Методика ознакомления детей дошкольного возраста с элементами математики в разных возрастных группах.
Занятия по ФЭМП строятся с учетом общих дид.принципов: научности, систематичности, доступности, наглядности, последовательности, индивидуального подхода. Во всех возрастных группах занятия проводятся фронтально или по подгруппам. Во всех гр. Занятие проводятся 1раз в неделю. С возрастом увеличивается протяженность занятия. Новые знания даются небольшими частями, поэтому общая программная задача обычно делятся на ряд мелких и последовательно реализующихся в течении нескольких занятий. В практике работы по ФЭМП сложились следующие типы занятий: - в форме дид. Игры; - в форме дид. упражнений; - в форме дид.игр и упражнений. Дети в процессе организации разных видов деятельности должны овладеть определенным количеством знаний, умений и навыков. Объем знаний по возрастам определен программой. В основе методики обучения математическим знаниям лежат обще-дидактическиепринципы: принцип развивающего (воспитывающего) обучения; принцип научности и связи с жизнью; принцип доступности обучения; принцип систематичности, последовательности и прочности усвоения знаний; принцип индивидуального подхода; принцип сознательности и активности усвоения детьми знаний. Конкретизируем эти принципы в обучении. Принцип развивающего (воспитывающего) обучения В процессе обучения реб. приобретает определенные знания. Но обучение отнюдь не должно сводиться к перекладыванию знаний из головы взрослого в голову ребенка. Важно, чтобы в процессе усвоения развивалась мысль ребенка, формировался интерес к знаниям, умственная активность, складывались определенные взаимоотношения.
Воспитывающее обучение направлено на развитие личности ребенка в целом.Принцип воспитывающего обучения элементарным математическим знаниям маленьких детей предусматривает прежде всего введение детей в познание количественных, пространственных и временных отношений. Мир открывается перед детьми в новых связях и отношениях. А новое видение, казалось бы хорошо знакомых предметов, формирует и новое отношение детей к ним, стимулирует их познавательный интерес, развивает любознательность. Принцип научности обучения и связи с жизнью Перед детьми дошкольного возраста необходимо прежде всего раскрыть мир в богатстве его форм и красок, в многообразии связей.Задача математического образования маленьких детей – дать не столько систему научных знаний, сколько научить видеть окружающую их действительность в количественных, пространственных и временных отношениях. Эти знания должны быть системными, раскрывающими взаимосвязи разных сторон (количества, формы, размера и др.), и даваться на конкретном, жизненном материале. Вместе с тем они должны опираться на научные основы математики, детской и педагогической психологии. Так, например, в основе ознакомления детей с количественными отношениями лежит учение о множестве и о числе. Различные операции с конкретными множествами (объединении, пересечения, сравнения и др.) опираются на теоретико-множественный подход; ознакомление с величинами – на способы измерения различных величин (длины, массы, объема и др.); ознакомление с разнообразием форм жизненных предметов – на знание геометрических фигур и простейших их свойств и т.д.
Дети должны постепенно учиться познавать существенные связи и отношения, отвлекаясь от несущественных, овладевать способами обобщения. Всему этому надо обучать маленьких детей. Принцип научности не допускает какой-либо вульгаризации, упро-щенства. В процессе обучения у детей должен обогащаться словарь, совершенствоваться речь, развиваться умение приводить доказательства. Дети должны постепенно овладевать точной научной терминологией. Например, недопустимо путать слова число и цифра, называть геоме-трические фигуры бытовыми именами («кирпичиком» - прямоугольную призму).Принцип научности и связи жизнью требует обязательного использования детьми знаний применительно к разным условиям. Включение приобретенных знаний в разные ситуации способствует значительной их прочности. А главное – дети должны понять значение знаний для практической жизни, что и формирует у них интерес к ним. Принцип доступности обученияДоступное для детей содержание знаний и доступные методы обучения находятся в зависимости от уровня и особенностей умственного развития детей. Современные психолого-педагогические исследования убеждают, что дошкольникам доступны элементарные понятия и простейшие виды абстрактного мышления. Однако проблема доступности и посильности знаний для той или иной возрастной ступени решена далеко не до конца. Некоторые психо-логи за рубежом утверждают, что якобы «любому ребенку на любой стадии развития можно с успехом преподавать любой предмет в доста-точно полноценной форме». Все дело и совершенстве методов преподавания, говорят они. И некоторые американские ученые и педагоги при обучении математике детей самого младшего возраста вводят в игровой форме сложные абстрактные понятия из теории множеств.В работе с дошкольниками следует соблюдать весьма важное правило: новые знания давать детям небольшими дозами, обеспечивая их закрепление путем разнообразных упражнений и используя их в разных видах деятельности .Принцип наглядности обучения.Принцип наглядности издавна широко используется в дидактике. Обоснование этого принципа дал еще Я. А. Коменский, назвав его «золотым правилом дидактики»: «...все, что только можно предоставлять для восприятия чувствами, а именно: видимое – для восприятия зрением, слышимое – слухом, запахи – обонянием, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».Принцип наглядности сначала использовался преимущественно на ранних этапах обучения, поскольку считалось, что мышление маленьких детей конкретно и они должны иметь дело с вещами, с предметами, а потом со словами. Разные авторы по-разному классифицируют наглядные пособия, но чаще всего – по характеру отражения окружающей действительности (Ш.И. Ганелин, Б.П. Есипов, М.А. Данилов и другие). Применительно к математике это те же группы наглядности:а) натуральная наглядность – это предметы, звуки, движения, под-лежащие счету и сравнению одной совокупности с другой; предметы в различном пространственном расположении, имеющие различную форму, величину и т.д.;б) изобразительная наглядность – карточки с нарисованными пред-метами в разном количестве, разной величины и формы, при разном пространственном расположении их; карточки с геометрическими фигу-рами разных размеров, разного цвета и количества; парные карточки с предметами, по-разному расположенными; различные виды лото; табли-цы с изображением состава числа, цифры; условные знаки и мн. др.;в) графическая наглядность – таблицы, модели (числовая лесенка), технические рисунки (для подбора материала по количеству, размерам и форме при конструировании предметов и т. д.)В обучении детей дошкольного возраста наиболее широко используется натуральная и изобразительная наглядность. Принцип систематичности и последовательности обучения. Принцип систематичности и последовательности обучения означает необходимость сообщать знания в строго логическом порядке, последовательно руководить действиями, операциями детей с различным математическим материалом, формируя систему знаний, умений и навы-ков. Этот принцип особенно важен в обучении математике. Математика – это цепочка знаний, когда выпадает из нее одно звено, то нарушается вся цепь. Человек свободно владеет знаниями тогда, когда они упорядочены. «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, – писал К.Д. Ушинский, – в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет...».Систематичность знаний обеспеч. последовательное развитие познават.сил и способностей, приучает логично мыслим, создает возможность усвоения более сложного материала. Так, например, овладев умениями различать параметры протяженности предмета (длину, ширину, высоту), дети усваивают приемы их измерения, пользуясь условными мерками.На основе принципа систематичности обучения обычно разрабатываются учебные планы и программы. Систематичность в содержании программы требует систематичности и в усвоении знаний, навыков и умений. Системными знаниями дети овладевают лишь в процессе обучения, при условии последовательности в их сообщении. Системность является весьма важным свойством высшей нервной деятельности человека: она вносит ясность, четкость, содействует пониманию изучаемого материала и запоминанию его. Необходимым условием систематичности является последовательное расположение учебного материала. Поэтому переходить к изучению нового материала рекомендуется лишь после усвоения предыдущего. Это правило последовательности и преемственности между ранее усвоенными и новыми знаниями сохраняется как внутри возрастной группы на протяжении всего уч.года, так и от одного годя к другому между возрастными группами. Такая связь обеспечивает прочность и глубину знаний, умений и навыков. Для большей прочности знаний необходимо, чтобы в их восприятии участвовали различные анализаторы, дети воспринимали знания и умения сознательно и мысль их работала активно, выделяя самое существенное и освобождаясь от второстепенного, чтобы все эти знания и умения давались детям в системе и последовательности, и правильно строилась вся учебно-познавательная деятельность детей. Итак, принцип систематичности и последовательности в сочетании с принципом прочности обеспечивают правильное целесообразное построение обучения на занятиях и перенос усвоенных знаний в другие виды деятельности. У детей формируется системность знаний, умений и навыков, развиваются мышление и речь. Принцип индивидуального подхода. Исходным положением принципа индивидуального подхода является воспитание личности в коллективе и при помощи коллектива. О плодотворном влиянии коллектива на личность отдельных детей указывал А.С. Макаренко «Для того, чтобы работать с отдельной личностью, нужно ее знать и культивировать.» Однако, работая с группой детей, воспитатель должен изучить и знать каждого ребенка: развитие у него внимания и памяти, быстроту восприятия наглядного и словесного материала, характер интересов ребенка и его мышления, степень самостоятельности в практической деят-ти и самостоятельности мысли, качество знаний и уровень общего развития ребенка, а также математических представлений и речи, особенности его воображения, творчества, эмоционально-волевых проявлений, особенности социальной направленности и мн. др. Беседы с родителями и другими членами семьи, наблюдения за реб. в быту и разнообразных формах деятельности в детском саду и дома позволяют выявить линии характеристики.Все это нужно знать воспитателю, чтобы помочь ребенку войти в детский коллектив, занять в нем надлежащее место и в то же время обеспечить правильный педагогический подход к нему.В работе с маленькими детьми воспитатель должен особо учитывать их впечатлительность и эмоциональность, легкую возбудимость, подвижность, быструю утомляемость и соответственно менять методические приемы и дидактические средства. Правильный индивидуальныйподход требует от воспитателя психологической культуры, умения наблюдать за детьми, глубоко осмысливать факты поведения каждого,причины тех или иных ошибок при выполнении заданий, критически пересматривать свои суждения и оценки программной задачей и активно взаимодействую между собой.