производственными запасами и рационализации расходования производственных ресурсов.
Данные проблемного учета используются в следующих целях:
■ Планирование и прогнозирование затрат и доходов.
■ Анализ расходов и доходов производства.
■ Оценка деятельности отдельных структурных подразделений и организации в целом по критерию величины затрат и доходов.
■ Принятие многовариантных управленческих решений в области производства и сбыта.
■ Разработка моделей управления запасами и затратами.
По степени взаимосвязи между финансовым и управленческим учетом различают две системы административного учета: монистическую и автономную.
Монистическимиявляются интегрированные системы административного учета, объединяющие систематический и проблемный учет на основе прямой и обратной связи счетов бухгалтерского учета.
Автономные системы административного учетаобразуются в результате обособленного формирования систем систематического и проблемного учета. При этом связь между финансовым и управленческим учетом осуществляется посредством применения так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.
В процессе функционирования системы частных затрат осуществляется отбор отдельных элементов затрат прямого характера, которые включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Затраты, определяемые таким способом, находятся в непосредственной зависимости от величины объема производства, поэтому их принято называть переменными затратами. Калькуляция переменных затрат включает в себя только производственные расходы, связанные с выпуском определенных видов продукции.