Система автоматического управления манипулятором.

Упрощенная схема системы автоматического управления манипулятором изображена на рис.

Система автоматического управления манипулятором. - student2.ru

Рис. 2.1

Основными элементами системы являются следующие. Абсолютно жесткий вал 1, в который одним концом заделан упругий стержень 2. На другом конце стержня расположен захват с рабочим органом манипулятора 3 (например, телевизионная камера). Угол поворота вала 1 измеряется датчиком углового положения 4, например, сельсином. Сигнал датчика угла α1(t) поступает на сумматор 5 системы управления манипулятором. Туда же поступает сигнал α0(t) , задающий программу разворота манипулятора, например, для слежения за каким то объектом. В сумматоре производится вычитание сигналов α1(t) и α0(t). Задача системы управления манипулятором заключается в обнулении этой разности сигналов. Далее разностный сигнал усиливается 6, преобразуется корректирующим устройством 7, усиливается по мощности 8 и поступает на исполнительный двигатель системы управления 9, который разворачивает вал 1 в соответствии с программным сигналом α0(t).

2.2. Механическая схема манипулятора и основные обозначения и упрощения.

Для составления уравнений движения манипулятора ниже приведена механическая схема манипулятора с обозначением систем Декартовых координат, связанных с основными механическими объектами манипулятора (рис. 2.4).

Схема составлена с введением некоторых упрощающих предположений.

Рассматриваем задачу об управлении плоским угловым движением манипулятора.

Внутреннее трение в гибком стержне длиной s учитываем по теории Фойгта [16].

В классической механике со времен Ньютона используется модель вязкой жесткости, в которой касательные напряжения пропорциональны скорости деформации сдвига

Система автоматического управления манипулятором. - student2.ru

где η — коэффициент вязкости.

Если рассмотреть сплошную среду, обладающую свойствами вязкой жидкости и упругости, то получим модели вязкоупругости, которые были предложены Фойгтом, Максвеллом и Кельвином в связи с изучением свойств густых растворов и упругих тел. В дальнейшем оказалось, что модели вязкоупругости пригодны для описания полимерных материалов, имеющих широкое распространение в современной технике.

Система автоматического управления манипулятором. - student2.ru

Рис. 2.2. Модель Максвелла

Модель Максвелла представляет последовательное соединение элемента упругости и элемента вязкости (последний иллюстрируется в виде движения - поршня с зазором внутри цилиндра с вязкой жидкостью .

Модель Фойгта может быть использована для описания микропроцессов в материале, в частности внутреннего трения при переменных напряжениях.

Система автоматического управления манипулятором. - student2.ru

Рис. 2.3. Модель Фойгта

Механическая схема манипулятора:

Система автоматического управления манипулятором. - student2.ru

Рис. 2.4

Обозначим y*(z*,t*) – упругое смещение стержня от оси z*, изменяющееся от 0 в точке О1 жесткой заделки гибкого стержня в абсолютно жестком вале 1 до Система автоматического управления манипулятором. - student2.ru = y*(s,t*) на втором конце стержня О2.

Деформации стержня считаем малыми (иначе манипулятор не смог бы выполнять свои функции).

Учитывая малость деформации стержня, можем записать полярный угол a*(t*) выходной точки О2 гибкого стержня в виде :

Система автоматического управления манипулятором. - student2.ru ,

где s – длина стержня. Причем |y*(s,t*)|=|y1*(t*)|<<s и |y*(z*,t*)|<<s для z*Î[0, s].

Момент инерции абсолютно жесткого вала 1 обозначим J0*.

Массу и момент инерции абсолютно жесткого рабочего органа манипулятора 2 обозначим m2* и J2* (О2 –центр массы m2*).

Управляющий момент, приложенный к валу 1, со стороны исполнительного двигателя обозначим

Система автоматического управления манипулятором. - student2.ru ,

где a0* - программный угол разворота манипулятора;

a1* - угол поворота вала 1;

П – оператор корректирующего устройства;

р* - суммарный коэффициент усиления всех элементов системы управления манипулятором начиная от измерителя углового положения вала 4 и заканчивая исполнительным двигателем 9;

Система автоматического управления манипулятором. - student2.ru
k0* - коэффициент демпфирования исполнительного двигателя 9;

Через L1*, L2*, N2* обозначим моменты сил (L1*, L2*) и силу (N2*) реакции стержня, приложенные к абсолютно жестким телам, соответственно с индексом 1 к валу, а с индексом 2 к исполнительному органу .

Наши рекомендации