Методика обучения ориентировки на листе бумаги.
Работа на занятиях во всех возрастных группах включает ориентировку в двухмерном пространстве (на листе бумаги). Особое внимание этому уделяется в ст.гр. Сначала объясняется значение выражений: в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней стороне, левый верхний угол, правый нижний угол и т.д.
Приемы: 1.зрительный диктант: рассматривают орнамент и воспроизводят его по памяти или создают под диктовку воспитателя. 2.графический диктант: на листе бумаги в клетку под диктовку создает узор или рисунок. 3.вхождение в картину: перечислить и определить пространственное расположение отдельных предметов. 4.чтение графических изображений: например, рисунок, схема, план – найти спрятанную вещь.
Также выясняют сколько углов у листа, сколько верхних и т.д. Учат находить центр клеточки, пересечение линеек на листе в клетку. В чтении схем усваиваются условные знаки (дерево, дом).
35. Мет. ознак. детей с формой предм. и геом. фигурами
Использ. модели простейших плоских геом. фигур (круг, квадрат) разного цвета и размера. До проведения систематических занятий важно накопить представления о разнообр. геом. фигурах, дать их правильное название. На занятиях учат различать и правильно называть геом. фигуры – круг и квадрат. Каждая фигура познается в сравнении с другой. На первом занятии идет обследование фигур осязательно-двигательным путем, под контролем зрения.
В-ль показывает фигуру, называет ее, просит детей взять в руки такую же. Затем организует действия с данными фигурами: прокатить круг, поставить, положить квадрат, проверить, будет ли он катиться. В заключ.проводятся 2-3 упр. на распознавание и обозначение словами фигур («Что я держу в правой руке, а что в левой?»; «Дай мишке круг, а петрушке квадрат. Далее организуется система упр. с целью закрепления у детей умений различать и правильно называть геометрические фигуры: а) упражнения на выбор по образцу: «Дай (принеси, покажи, положи) такую же». Применение образца может быть вариативным: акцентируется только форма фигуры, не обращается внимание на ее цвет и размер; рассматриваются фигуры определенного цвета, определенного размера и фигура определенного цвета и размера; б) упражнения на выбор по словам: «Дай (принеси, покажи, положи, собери) круги», «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», «Найди свой домик» и др. У детей 5 года жизни нужно закрепить умение различать и правильно называть круг и квадрат, а затем и треугольник. С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения с уже известными: прямоугольник с квадратом, шар с кругом, а затем с кубом, куб с квадратом, а затем с шаром, цилиндр с прямоугольником и кругом, а затем с шаром и кубом. Рассматривание и сравнение фигур пров. в опред. последовательности: взаимное наложение или приложение фигур (позволяет четче воспринять особенности фигур, сходство и различие, выделить их элементы); организация обследования фигур осязательно-двигательным путем и выделение некот. элементов и признаков фигуры; в-ль должен направлять детей словом ; дети должны научиться словесно описывать ту или иную фигуру; организация разнообразных действий с фигурами (катать, класть, ставить в разные положения); действуя с моделями, дети выявляют их устойчивость или неустойчивость, характерные свойства; организация упражнений по группировке фигур в порядке увеличения и уменьшения размера («Подбери по форме», «Подбери по цвету», «Разложи по порядку» и др.); организация дидактических игр и игровых упражнений для закрепления умений детей различать и называть, фигуры («Что на столе?», «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Домино форм», «Магазин», «Найди пару» и др.). Дети не только показывают отдельные элементы фигуры, но и считают вершины, стороны, углы у разных фигур. Сравнивая квадрат с кругом, они выясняют, что у круга нет вершин и углов, есть лишь граница круга – окружность. Программой предусматривается познакомить ст. дошк. с 4-хугольниками. Для этого детям показывают множество фигур с 4 углами и предлагают самост. придумать название данной группе. Важной задачей является обуч. сравнению формы предметов с геом.фигурами как эталонами предметной формы. Необходимо развивать умение видеть, какой геом. фигуры или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Работа по сопоставлению формы предметов с геом. эталонами проходит в 2 этапа. 1) научить на основе непосредств. сопоставления предметов с геом. фигурой давать словесное определ. формы предметов. 2) учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей (домик, машина, снеговик, петрушка и т.д.).