V. Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что нового узнали?
- Что было интересным? Почему?
- Что вызвало затруднения? Почему?
Приложение к уроку обучения чтению и развитию речи в 1 классе
Рис. 1. «Язычок»
Рис 2. «Ягоды»
Урок чтения и развития речи во 2 классе
Тема: Я. Тайц «Поезд»
Цель: Познакомить детей с рассказом Я. Тайца «Поезд».
Задачи:
1) Образовательные: развивать навык беглого и правильного выразительного чтения; учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; учить правильному согласованию слов в предложении; совершенствовать дикцию; уточнить и расширить представления детей о зимних забавах;
2) Коррекционно-развивающие: уточнять, обогащать, активизировать словарь детей; развивать мышление, внимание;
3) Воспитательные:воспитывать внимательное, доброжелательное отношение к ответам других детей.
Оборудование: Барская Н. М., Ильина С. Ю. Книга для чтения. Учебник для 2 класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 1999; Худенко Е.Д., Федорова Г.А. Развитие речи. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. - М.: Просвещение, 2006; сюжетная картина «Зима»; предметные картинки (санки, лыжи, коньки); офтальмотренажер; граммзапись песен «Дилижанс», «Новогодняя».
Ход урока
I. Организационный момент
Игра «Твердый – мягкий»
- Сядет тот, кто прочитает слог и подберет мягкий вариант. Например, са - ся
На доске: са - … со - … су - … сэ - … сы - …
за - … зо - … зу - … зэ - … зы - …
Артикуляционная гимнастика
- Прочитайте предложение, записанное на доске.
На доске: Было весело на горке Сане, Соне и Егорке. (Дети читают хором)
- Как называется это предложение? (Скороговорка)
- Какой звук повторяется чаще? (Звук [с])
II. Проверка домашнего задания
Составление «осколочной картинки» (детям на парты раздают конверты с «осколочными картинками» времени года – зима)
- Какое время года изображено на картинках? (Зима.)
Рассказ по сюжетной картине «Зима»
Чтение наизусть стихотворения Г. Ладонщикова «Солнце землю греет слабо…»
III. Чтение и работа над содержанием рассказа
- Ребята, вы рассказали о многих зимних забавах. Сейчас я прочитаю еще об одной. Внимательно слушаем рассказ Я. Тайца «Поезд».
Первичное восприятие текста - чтение учителем рассказа Я. Тайца «Поезд».
- Какое время года описано в рассказе? (Зима.)
- О какой же забаве написано в рассказе? (О катании на санках.)
Словарная работа
- Чтобы было легче читать текст, мы должны научиться читать трудные слова и разобрать их смысл.
На доске:
Ма па ко
Маши пар кон
Машина паровоз кондук
Машинист кондуктор
- Какое слово машинист, паровоз или кондуктор лишнее? (паровоз)
- Почему? (Паровоз – это машина, движущаяся по рельсам, а кондуктор и машинист - это профессии.)
На доске: при-го-ва-ри-ва-ет
- Что значит слово приговаривает? (Говорить, делая что-нибудь.)
Дидактическая игра «Чьи санки?»
На доске: Галя -галины
Толя -…
Зина -…
Миша -…
Маша -…
- Сейчас мы вместе будем читать текст и подумаем, какое имя не встречается в рассказе?
Сопряженное чтение
- Какое имя из перечисленных в игре не встретилось при чтении? (Зина)