Технология проведения классификации свойств
Реб. должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деят-ти.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убыв-х рядов по выбранному признаку. Классическ.пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выдел.группы объектов по опред.признаку.
Синтез - соединение разл.элементов (признаков, свойств) в единое целое. Анализ и синтез - взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ). Психологически способность к синтезу формируется у ребенка раньше, чем способность к анализу. Т.е., если реб. знает, как это было собрано (сложено, сконструировано), ему легче анализировать и выделять составные части. Поэтому большое знач. имеет деят-ть, активно формирующая синтез, - конструирование.
Сначала - по образцу, реб. учится воспроизводить объект, повторяя за взрослым весь процесс; затем - повторяя процесс по памяти, третий этап: самост. восстанавливает способ построения уже готового объекта (задания вида "сделай такой же"). Четвертый этап - творческий: "построй высокий дом", "построй гараж для этой машины". Задания даются без образца, реб. работает по представлению, но долженпридерж.заданных параметров: гараж именно для этой машины.
Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов).
Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Классификация - разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Классификацию можно проводить либо по заданному основанию, либо с заданием поиска самого.
Следует учитывать, что при классификационном разделении множества полученные подмножества не должны попарно пересекаться и объединение всех подмножеств должно составлять данное множество. Иными словами, каждый объект должен входить только в одно множество и при правильно опред.основании для классиф. ни один предмет не останется вне определенных данным основанием групп.
Классификацию с детьми дошк.возраста можно проводить:
- по названию (чашки и тарелки, кегли и мячики и т. д.);
- по размеру (в одну группу большие мячи, в др. – мал., в одну коробку длинные карандаши, в др. - короткие и т. д.);
- по цвету (в эту коробку красные пуговицы, в эту - зеленые);
- по форме (в эту коробку квадраты, а в эту - кружки; в эту коробку - кубики, в эту - кирпичики и т. д.);
- по другим признакам нематематического характера: что можно и что нельзя есть; кто летает, кто бегает, кто плавает; кто живет в доме и кто в лесу; что бывает летом и что зимой; что растет в огороде и что в лесу и т. д.
Обобщение - это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается реб., если явл. результатом деят-ти, произведенной им самостоятельно, н-р классификации: эти все - большие, эти все - маленькие; эти все - красные, эти все - синие; эти все - летают, эти все - бегают и др.
По возрастам:
В мл.гр. Выяснение матем.свойств пров. на основе сравнения предметов, хар-ся либо сходными, либо противоположными свойствами. Исп.предметы, у которых познаваемое свойство ярко выражено, которые знакомы детям, без лишних деталей, различаются не более чем 1--2 признаками. Точности восприятия способствуют движения (жесты рукой), обведение рукой модели геометрической фигуры помогает детям точнее воспринять ее форму, а проведение рукой вдоль, н-р, шарфика, ленточки -- установить соотношение предметов именно по данному признаку.
Детей приучают последовательно выделять и сравнивать однородные свойства вещей. Сравнение пров.на основе практических способов сопоставления: наложения или приложения. Пространственные и количественные отношения м.б. отражены при пом.слов. Каждое вновь выделенное свойство закрепляются в точном слове. Новое слово пед. проговаривает не спеша, выделяя его интонацией. Дети хором повторяют. Устанавливаются связи между св-ми вещей и действиями, с пом.которых они выявляются. При этом пед. не допускает употребл. слов, смысл которых не понятен детям
В ср.гр. На пятом году у детей интенсивно развивается способность к исследовательским действиям. В связи с этим ребят побуждают к более или менее самостоятельному выявлению свойств и отношений математических объектов. Педагог ставит перед детьми вопросы, требующие поиска. Он подсказывает, а если требуется -- показывает, что нужно сделать, чтобы найти на них ответ.
Дети приобр. знания опытным путем, отражая в речи то, что непосредственно наблюдали. Тем самым удается избежать отрыва словесной формы высказывания от выраженного в нем содержания, т. е. устранить формальное усвоение знаний. Это особенно важно! Дети данного возраста легко запоминают слова и выражения, подчас не соотнося их с конкретными предметами, их свойствами
В ст.гр.Выделение и усвоение математических свойств, связей, отношений достигается выполнением разнообразных действий. Б.значение в обуч. детей 5 лет по-прежнему имеет активное включение в работу разных анализаторов.
Повыш.роль словесных приемов обучения. Указания и пояснения педагога направляют и планируют деятельность детей. Давая инструкцию, он учитывает, что дети знают и умеют делать, и показывает только новые приемы работы. Вопросы педагога в ходе объяснения стимулируют проявление детьми самостоят.и сообразительности, побуждая их искать разные способы реш.одной и той же задачи