Значение, цели и задачи диагностики.

Задачи диагностики получить ответ на конкретный вопрос, выявить причину конкретного психического явления, отклонения в развитии ребенка. Она всегда подчинена основной главной задачи. Разработки рекомендаций или программы коррекции обнаруженного им явления. Особенности работы воспитателя заключается в подборе методов изучения детей. Важно чтобы они были адекватно поставлены в целях диагностики. Но вместе с тем не всегда методики которые приемлемы для исследования работы, удобны и эффективны в диагностической деятельности воспитателя. Широко используются методы, основанные на особенностях профессиональной деятельности воспитателя. В числе таких прежде всего – наблюдение, в процессе регулярного систематического, педагогического взаимодействия. Результаты диагностики могут привести к разным выводам: реб. соответствует общепринятым нормам развития; реб. превосходит нормативные показатели развития (способные, одаренные дети); показатели развития ребенка ниже нормативных.

56.Средства диагностики.

Диагностика зрительного восприятия при помощи пробы: “назови фигуры”. Зрительное восприятие детей определяется скоростью запоминания и адекватностью воспроизведения считываемого с доски материала, а также с учебника и других пособий. От уровня зрительного восприятия детей зависят методы работы воспитателя: количество и характер наглядных пособий, правильный их подбор, время и место применения их на занятии. Поэтому важно определить и развить уровень зрительного восприятия дошкольников. Задание: показываются таблички на которых нарисованы матрешка, сфетофор, кукла изображения представлены по степени сложности. Инструкция: скажи из каких геометрических фигур составлены эти рисунки. Оценка результата: задание считается выполненым и оценивается знаком + если реб. правильно нашел и назвал все фигуры или допустил 1—2 ошибки – 1 уровень. Задание считается выполненным и оценивается + если реб. допустил 3-4 ошибки – 2 уровень. Задание считается невыполненным и оценивается – если реб. допустил 5 и более ошибок. Для определения уровня изобразительности внимания ребенку можно предложить найти только круги, только треугольники, только прямоугольники. Можно поставить вопрос какие еще есть фигуры.

57.Мет.диагн-и ур. предматематического разв.дошк-в.

Задание 1. Изменить существительное, так чтобы оно обозначало много. Инструкция по провед.: я назову тебе слово обознач.один предмет, а ты изменишь так, чтобы оно обозн.много предметов (стол – столы). Оценка: 3 бала – ош.нет, 2 – 1-2 ош., 1 – 3-4 ошибки, 0 – 5 и более.
Задание 2. Последовательность чисел Инструкция: посчитай с 9 до куда сможешь. Оценка: 3 бала – точный переход с одного десятка на другой при усл., что начал считать с 9. 2 бала – точный переход с одного десятка на второй но начал стичать с 1. 1 бал – считает верно до 10, 0 балов – считает до 10 с трудом.Задание 3. Решение простых и косвенных задач. Инструкция: (условие прочитать несколько раз). 1 задача – на ветке сидело 3 птицы прилетело еще 2 сколько стало на ветке птиц. Задача 2 – возле дома стояла 7 автомобилей 3 уехали. Сколько осталось. Задача 3 – на ветке сидело несколько птичек к ним прилетело 2 воробья всего стало 5 птичек. Сколько птичек сидело на ветке вначале. Задача 4 – возле дома стояла 5 машин, когда несколько уехало, осталось 2. Сколько уехало от дома. Оц. рез-в: 3 бала – реш.все задачи устно по инструкции. 2 – решены прямые, а косвенные нет. 1 – решены прямые с использованием наглядности. 0 – решена только одна прямая с использование предметных действий.Задание 4. Уровень наглядно-образного решения. Тест 1 – выбери фигуры. Инструкция: детям предлагаются карточка в левой части которой показана геометрическая фигура, а вправой элементы с которыми она может быть составлена. Ребенку необходимо найти набор деталей для составления фигуры. Тест 2 – кубики. Инструкция: затем предлагается рассмотреть кубики с которых один расположен вверху, а 3 внизу. Реб. необходимо рассмотреть нижний ряд кубиков, сравнить с верхним и найти тот, который подобны на верхней. Оценка: 3- 1-2 ошибки, 2 – три ошибки, 1 – 4-5 ошибок, 0 – 5 и более ошибок.Задание 5. Словесно-логическое мышление. 5.1 какое слово подходит. Инструкция: я прочитаю тебе слово одно из них обозначает месяц зимы, назови его (читаем 2 раза) (сентябрь, матр, декабрь) или пассажирский транспорт (самосвал, автомобиль, комбайн).5.2. какое слово лишнее. Инструкция: с 5-ти слов выбери, то которое ты считаешь лишним (курица, цыпленок, свинья). Оценка: 1 – правильный самостоятельный ответ, 0,5 – правильный ответ со второй попытки, 0 – неправильный ответ со 2-ой попытки. Обработка результатов может быть проведена следующим образом: количество набранных балов ребенка и возможный максимум разделить набранные балы на общий максимум и полученный результат умножить на 100%. Шкала дифференцированных уровней: очень высокий – 100%, высокий 89-74, средний – 73-47, низкий – 46-15, очень низкий – ниже 15. Диагностика памяти: слуховой (методика 10 слов). Ребенку зачитывается 10 слов. Оценка: воспроизведение 5-6 слов, после 1-о прочитывания свидетельствует о хорошей слуховой механической памяти. Зрительная память: использование методики Векслера. Р-ку предлагается поочереди 4 картинки на картинку можно смотреть 10 секунд, затем нужно воспроизвести. Диагностика уровня внимания. Методика “Найти и вычеркнуть” (одинаковые изображения). Инструкция: по сигналу начинай нужно искать и вычеркивать попорядку флажки, звездочки до тех пор пока нескажут стоп. Работа проводится 2,5 минуты. Каждые 30 секунд делается остановка реб. показывает взрослому на каком предмете он остановился. После сбора листов посчитать сколько предметов реб. просмотрел за 0,5 минут, посчитать сколько допустил ошибок (будет 2 вида ошибок: пропустил, неправильно вычеркнул) вычесляется по формуле S =(0,5 N – 2,8 n) : t. S показатель продуктивности и устойчивости внимания, N количество предметов, которые просмотрел реб., n количество ошибок на этом промежутке, t время. Оценка: S больше 1 высокий, 0,5 меньше S меньше 1,0 средний;S меньше 0,5 низкий





58. Усвоение понятий слов «вчера», «сегодня», «завтра».Под влиянием обучения осознается, что всегда одни сутки сменяют другие. Сутки, которые идут сейчас, называются сегодня, те, которые прошли – вчера, а сутки, которые еще не настали, - завтра. В каждых сутках четыре части: утро, день, вечер, ночь. Для уточнения этих представлений воспитатель проводит беседы о том, что делали вчера, сегодня (утром, вечером, ночью), что будут делать завтра. Время не имеет наглядных форм, не подлежит чувственному созер­цанию, поэтому воспринимается оно опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определенным временем, или через чередование каких-то постоянных явлений.Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих вре­менные отношения в силу их относительного характера. Что озна­чают, например, слова теперь – сейчас или сегодня – вчера – завт­ра? При тождественности значений этих временных обозначений конкретный момент реальности, на которой они указывают, непре­рывно передвигается. Это обстоятельство составляет те трудности, с которыми дети не сразу могут справиться.Поэтому дошк. часто спрашивают взрослых: «Сейчас уже завтра или еще сегодня?», «Сегодня – это завтра?» и т. п.Однако С.Л. Рубинштейн утверждал, что не следует преуве­личивать недоступность временных представлений для детей и что относительно позднее их развитие бывает тогда, когда «не уделяется достаточного внимания их выработке».Большую роль в восприятии времени детьми играют ритмичные процессы жизне­деятельности, с их правильным чередованием работы и покоя. Вероятно, реб. как-то ощущает и цикличность деятельности организма, и ритмичность деятельно­сти внутренних органов. На фоне непрекращающейся деятельности сердцебиения, дыхания, пищеварения происходят постепенные изменения в виде большей или мень­шей усталости, сильного или слабого раздражения – это и дает ощущение времени, начинающееся так же рано, как чувство жажды, голода, боли, т.е. с момента рожде­ния. Всякое движение самого ребенка также требует времени, есть короткие приятные занятия, есть за­нятия, от которых он устает. Некоторые явления регулярно повторяются (еда, сон и т.п.), поэтому на ожидание их у ребенка вырабатываются условные ре­флексы. Практической ориентировке во времени содействует четкий режим жизни, в котором постоянно чередуются те или иные процессы, наполненные близким и жизненно значимым для ребенка содержанием.

Примерно с 1,5 лет начинается речевое отражение катего­рий времени. Первонач. появл. наречия, опред. временную последовательность: сейчас, сначала, теперь. Дети еще плохо владеют грамматическими формами прошедшего и будущего времени, поэтому они смешивают такие временные наречия, как теперь, сейчас, потом. Для детей дошк. возраста время уже не исчерпывается настоящим. Короткое время включается в другое, более длинное и общее, к пониманию его длительности реб. подходит уже не ощущением, а размышлением о чем-то таком, что существует вместе с событиями, но и как бы отдельно от них. У дошк-в образуется ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем. Чисто конкретный характер временных представлений. О днях, месяцах, часах дети говорят как о предметах и даже олицетворяют время: «Куда ушло вчера?»

Для конкретизации временных отношений, объективность которых дети долго не могут понять, они используют любые факты, которые в их опыте оказались свя­занными с определенными показателями времени. Например: «Папа, почему ты при­шел! Разве уже вечер?» Дети 3–5 лет устанавливают связь между постоянно повто­ряющимися фактами и соответствующими показателями времени: «Утро – когда встаем, вечер – когда из сада домой забирают».

Наши рекомендации