У реки густая (рощи). 2) Там наша (дачи). 3) Нависла свинцовая (тучи). 4) Решена трудная (задачи).
- Правильно ли записаны предложения? (нет, они не складные).
- Верно, а почему? (Слова в скобках обозначают несколько предметов, а нам нужно изменить на один). Далее дети зачитывают предложения с измененными словами и записывают это упражнение в тетради.
Слабые учащиеся, списывают эти предложения с индивидуальных карточек.
- А теперь давайте еще раз прочитаем слова, которые вы изменяли и объясним написание гласной после шипящих.
- Вы все очень хорошо справились с заданием, устали, поэтому мы немного с вами отдохнем.
IX. Минутка здоровья (комплекс для коррекции зрения проводится стоя у парт, когда взгляд каждого ребенка устремлен в окно).
Дети берут снежинку в руку, вытягивают ее перед собой, сфокусировав на ней взгляд
Мы снежинку увидали,-
Со снежинкою играли.
Снежинки вправо полетели,
Дети вправо посмотрели.
Вот снежинки полетели,
Глазки влево посмотрели.
Ветер вверх их поднимал
И на землю опускал…
Дети смотрят вверх и вниз.
Все! На землю улеглись
X. Словарная работа
- Ну вот, мы и готовы продолжать работу. Сегодня на уроке у нас с вами новое словарное слово: товарищ
- Давайте прочитаем слово в рамке (читают хором), а теперь произнесем его по слогам (хором).
- Назовите гласные и согласные буквы (3гл., 4согл.), теперь прочитаем его с ударением и придумаем с этим словом предложение (учитель выслушивает ответы детей, учащиеся записывают словарное слово в словарик и тетрадь, записывают предложение и составляют схему).
XI. Подведение итогов.
- Давайте вспомним, какую темы мы сегодня изучали? (гласные после шипящих).
- Какие правила повторяли и изучали? (жи -ши пиши с буквой «и», ча - ща пиши буквой «а»).
- Еще чем занимались на уроке? (писали словарный диктант, познакомились с новым словарным словом, составляли предложения, играли).
Домашнее задание.На самоподготовке выполнить упражнение 12 на странице 93, оно похоже на то, что мы делали в классе. Вам будет нужно изменить слова в скобках, записать получившиеся предложения, подчеркнуть гласные после шипящих.
- Вы сегодня очень активно работали на уроке, много узнали и заработали хорошие оценки (учитель оценивает работу каждого учащегося).
Конспект № 3
Тема урока:«Гласные после шипящих. Сочетание «чу-щу».
Цели урока:правописание слов с сочетанием чу -щу.
Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща; практическое овладение правописанием орфограммы чу -щу; обучение связной речи.
2) Коррекционно-развивающие: развитие психических процессов для формирования письменной речи; развитие орфографической зоркости; развитие речи и обогащение словарного запаса; развитие мелкой моторики.
3) Воспитывающие: формирование положительной мотивации к урокам письма и развитию речи; воспитание аккуратности и трудолюбия; воспитание активности на уроке.
Оборудование:правила в виде схем; карточки для индивидуальной работы; карточки с загадками; схемы для дидактической игры; офтальмотренажер; музыка для релаксации; предметные картинки на изученные правила.
Структура урока:
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного.
III. Подготовка руки к письму.
IV. Минутка чистописания.
V. Сообщение темы урока.
VI. Фронтальная работа (дидактическая игра).
VII. Психогимнастический комплекс.
VIII. Работа с учебником.
IX. Минутка здоровья.
X. Словарный диктант.
XI. Подведение итогов урока.
I. Организационный момент
- приветствие учащихся;
- проверка готовности к уроку.
II. Повторение пройденного.
- В начале урока я бы хотела проверить то, как вы внимательно слушали меня на прошлом занятии. У каждого из вас на столе лежат картинки с изображением различных предметов, выберите из них только те, которые подходят к теме наших нескольких уроков «Правописание гласных после согласных», но прежде вспомним эти правила (дети хором произносят изученные на прошлых уроках правила).
- Давайте проверим, какие же картинки вы выбрали (машина, часы, кувшин, перчатка, свеча). А теперь давайте устно составим с этими словами предложения.
- Молодцы, теперь я вижу, что на сегодняшнем уроке мы замечательно поработаем.
III. Подготовка руки к письму.
- Как обычно урок письма и развития речи мы с вами начинаем с подготовки руки к письму, для этого выполним ряд знакомых нам упражнений:
- Точечный массаж пальцев.
- Энергетические точки.
- Фигурки животных.
- Упражнение «Вот лягушка…»
Вот лягушка по дорожке
Скачет, вытянувши ножки.
Увидала комара
И сказала: «Ква, ква, ква».
Больше есть ей неохота,
Прыг опять в свое болото.
IV. Минутка чистописания.
- А сейчас мы откроем тетради и запишем число, классная работа. На минутке чистописания у нас сегодня прописная и строчная буква «Щ».
Щ Щ Щ Щ Щ щщщщщщщ
- Из каких элементов она состоит? (из трех наклонных с закруглением внизу и петли).
- А сейчас мы с вами прочитаем скороговорку, в которой встречается буква с минутки чистописания:
Щуку я тащу, тащу.
Щуку я не отпущу.
- читает учитель;
- читают дети хором;
- в быстром темпе произносят сильные дети.
V. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы продолжаем работать с темой «Гласные после шипящих» и будем учится правильно писать сочетания чу - щу. Но сначала давайте вспомним, какие звуки мы называем шипящими? ( ш, ж, ч, щ - шипящие согласные).
- А почему их так называют? (они издают шуршащие, жужжащие, стучащие и щелкающие звуки).
- А какие правила правописания гласных после шипящих мы уже знаем? (учащиеся работают с опорами на схемы - см. приложение).
- Давайте еще раз обратимся к скороговорке, какое сочетание в ней встречается чаще всего? ( щу). Правильно, а какая гласная написана после шипящей «щ»? («у»). Давайте подчеркнем сочетания «щу». На доске появляется новое правило:
Чу и щу пиши с буквой у.
Далее дети читают правило хором и заучивают его.
- А сейчас мы с вами немного поиграем и проверим ваши знания.
VI. Фронтальная работа (дидактическая игра).
- Я предлагаю проверить ваши знания и немного поиграть.
Дидактическая игра «Пруд».
Цель: закрепление правописания шипящих в сочетании с гласными, умение объяснять орфограммы.
- О ком была скороговорка на чистописании? (о щуке).
- Правильно. А каких рыб вы еще знаете? (учащиеся перечисляют).
- Сейчас мы с вами немного поиграем в рыбалку: на магнитной доске прикреплены рыбки, на обратной стороне которых написано слово с пропуском гласных после шипящих (смотри приложение).
- Мы с вами должны поймать этих рыбок, рыбка останется у вас, если вы правильно вставите гласную и объясните ее правописание.
- А как вы думаете, кто еще водится в пруду? (лягушки). Сейчас мы попробуем их изобразить.
VII. Психогимнастический комплекс
Лягушата дружно встали,
Свои лапки показали.
Спинки прогибаются, лягушки улыбаются.
Лапками похлопали,
Лапками пошлепали.
Шлеп по грудке, по руке,
По бокам и по спине.
По другой руке стучали
И нисколько не устали.
Застучали по ногам -
Шлеп-шлеп-шлеп, тарам-пам-пам!
А потом, потом, потом
Кулачком все разотрем.
Ладошками себя погладим
И спиночку распрямим.
VIII. Работа с учебником.
- Мы немного отдохнули и готовы к новым заданиям, для этого откроем учебники на странице 94 и выполним упражнение 17.
Сильный ученик читает задание.
- Итак, нам необходимо вставить пропущенные буквы в слова и объяснить их написание (ч..мазый, ч..ткий, ч..десная). А теперь вставим эти слова в предложения вместо выделенных слова.
- 1) Грязный, неумытыйребенок боится воды и мыла. 2) Витя хоть и Маленький, но заботливый и добрыймальчик. 3) Стояла тихая и солнечнаяпогода.
-Грязный и неумытый ребенок, он………чумазый.
-Заботливый и добрый мальчик, он……чуткий.
-Тихая и солнечная погода, она ……………чудесная.
Далее учащиеся записывают предложения в тетради и подчеркивают сочетание «чу».
IX. Минутка здоровья
- тренажер для глаз;
- массаж активных точек (см. приложение).
X. Словарный диктант.
- А сейчас мы проверим, как вы запомнили правила написания слов с гласными после шипящих. Но у нас будет необычный словарный диктант: я буду читать загадку, а вы будете должны досказать словечко (дети хором проговаривают ответ и записывают слово в тетрадь).
1. Рыболову, вот так штука,
На крючок попалась…щука.
2. Принесла нам дождь плакучий
Эта грозовая …туча.
3.Ты к обеду положи
Ложки, вилки и …ножи.
4. Я от досады чуть не плачу -
Ведь не решается…задача.
5. Белокрылые хозяйки,
Над волной летают…чайки.
6. За лесом в болотной глуши
От ветра шуршат…камыши.
- Молодцы, я думаю, что вы все справились с заданием и за работу в тетради получите хорошие оценки.
XI. Подведение итогов урока.
- Давайте вспомним чем мы занимались сегодня на уроке? (писали, отгадывали загадки, играли, учили правила, запоминали как пишутся слова…)
- Верно, а какие же правила правописания гласных после шипящих мы теперь знаем? (дети хором повторяют правила).
Домашнее задание.Выполнить упражнение 18 на странице 95: нужно записать ответы на вопросы, используя слова для справок, и подчеркнуть гласные после шипящих.
- На следующем уроке мы продолжим работ с правописанием гласных после шипящих, а сейчас я поставлю вам оценки (учитель оценивает каждого ученика).
Приложение к урокам письма и развития речи в 3 классе.