Личность и трудовой коллектив как объекты управления

Сущность и этапы оценки персонала

Оценка персонала - это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала требованиям должности или рабочего места. Оценка труда персонала направлена на достижение трех целей:

3. Административная - достигается путем принятия обоснованного административного решения на основе результатов оценки

4. Информационная - заключается том, что работники и руководители имеют возможность получить достоверную информацию о своей деятельности

5. Мотивационная

Классификация факторов, учитываемая при проведении оценки персонала:

1. Естественно-биологические:

a. Гендерные

b. Физические

c. Умственные

d. Географическая среда

2. Социально-экономические:

a. Уровень жизни

b. Состояние экономики

c. Квалификация

d. Мотивация

3. Организационная:

a. Сложность труда

b. Объем и качество получаемой информации

4. Социально-психологические:

a. Моральный климат в коллективе

b. Отношение к труду

5. Рыночные:

a. Безработица

b. Конкуренция

c. Банкротство

В каждой организации существует своя специфика и критерии, которые определяются исходя из особенностей организации.

Данные критерии можно объединить в 4 группы:

1. Профессиональные

2. Деловые

3. Морально-психологические

4. Специфические (уровень авторитета, особенности личности)

Оценку результатов труда необходимо проводить для всех категорий работников:

1. Руководитель организации

2. Линейные руководители

3. Руководитель службы управления персоналом

Для создания эффективной системы оценки результативности труда необходимо:

2. Установить стандарты критериев

3. Обязать определить оценку работников

4. обсуждать оценку с работниками

5. принимать решения и документировать оценку

Методы оценки персонала

Выбор метода оценки для каждой организации является стратегически важной задачей, т.к. от этого зависит достоверность результатов и правильность принятия управленческих решений

Существую следующие методы оценки:

методы оценки потенциала работника:

a. Центры оценки персонала

b. Тесты на профпригодность

c. Общие тесты способности

d. биографические тесты и изучение биографий

e. Интервью

f. Рекомендации

g. нетрадиционные методы (детектор лжи, психоанализ, тесты на алкоголь и наркотики)

Деловая оценка персонала

А. Индивидуальная

Б. Групповая

Центры оценки персонала

Центры оценки персонала (ЦОП) - испытательное подразделение, функционирующее как при организации, так и независимо от нее, деятельность которого направлена на проведение всего комплекса мероприятий, относящихся к развитию персонала.

ЦОП выполняют следующие функции:

11. Разработка прогнозных оценок

12. Систематическая оценка состава работников

13. Оценка эффективности способов комплектования штатов

14. Изучение и обоснование качества работы различных сотрудников

15. Оценка потребности в обучении и повышении квалификации др. Функции

Методы, используемые ЦОП:

1. Экспертные

2. Методы групповой работы

3. Методы профессиональных перемещений

4. Конкурсные

5. Методы "обогащения" профессиональной деятельности

6. Методы мониторингового анализа кадровой деятельности

7. Методы тестирования

8. Методы, выделяющие дефекты в работе

Аттестация персонала

Аттестация персонала - кадровые мероприятия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциала личности, требования к выполняемой должности

Различают 4 вида аттестации служащих:

1. Очередная аттестация (обязательная для всех)

2. Аттестация по истечении испытательного срока

3. Аттестация при продвижении по службе

4. Аттестация при переводе в другое структурное подразделение

Методы проведения аттестации:

1. Ранжирование

2. Классификация

3. Шкала оценок

4. Метод открытой аттестации

Понятие развития персонала

Развитие персонала - это система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, планирование потребностей в персонале, управление карьерой, организацию процесса адаптации и формирование организационной культуры

Обучение персонала реализуется в рамках программ развития персонала включает следующие компоненты:

1. Профессиональное обучение

2. Повышение квалификации и переподготовка

3. Ротация (горизонтальное перемещение кадров)

4. Делегирование полномочий

5. Планирование карьеры

Факторы, влияющие на необходимость развития персонала в современных условиях:

8. Повышение конкуренции в условиях глобализации экономики

9. Бурное развитие новых информационных технологий

10. Необходимость разработки стратегии и организационной культуры организации и др.

Наши рекомендации