У реки густая (рощи). 2) Там наша (дачи). 3) Нависла свинцовая (тучи). 4) Решена трудная (задачи).

- Правильно ли записаны предложения? (нет, они не складные).

- Верно, а почему? (Слова в скобках обозначают несколько предметов, а нам нужно изменить на один). Далее дети зачитывают предложения с измененными словами и записывают это упражнение в тетради.

Слабые учащиеся, списывают эти предложения с индивидуальных карточек.

- А теперь давайте еще раз прочитаем слова, которые вы изменяли и объясним написание гласной после шипящих.

- Вы все очень хорошо справились с заданием, устали, поэтому мы немного с вами отдохнем.

IX. Минутка здоровья (комплекс для коррекции зрения проводится стоя у парт, когда взгляд каждого ребенка устремлен в окно).

Дети берут снежинку в руку, вытягивают ее перед собой, сфокусировав на ней взгляд

Мы снежинку увидали,-

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Глазки влево посмотрели.

Ветер вверх их поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все! На землю улеглись

X. Словарная работа

- Ну вот, мы и готовы продолжать работу. Сегодня на уроке у нас с вами новое словарное слово: товарищ

- Давайте прочитаем слово в рамке (читают хором), а теперь произнесем его по слогам (хором).

- Назовите гласные и согласные буквы (3гл., 4согл.), теперь прочитаем его с ударением и придумаем с этим словом предложение (учитель выслушивает ответы детей, учащиеся записывают словарное слово в словарик и тетрадь, записывают предложение и составляют схему).

XI. Подведение итогов.

- Давайте вспомним, какую темы мы сегодня изучали? (гласные после шипящих).

- Какие правила повторяли и изучали? (жи -ши пиши с буквой «и», ча - ща пиши буквой «а»).

- Еще чем занимались на уроке? (писали словарный диктант, познакомились с новым словарным словом, составляли предложения, играли).

Домашнее задание.На самоподготовке выполнить упражнение 12 на странице 93, оно похоже на то, что мы делали в классе. Вам будет нужно изменить слова в скобках, записать получившиеся предложения, подчеркнуть гласные после шипящих.

- Вы сегодня очень активно работали на уроке, много узнали и заработали хорошие оценки (учитель оценивает работу каждого учащегося).

Конспект № 3

Тема урока:«Гласные после шипящих. Сочетание «чу-щу».

Цели урока:правописание слов с сочетанием чу -щу.

Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща; практическое овладение правописанием орфограммы чу -щу; обучение связной речи.

2) Коррекционно-развивающие: развитие психических процессов для формирования письменной речи; развитие орфографической зоркости; развитие речи и обогащение словарного запаса; развитие мелкой моторики.

3) Воспитывающие: формирование положительной мотивации к урокам письма и развитию речи; воспитание аккуратности и трудолюбия; воспитание активности на уроке.

Оборудование:правила в виде схем; карточки для индивидуальной работы; карточки с загадками; схемы для дидактической игры; офтальмотренажер; музыка для релаксации; предметные картинки на изученные правила.

Структура урока:

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.

III. Подготовка руки к письму.

IV. Минутка чистописания.

V. Сообщение темы урока.

VI. Фронтальная работа (дидактическая игра).

VII. Психогимнастический комплекс.

VIII. Работа с учебником.

IX. Минутка здоровья.

X. Словарный диктант.

XI. Подведение итогов урока.

I. Организационный момент

- приветствие учащихся;

- проверка готовности к уроку.

II. Повторение пройденного.

- В начале урока я бы хотела проверить то, как вы внимательно слушали меня на прошлом занятии. У каждого из вас на столе лежат картинки с изображением различных предметов, выберите из них только те, которые подходят к теме наших нескольких уроков «Правописание гласных после согласных», но прежде вспомним эти правила (дети хором произносят изученные на прошлых уроках правила).

- Давайте проверим, какие же картинки вы выбрали (машина, часы, кувшин, перчатка, свеча). А теперь давайте устно составим с этими словами предложения.

- Молодцы, теперь я вижу, что на сегодняшнем уроке мы замечательно поработаем.

III. Подготовка руки к письму.

- Как обычно урок письма и развития речи мы с вами начинаем с подготовки руки к письму, для этого выполним ряд знакомых нам упражнений:

- Точечный массаж пальцев.

- Энергетические точки.

- Фигурки животных.

- Упражнение «Вот лягушка…»

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки.

Увидала комара

И сказала: «Ква, ква, ква».

Больше есть ей неохота,

Прыг опять в свое болото.

IV. Минутка чистописания.

- А сейчас мы откроем тетради и запишем число, классная работа. На минутке чистописания у нас сегодня прописная и строчная буква «Щ».

Щ Щ Щ Щ Щ щщщщщщщ

- Из каких элементов она состоит? (из трех наклонных с закруглением внизу и петли).

- А сейчас мы с вами прочитаем скороговорку, в которой встречается буква с минутки чистописания:

Щуку я тащу, тащу.

Щуку я не отпущу.

- читает учитель;

- читают дети хором;

- в быстром темпе произносят сильные дети.

V. Сообщение темы урока.

- Сегодня мы продолжаем работать с темой «Гласные после шипящих» и будем учится правильно писать сочетания чу - щу. Но сначала давайте вспомним, какие звуки мы называем шипящими? ( ш, ж, ч, щ - шипящие согласные).

- А почему их так называют? (они издают шуршащие, жужжащие, стучащие и щелкающие звуки).

- А какие правила правописания гласных после шипящих мы уже знаем? (учащиеся работают с опорами на схемы - см. приложение).

- Давайте еще раз обратимся к скороговорке, какое сочетание в ней встречается чаще всего? ( щу). Правильно, а какая гласная написана после шипящей «щ»? («у»). Давайте подчеркнем сочетания «щу». На доске появляется новое правило:

Чу и щу пиши с буквой у.

Далее дети читают правило хором и заучивают его.

- А сейчас мы с вами немного поиграем и проверим ваши знания.

VI. Фронтальная работа (дидактическая игра).

- Я предлагаю проверить ваши знания и немного поиграть.

Дидактическая игра «Пруд».

Цель: закрепление правописания шипящих в сочетании с гласными, умение объяснять орфограммы.

- О ком была скороговорка на чистописании? (о щуке).

- Правильно. А каких рыб вы еще знаете? (учащиеся перечисляют).

- Сейчас мы с вами немного поиграем в рыбалку: на магнитной доске прикреплены рыбки, на обратной стороне которых написано слово с пропуском гласных после шипящих (смотри приложение).

- Мы с вами должны поймать этих рыбок, рыбка останется у вас, если вы правильно вставите гласную и объясните ее правописание.

- А как вы думаете, кто еще водится в пруду? (лягушки). Сейчас мы попробуем их изобразить.

VII. Психогимнастический комплекс

Лягушата дружно встали,

Свои лапки показали.

Спинки прогибаются, лягушки улыбаются.

Лапками похлопали,

Лапками пошлепали.

Шлеп по грудке, по руке,

По бокам и по спине.

По другой руке стучали

И нисколько не устали.

Застучали по ногам -

Шлеп-шлеп-шлеп, тарам-пам-пам!

А потом, потом, потом

Кулачком все разотрем.

Ладошками себя погладим

И спиночку распрямим.

VIII. Работа с учебником.

- Мы немного отдохнули и готовы к новым заданиям, для этого откроем учебники на странице 94 и выполним упражнение 17.

Сильный ученик читает задание.

- Итак, нам необходимо вставить пропущенные буквы в слова и объяснить их написание (ч..мазый, ч..ткий, ч..десная). А теперь вставим эти слова в предложения вместо выделенных слова.

- 1) Грязный, неумытыйребенок боится воды и мыла. 2) Витя хоть и Маленький, но заботливый и добрыймальчик. 3) Стояла тихая и солнечнаяпогода.

-Грязный и неумытый ребенок, он………чумазый.

-Заботливый и добрый мальчик, он……чуткий.

-Тихая и солнечная погода, она ……………чудесная.

Далее учащиеся записывают предложения в тетради и подчеркивают сочетание «чу».

IX. Минутка здоровья

- тренажер для глаз;

- массаж активных точек (см. приложение).

X. Словарный диктант.

- А сейчас мы проверим, как вы запомнили правила написания слов с гласными после шипящих. Но у нас будет необычный словарный диктант: я буду читать загадку, а вы будете должны досказать словечко (дети хором проговаривают ответ и записывают слово в тетрадь).

1. Рыболову, вот так штука,

На крючок попалась…щука.

2. Принесла нам дождь плакучий

Эта грозовая …туча.

3.Ты к обеду положи

Ложки, вилки и …ножи.

4. Я от досады чуть не плачу -

Ведь не решается…задача.

5. Белокрылые хозяйки,

Над волной летают…чайки.

6. За лесом в болотной глуши

От ветра шуршат…камыши.

- Молодцы, я думаю, что вы все справились с заданием и за работу в тетради получите хорошие оценки.

XI. Подведение итогов урока.

- Давайте вспомним чем мы занимались сегодня на уроке? (писали, отгадывали загадки, играли, учили правила, запоминали как пишутся слова…)

- Верно, а какие же правила правописания гласных после шипящих мы теперь знаем? (дети хором повторяют правила).

Домашнее задание.Выполнить упражнение 18 на странице 95: нужно записать ответы на вопросы, используя слова для справок, и подчеркнуть гласные после шипящих.

- На следующем уроке мы продолжим работ с правописанием гласных после шипящих, а сейчас я поставлю вам оценки (учитель оценивает каждого ученика).

Приложение к урокам письма и развития речи в 3 классе.

Наши рекомендации