Личность и трудовой коллектив как объекты управления
Сущность и этапы оценки персонала
Оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Оценка труда персонала направлена на достижение трех целей:
3. Административная - достигается путем принятия обоснованного административного решения на основе результатов оценки
4. Информационная - заключается том, что работники и руководители имеют возможность получить достоверную информацию о своей деятельности
5. Мотивационная
Классификация факторов, учитываемая при проведении оценки персонала:
1. Естественно-биологические:
a. Гендерные
b. Физические
c. Умственные
d. Географическая среда
2. Социально-экономические:
a. Уровень жизни
b. Состояние экономики
c. Квалификация
d. Мотивация
3. Организационная:
a. Сложность труда
b. Объем и качество получаемой информации
4. Социально-психологические:
a. Моральный климат в коллективе
b. Отношение к труду
5. Рыночные:
a. Безработица
b. Конкуренция
c. Банкротство
В каждой организации существует своя специфика и критерии, которые определяются исходя из особенностей организации.
Данные критерии можно объединить в 4 группы:
1. Профессиональные
2. Деловые
3. Морально-психологические
4. Специфические (уровень авторитета, особенности личности)
Оценку результатов труда необходимо проводить для всех категорий работников:
1. Руководитель организации
2. Линейные руководители
3. Руководитель службы управления персоналом
Для создания эффективной системы оценки результативности труда необходимо:
2. Установить стандарты критериев
3. Обязать определить оценку работников
4. обсуждать оценку с работниками
5. принимать решения и документировать оценку
Методы оценки персонала
Выбор метода оценки для каждой организации является стратегически важной задачей, т.к. от этого зависит достоверность результатов и правильность принятия управленческих решений
Существую следующие методы оценки:
методы оценки потенциала работника:
a. Центры оценки персонала
b. Тесты на профпригодность
c. Общие тесты способности
d. биографические тесты и изучение биографий
e. Интервью
f. Рекомендации
g. нетрадиционные методы (детектор лжи, психоанализ, тесты на алкоголь и наркотики)
Деловая оценка персонала
А. Индивидуальная
Б. Групповая
Центры оценки персонала
Центры оценки персонала (ЦОП) - испытательное подразделение, функционирующее как при организации, так и независимо от нее, деятельность которого направлена на проведение всего комплекса мероприятий, относящихся к развитию персонала.
ЦОП выполняют следующие функции:
11. Разработка прогнозных оценок
12. Систематическая оценка состава работников
13. Оценка эффективности способов комплектования штатов
14. Изучение и обоснование качества работы различных сотрудников
15. Оценка потребности в обучении и повышении квалификации др. Функции
Методы, используемые ЦОП:
1. Экспертные
2. Методы групповой работы
3. Методы профессиональных перемещений
4. Конкурсные
5. Методы "обогащения" профессиональной деятельности
6. Методы мониторингового анализа кадровой деятельности
7. Методы тестирования
8. Методы, выделяющие дефекты в работе
Аттестация персонала
Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности, требования к выполняемой должности
Различают 4 вида аттестации служащих:
1. Очередная аттестация (обязательная для всех)
2. Аттестация по истечении испытательного срока
3. Аттестация при продвижении по службе
4. Аттестация при переводе в другое структурное подразделение
Методы проведения аттестации:
1. Ранжирование
2. Классификация
3. Шкала оценок
4. Метод открытой аттестации
Понятие развития персонала
Развитие персонала - это система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, планирование потребностей в персонале, управление карьерой, организацию процесса адаптации и формирование организационной культуры
Обучение персонала реализуется в рамках программ развития персонала включает следующие компоненты:
1. Профессиональное обучение
2. Повышение квалификации и переподготовка
3. Ротация (горизонтальное перемещение кадров)
4. Делегирование полномочий
5. Планирование карьеры
Факторы, влияющие на необходимость развития персонала в современных условиях:
8. Повышение конкуренции в условиях глобализации экономики
9. Бурное развитие новых информационных технологий
10. Необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации и др.