Особенности восприятия и ориентировки во времени детьми дошкольного возраста.

Окр. нас мир сущ. во времени. Время как и пространство явл. всеобщей формой существования материи, из этого следует, что временные хар-ки явлений – их продолжительность, частота, ритм универсальны по своей применимости, для описаний любых процессов в природе. Время объективно выступает как особая характеристика протекания реальных процессов по ритму, темпу, длительности. То что мы называем восприятием времени есть ни что иное как отражение в осознании человека объективного времени. Явления объективной действительности хар-ся опред. длительностью. Поэтому восприятие времени это прежде всего отражение продолжительности явлений объективного бытия, их течения в пределах того или иного времени. Восприятие времени зависит от психического состояния. У человека ориентировка во времени имеет две различные, взаимно дополняющие друг друга формы отражения. Одна из них – это непосред-ственное ощущение длительности, на базе чего обра­зуются условные рефлексы. Другая – собственно восприятие вре­мени, наиболее сложная и совершенная форма отражения, которая, развиваясь на общей органи-ческой основе, тесно связана с обобщаю­щей функцией второй сигнальной системы. Непосредственное восприятие временной длительности выраж. в нашей способности чувствовать ее, оценивать и ориентироваться во времени без всяких вспомогательных средств. Эту способность называют «чувством времени». В разных видах деятельности «чувство времени» выступает, то как чувство темпа, то как чувство ритма, то как чувство скорости или длительности. В формировании этого чувства определенную роль играет накопленный опыт дифференцировки времени на основе деятельности многих анализаторов. Но «чувство времени» наряду с чувственным восприятием включает и логические компоненты: знание мер времени. Таким образом, «чувство времени» опирается на взаимодействие первой и второй сигнальных систем.

«Чувство времени» может находиться на разных ступенях развития. В раннем возрасте оно формируется на основе чувственного опыта без опоры на знание эталонов времени. Младенец кричит, так как настало время кормления. У него еще нет обобщения «чувства времени», оно остается связанным только с той конкретной деятель­ностью, в которой оно сформировалось, т.е. имеет сравнительно узкую сферу применения. Овладение же мерами времени и применение их дает возможность пользоваться «чувством времени» более широко, в разнообразных условиях. «Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специально организованных упражнений и усвоения способов оценки времени. В таких случаях оно начинает играть роль регулятора деятельности. Итак, с одной стороны, развивающееся восприятие времени опирается на чувственную основу, а с другой – на освоение общепринятых эталонов оценки времени. Чувственному восприятию времени способ-ствуют все основные процессы нашей органической жизни, об­ладающие строгой периодичностью (ритм дыхания, биение сердца и др.). Точно так же весь ритм ежедневной жизни человека способствует выработке условных рефлексов на время.

43.Методика обучения трансфигурации геометрических фигур.Составление из геометрических фигур – игра «Танграм» (набор из 7 геометрических фигур в одном квадрате), «Колумбово яйцо». Сначала знакомят с фигурой и частями. Устанавливают варианты составления фигур. Используется образец воспитателя, который сначала анализируется. Эти игры предназначены для развития у детей пространственного воображения, логического и интуитивного мышления. Каждый из игра-ющих может воссоздать из элементов игры любое задуманное им изображение. Для этого необходимо владеть способами соединения час-тей, представлять составляемый силуэт (пропорции, линии, контур), уметь передать сходство с реальным предметом.Успешное освоение игры необходимо начинать (первый этап) с характеристики геометрических фигур полученных при разрезании квадрата, преобразования их с целью составления из 2 – 3 имеющихся новой. Эти упражнения являются подготовительным ко второму этапу освоения игры – составлению фигур-силуэтов по расчлененным образцам. Этот этап работы является наиболее важным для усвоения ими в дальнейшем более сложных способов составления фигур.Для успешного воссоздания фигур-силуэтов необходимо развить у дошкольников умение зрительно анализировать форму плоскостной фигу-ры и её частей. Игры на составление фигур-силуэтов по расчлененным образцам (второй этап) должны быть использованы воспитателем с целью упражнения не только в расположении частей составляемой фигуры, но и в приобщении дошкольников к зрительному и мысленному анализу образца. Детям показывают расчлененный образец (силуэт зайца) и объясняют цель: составить такой же. Дошкольники затрудняются в определении и назывании относительной величины составных частей, размерных соотношений. Так, ребята могут вместо большого треугольника поместить средний по размеру и заметить ошибку только после указания воспитателя. Таким образом, исходя из особенностей анализа и практиче-ских действий детей, можно определить содержание работы на втором этапе развертывания игр: это обучение детей анализу предъявляемого образца и словесному выражению способа соединения и про-странственного расположения частей. Более сложной и интересной для старших дошкольников является воссоздание фигур по образцам контурного характера(третий этап освоения игры). Воссоздание фигур по контурным образцам требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т.е. на те геометрические фигуры, из которых она составлена. За играми на составление фигур-силуэтов по образцам следуют упражнения в составлении изображений по собственному замыслу(четвертый этап). Предварительно детям необходимо предложить вспомнить, какие плоские фигуры они учились составлять, и составить их. Каждый из дошкольников составляет поочередно по 3 – 4 фигуры. Эти занятия должны включать и элементы творчества Составляя фигуры-силуэты, дети, задумав какое-либо изображение, мысленно членят его на составные части, соотнося их с формой танграмов, затем составляют. Нередко ребята делают интересные фигуры-силуэты, которыми можно дополнить запас образцов в игре «Танграм».Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное и логическое мышление дошкольников.



Наши рекомендации