Обучение детей измерению разных величин с помощью условной меры.
Ср.гр. – применяют мерку-посредник (укладывают в ряд несколько коротких палочек, воспроизводя одну длину).
Ст.гр. – с помощью условных мерок. Должны овладеть: 1. линейным измерением (с помощью полосок бумаги, палочек, веревки измеряют длину, ширину, высоту предмета). 2.определение объема сыпучих веществ (ложкой, стаканом вымеряют количество сахара в пакете и др.). 3.измерение объема жидкостей стаканов воды в чайнике). Начинают с линейного измерения. Объекты для измерения готовятся специально или из окружающей обстановки. В оборудование включаются фишки-эквиваленты, которые при измерении откладываются для подсчета.Правила линейного измерения: начинают измерять с самого начала, делают отметку в том месте, где окончилась мерка; перемещаем мерку слева направо и снизу вверх: мерка прикладывается точно к отметке; все мерки не забываем отсчитывать; окончив, огласить результат.Правила измерения жидких и сыпучих веществ: соблюдение полноты мерки, сочетание измерения и счета. Показ воспитателя должен быть четким, немногословным. Введение измерительной деятельности требует:
— опыта дифференцированной оценки детьми длины, ширины, высоты, размера предмета в целом, что позволяет сосредоточить внимание ребенка на собственно измерительных действиях;
— умения координировать движение руки и глаза, что является непременным условием точности при выполнении измерений;
— определенного уровня развития счетных умений и количественных представлений детей, благодаря чему они могут сочетать измерение и счет;
— способности к обобщению, являющейся важным фактором осмысливания сущности измерения.
В среднем дошкольном возрасте необходимо осуществлять самую непосредственную подготовку к введению измерения с помощью условной мерки. Эту работу следует проводить путем «моделирования» измерения (дети укладывают в ряд несколько равных коротких палочек, воспроизводя длину одной длинной), применения мерки-посредника. Эти средства используются для сравнения, уравнивания и комплектования предметов по признаку величины.В старшем дошкольном возрасте обучение измерению подчинено задаче формирования более точного восприятия величины сравниваемых предметов с помощью условных мерок. Детей следует знакомить с правилами измерения условной меркой, научить дифференцировать объекты, средства измерения и результат, осознавая последний через количество мерок как одного из случаев функциональной зависимости, развивать умение давать словесные отчеты о выполнении задания, на этой основе углублять представления о связях и отношениях между числами, использовать навыки измерения для деления целого на части, развития глазомера.В дальнейшем деятельность детей направляется на совершенствование измерительных умений и связанных с ними представлений, а также расширение математических знаний за счет ознакомления со стандартными мерами и способами измерения. Детям показывают значе-ние применения общепринятых мер измерения для получения объектив-ных показателей величины измеряемых предметов и веществ, продол-жается работа по углублению представлений о функциональной зависи-мости между компонентами измерения (объектом, средством и резуль-татом), подводят детей к использованию полученных знаний при составлении и решении арифметических задач.В детском саду дети должны овладеть несколькими видами изме-рения условной меркой, которые выделяются в зависимости от особен-ностей объекта и мерки. К первому виду следует отнести «линейное» измерение, когда дети с помощью полосок бумаги, палочек, веревок, шагов и других условных мерок учатся измерять длину, ширину, высоту различных предметов. Второй вид — определение объема сыпучих веществ: кружкой, стаканом, ложкой и другими емкостями вымеряют количество крупы, сахара в пакете, в мешочке, в тарелке и т.д. Наконец, третий вид — это измерение объема жидкостей, чтобы узнать, сколько стаканов или кружек воды в графине, чаю в чайнике и т.д.
29.Развитие счетной деятельности.Обучение счет у идет с опорой на наглядность. От практических действий с предметами переходят к их счету. Учат различать итог и процесс счета. Воспитатель, считая, показывает на каждый предмет при назывании чисел и делает круговой жест при назывании итогового числа. На первых занятиях обучения счету объясняют как получается каждое новое число (для получения следующего прибавить единицу к предыдущему и наоборот). Воспитатель показывает карточку и просит посчитать, сколько на ней бабочек назвать число на единицу больше и т.д. В ст.гр. овладев счетом дети могут считать звуки, движения. Учат не пропускать пересчитываемые предметы, не сосчитать дважды. Для ответа на сколько? Учат считать не только слева направо, но и наоборот, с середины, с любого предмета по порядку. Считывают по порядку в ряд слева направо (который?). Освоение детьми счета — длительный и сложный процесс. Истоки счетной деятельности усматриваются в манипуляциях детей раннего возраста с предметами.Счет как деятельность состоит их ряда взаимосвязанных компонентов, каждым из которых реб. должен овладеть: соотнесение слов-числительных, называемых по порядку, с предметами, определение итогового числа. В результате этой практической деятельности осваивается последовательность чисел.Предметные действия детей раннего возраста (1,5—2,5 года) являются пропедевтикой счетной деятельности. Активно действуя, дети разбрасывают предметы или, наоборот, собирают их. Как правило, все одинаковые действия сопровождаются повторением одного и того же слова: «вот ..., вот ..., вот ...», или «еще ..., еще ..., еще ...», или «на ..., на ..., на ...», или хаотическим называнием чисел: «раз, один, пять.,.». Иногда каждое повторяемое реб. слово соотносится с одним предметом или с одним движением, между словом и предметом устанавливается соответствие. Слово помогает выделить элемент из множества однородных предметов, движений, более четко отделить один предмет от другого, способствует ритмизации действий. В раннем возрасте (2—3 года) дети от хаотического познания числительных под влиянием обучения переходят к усвоению последовательности чисел в ограниченном отрезке натурального ряда. Как правило, это числа 1, 2, 3.Дальнейшее упорядочение чисел происходит следующим образом: увеличивается отрезок запоминания последовательности числительных, дети начинают осознавать, что каждое из слов-числительных всегда занимает свое определенное место, хотя они еще не могут объяснить, почему три всегда следует за двумя, а шесть — за пятью. При этом возникают рече-слухо-двигательные связи между называемыми числительными. Усвоив числительные первого десятка, дети легко переходятковторому десятку, а дальше считают так: «Двадцать десять, двадцать одиннадцать» и т. д. Но стоит ребенка поправить и назвать после двадцати девяти число тридцать, как стереотип восстанавливается и реб. продолжает: «Тридцать один, тридцать два... тридцать девять, тридцать десять» и т. д. Некоторые дети начинают при этом понимать, что после двадцати девяти, тридцати девяти, сорока девяти имеются особые слова, названия которых они еще не знают. В таких случаях дети делают паузу, ожидая помощи взрослого. В 4—5 лет дети усваивают последовательность и наименования числительных, точно соотносят числительное с каждым множеством предметов независимо от их качественных особенностей и форм расположения, усваивают значение названного при счете последнего числа как итогового. Однако, сравнивая числа, определяют большее из них по дальности его от начала счета или как находящееся впереди (сзади) какого-либо числа, что было свойственно детям на более низком уровне усвоения последовательности чисел. У детей 4—5 лет и старше часто складывается весьма ограниченное представление о значении единицы. Единица ассоциируется у них с некоторым отдельным предметом. Под влиянием обучения дети овладевают умением относить единицу не только к отдельному предмету, но и к группе. Это является основой для понимания десятичной системы счисления.В старшем дошкольном возрасте дети овладевают измерением. От практического сравнения предметов путем измерения переходят к количественной характеристике его путем подсчета условных мерок. Эта деятельность углубляет представление о числе. Число начинает выступать как отношение целого (измеряемой величины) к части (мере).Под влиянием овладения двумя видами деятельности, счетом и измерением, у детей формируются четкие представления о месте, порядке следования, количественном значении числа, отношении его к другим числам (в пределах 10). Достигнутый уровень развития количественных представлений позволяет детям в 5—6 лет эмпирически подойти к пониманию принципа построения натурального ряда: каждое следующее число больше предыдущего на 1 и каждое предыдущее меньше следующего на 1.Итак, общая последовательность развития представлений о числе в период дошкольного детства состоит в следующем: от восприятия множественности (много) и возникновения первых количественных представлений (много, один, мяло) через овладение практическими способами установления взаимно однозначного соответствия (столько же, больше, меньше) к осмысленному счету и измерению.