Понятие и предмет МП. Особенности МП как отрасли
Понятие и предмет МП. Особенности МП как отрасли
МП - это комплексная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации МС и решения населением вопросов местного значения непосредственно либо через органы МС, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы МС.
Особенности МП:
- Комплексный характер.
- Это молодая, новая, интенсивно развивающаяся отрасль российского права. Законодательство развивается бурно, активно развивается наука, проблем много.
- Это публичная отрасль права.
Как любая другая отрасль МП характеризуется своим предметом и методом.
Предмет – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и осуществления МС на территориях МО; а также в процессе реализации ОМС отдельных переданных им гос полномочий, а также в процессе реализации населением права на МСУ.
Муниципальное право РФ – это самостоятельная, но комплексная отрасль права. МП регулирует, прежде всего, отношения, связанные с формированием и деятельностью органов местного самоуправления. Они не входят в систему органов государственной власти, и должны быть подчинены интересам населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения.
Метод: преимущественно - императивное регулирование
- обязывание
- запрет
- дозволение
- гарантии
- рекмендации
Предпосылки становления отрасли муниципального права.
В обществе сложилась устойчивая и многослойная группа отношений, связанных с осуществлением местного самоуправления. Отношения образуют предмет новой отрасли в системе российского права — муниципального права. Местное самоуправление как предмет правового регулирования отрасли — весьма сложное явление. На протяжении последних нескольких лет его значение последовательно возрастало: от статуса отдельного правового института, хотя и получившего ранее конституционное закрепление.
Местное самоуправление предстает в нескольких значениях: формы народовластия; способа осуществления гражданских прав; института, организационно и функционально обособленного в системе управления обществом и государством.
Важным шагом в становление МП стало принятие Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Статус местного самоуправления был повышен до одной из основ конституционного строя России. Местное самоуправление признавалось самостоятельным и не входящим в систему органов государственной власти. Были заложены и начала финансовой самостоятельности местного самоуправления – через наличие собственного бюджета и закрепление у органов местного самоуправления права собирать местные налоги и сборы.
Не менее важным стало принятие Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нём в значительной степени проработана организационная основа местного самоуправления, причем определены органы местного самоуправления, наличие которых структуре органов местного самоуправления является обязательным, качественно прописаны их полномочия. Улучшения коснулись и регулирования территориальной организации местного самоуправления. Определены не только виды муниципальных образований, но и продуманы предметы их ведения. Глубоко проработаны правовые основы местного самоуправления, в том числе и специфика подготовки уставов муниципальных образований.
Федеральное законодательство как источник муниципального права. Его особенности
Наиболее распространенным федеральным источником права выступают федеральные законы. Для удобства можно выделить две группы федеральных законов:
а) непосредственно посвященные вопросам организации и деятельности местного самоуправления (прежде всего это базовый Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также еще ряд законов той же целевой направленности - например, Федеральный закон 2007 г. «О муниципальной службе в Российской Федерации»;
б) федеральные законы и кодексы, регулирующие общественные отношения различных сфер и в определенной, порой даже в значительной мере касающиеся местного самоуправления (таких актов много, для примера назовем Федеральный закон 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ.
Источниками муниципального права могут быть федеральные подзаконные акты - указы Президента РФ, акты палат Федерального Собрания, постановления Правительства РФ (например, принимаемые в порядке реализации законов о федеральном бюджете, соответствующих президентских указов в области государственной поддержки местного самоуправления). Определенное значение в качестве источников имеют отдельные нормативные правовые акты отраслевых федеральных органов исполнительной власти.
ФЗ развивают положения конституции. Базовый закон № 131 закладывает общие начала организации МС.
- ФЗ от от 12.06.02 №67 «об основных гарантиях избирательных прав..»
- ФЗ от 2005 года «О государственно регистрации уставов МО»
- ФЗ от 2007 «О муниципальной службе»
1) На сегодняшний день действует один федеральный закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года. Закон от 1995 года действительно регулировал общие принципы местного самоуправления. Закон 2003 года более жестко подошел к порядку регистрации уставов муниципальных образований к определению границ муниципальных образований, к вопросам участия населения в осуществлении местного самоуправления. Указанный закон полностью вступил в силу с 1 января 2009 года. Новый закон ни на ком не был пробирован, это совершенно новый закон, реформаторский. Был установлен переходный период для вступления в силу нового закона. За время переходного периода местные власти должны были решить все организационные, правовые, финансовые и другие вопросы. Но не все смогли решить такие вопросы. Поэтому решили продлить переходный период до 1 января 2009 года. Но для тех субъектов, которые успели подготовиться к вступлению закона, закон вступает как это было предусмотрено первоначально.
2) Данные законы являются базовыми в части регулирования муниципально-правовых отношений, однако, особенностью источников муниципального права является то, что в России существуют федеральные законы, регулирующие отдельные аспекты местного самоуправления. Например, ФЗ «об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» или ФЗ «о муниципальной службе в РФ».
3) ФЗ №131 обладает приоритетом по отношению к законам, регулирующим отношения МСУ, в частности закрепление принципиальных территориальных, организационных и правовых форм МСУ (территория и границы МО, структура ОМСУ, порядок их деятельности, акты ОМСУ и порядок их принятия).
4) ФЗ № 131 предусматривает принятие законов, устанавливающих порядок наделения ОМСУ государственными полномочиями, порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность.
Понятие и принципы МСУ
МСУ можно рассматривать в нескольких аспектах.
1. Как основу К-го строя.
2. Как осуществление власти и властных полномочий населением и ОМС.
3. Как решение вопросов местного значения, как населением, так и ОМС.
МСУ в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных К-ей РФ, ФЗ, а в случаях, установленных ФЗ, - законами S=в РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через ОМС вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.(131 ФЗ)
МСУ - право и реальная способность ОМС регламентировать значителную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках Закона под свою ответственность и в интересах местного населения (Хартия)
доп вопросы
Объект и субъект МСУ
Субъекты:
- население
- Омс и должн. лица
- ОГВ и должн. лица
- иностр. граждане, если они постоянно проживают на территории М, и если есть м/д-нар договор с этим государством
Объекты:
- вопросы местног значения
- отдельные госуд.полномочия
- население (т.к. ВМЗ решаются населением для населения, то население - и О-т, и S-т)
6. что значит "государством признается и гарантируется МСУ"?
Гос-во не создает, не учреждает МС, а соглашается с его существованием (признает). Кроме того, гос-во обязано создавать необходимые правовые, финансовые, материальные условия для эффективноого развития МС (гарантирует).
8. что значит "МСУ осущ-ся на всей территории РФ"?
Прав. позиция КС РФ по Курскому делу: любое изменение территориальных основ МС не может приводить к отказу от него. Возможность полного упразднения МС на определенной территории противоречит предписаниям Конституции РФ об осуществлении МС на всей территории РФ как необходимого элемента механизма народовластия.
Ответственность в сфере МСУ
Ответственность местного самоуправления рассматривается в трех аспектах.
- Ответственность выборных лиц местного самоуправления перед населением (возможность отзыва выборных лиц местного самоуправления населением).
- Ответственность перед государством (возможность досрочного прекращения полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти субъекта РФ).
- Ответственность перед физическими и юридическими лицами (это гражданско-правовая ответственность органов местного самоуправления).
Понятие и предмет МП. Особенности МП как отрасли
МП - это комплексная отрасль права, представляющая совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации МС и решения населением вопросов местного значения непосредственно либо через органы МС, а также в процессе реализации отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться органы МС.
Особенности МП:
- Комплексный характер.
- Это молодая, новая, интенсивно развивающаяся отрасль российского права. Законодательство развивается бурно, активно развивается наука, проблем много.
- Это публичная отрасль права.
Как любая другая отрасль МП характеризуется своим предметом и методом.
Предмет – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе организации и осуществления МС на территориях МО; а также в процессе реализации ОМС отдельных переданных им гос полномочий, а также в процессе реализации населением права на МСУ.
Муниципальное право РФ – это самостоятельная, но комплексная отрасль права. МП регулирует, прежде всего, отношения, связанные с формированием и деятельностью органов местного самоуправления. Они не входят в систему органов государственной власти, и должны быть подчинены интересам населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения.
Метод: преимущественно - императивное регулирование
- обязывание
- запрет
- дозволение
- гарантии
- рекмендации