Использование автоматизированных обучающих систем в юридических вузах

Проектирование автоматизированных обучающих систем и диагностики качества знаний для локальной сети и Internet позволяет автоматизировать не только процесс обучения по лекционному материалу, но и автоматизировать такую форму занятий, как индивидуальная работа студентов, так как в основу подобных систем закладывается распределенная модель хранения информации. В свою очередь использование единых форматов передачи информации в сети Internet позволит расширить сферу приме нения автоматизированных обучающих и диагностирующих систем в различных ВУЗах РФ.

Общеизвестно, что структура учебных курсов опирается не только на лекционный материал и практические занятия (рис. 1.). Одной из значимых составляющих структуры учебного курса является индивидуальная работа студентов (ИРС). Исходя из положений современного ГОСТа, ИРСам отводится от 17 до 34 часов учебного времени, а лекционному мате риалу - от 51 до 68 таких часов. Таким образом, использование сети Internet как основы для проектирования автоматизированных систем обучения и диагностики позволяет по строить новую модель предоставления учебных знаний для автоматизированных образовательных систем.

Например, если структуру лекционного материала называть ядром знаний (основные или базовые знания), то учебный материал, не вошедший в курс лекций, но относящийся к те мам, изучаемым в рамках рассматриваемой дисциплины, можно назвать дополнительными знаниями. Вся совокупность дополнительных знаний образует окружение ядра. Окружение ядра предоставляет тот материал, который необходимо изучить студенту в ходе выполнения ИРС. Ядро знаний вместе с окружением ядра формируют макромодель всего учебного материала в рамках рассматриваемой дисциплины.

В связи с этим выявлена необходимость создания автоматизированной обучающей системы, которая отвечает всем вышеперечисленным требованиям:

1. Обучение идет быстрее и усваивается глубже, если обучающийся проявляет активный интерес к изучаемому предмету.

2. Обучение является более эффективным, если формы приобретения знаний и навыков таковы, что без труда могут быть перенесены в условия "реальной жизни", для чего они и предназначены.

3. Обучение идет быстрее, если обучающийся узнаёт результат каждого своего ответа.

4. Обучение идет качественнее, если программа по предмету построена по принципу последовательного изложения материала.

5. Знание результатов своей работы стимулирует выполнение очередного задания. Трудности, которые учащемуся необходимо преодолевать, должны возникать перед ним последовательно одна за другой, а успешное их преодоление развивает высокий уровень активности.

6. Поскольку обучение само по себе индивидуально, процесс обучения следует организовать так, чтобы каждый студент мог усваивать программу соответственно своим индивидуальным особенностям. По ряду причин одни усваивают материал быстрее других, поэтому обучение тех и других в одной группе затруднительно.

Были отмечены следующие преимущества АОС

1. Одно из очевидных преимуществ дистанционного обучения состоит в том, что оно позволяет студентам осваивать учебный курс каждому в своем темпе.

2. Поскольку такой учебный курс предлагается обычно в структурированном виде, например, в виде отдельных учебных модулей, обучение с применением современных технологий часто более согласованно и унифицировано, чем традиционное аудиторное обучение.

3. Еще одно достоинство дистанционного обучения состоит в том, что оно позволяет отказаться от командировок служащих компании на курсы в другой город.

4. Поскольку при дистанционном обучении персоналу не требуется специально ездить в другое место, такое решение помогает также сократить потери рабочего времени сотрудников.

5. Наконец, дистанционное обучение может помочь компаниям обойти некоторые потенциально неприятные последствия обучения непосредственно на работе. Например, некоторые задачи могут иметь крайне опасные последствия для работающей сети. В подобных случаях намного безопаснее предоставить студенту закрытый "полигон" для экспериментов, чем рисковать сбоем системы.

К сожалению, планирование, реализация и поддержка дистанционного обучения могут быть сопряжены с определенными трудностями. Они могут различаться в зависимости от таких факторов, как тип программы, потребности вашей организации, назначение программы и скорость усвоения учебной программы.

Недостатками АОС являются следующие:

1. АОС может создавать значительную нагрузку на сеть, занимая зачастую и без того скудную пропускную способность.

2. Кроме того, оно может потребовать инвестиций в дорогое аппаратное обеспечение

3. В зависимости от сложности используемых АОС, затраты на их реализацию могут быстро свести на нет всю экономическую выгоду.

4. В зависимости от комбинации используемых средств представления информации, а также числа студентов в аудитории и объема учебного материала, АОС часто требуют более сложного планирования, чем традиционные аудиторные занятия. В частности, в случае синхронного режима недостаточно тщательное проектирование и планирование могут вызвать различного рода сложности как у студентов, так и у преподавателей.

5. Еще один вопрос связан с индивидуальным стилем обучения. Некоторые люди просто не могут учиться без непосредственного общения в аудитории. В подобных случаях программа дистанционного обучения может затруднить усвоение материала или увеличить срок обучения. Вместе с тем другие студенты, однако, могут добиться больших успехов путем самообразования, бегло просмотрев информацию, с которой уже знакомы, и сосредоточившись на более углубленном изучении нового материала.

6. Еще одна трудность связана с тем, что некоторым студентам, чтобы добиться успеха, требуется внешнее руководство.

60. Проблемы федерального информационного права

Развитие Интернета ставит целый ряд проблем, требующих концептуального решения и объединения усилий ученых и практикующих юристов, специалистов в области информационных технологий для решения вопросов, связанных с особенностями правового регулирования в условиях Интернета. В настоящее время актуальным является рассмотрение узловых вопросов формирования глобального информационного общества, в первую очередь: -вопросов использования компьютерных технологий в юридическом образовании; -проблемы интеллектуальной собственности в контексте всеобщего доступа к киберпространству; -подходы к информационной безопасности в цифровую эпоху.

Основными проблемно-тематическими направлениями развития правовых отношений в киберпространстве являются:

-авторское право и Интернет;

-использование информационно-правовых систем в юридической практике;

-правовые аспекты информационной безопасности;

-электронный документооборот в гражданско-правовых, уголовно-правовых, публично-правовых отношениях.

Специфика правовых задач, которые ставит Интернет, состоит в том, что поскольку действующее законодательство ориентировано на традиционные отношения, то при использовании глобальной компьютерной сети не все его нормы оказываются применимы, а традиционные методы правового регулирования, действие норм права в пространстве и времени, проблема юрисдикции требуют определенной корректировки.

Деятельность в Интернете любого субъекта формирует целую серию правовых проблем. Они подразделяются на: -регулирование деятельности пользователя, статуса сайта и его содержания; -соблюдение авторских и смежных прав; -формирование «киберэкономики» (электронные деньги, платежные системы, ценные бумаги, электронные банки, реклама, маркетинг, электронные контракты, налоги); -информационная безопасность частных и государственных интересов.

Полноценная реализация коммерческого потенциала и государственного регулирования Интернета возможна только при наличии высококвалифицированных специалистов-юристов, знающих как правовую, так и техническую стороны Интернета, готовых заниматься совершенствованием законодательства в указанной сфере. Сегодня Россия не имеет даже учебной базы подготовки подобных специалистов, а между тем, очевидно, что огромное количество высококвалифицированных юристов в этой сфере потребуются в самые ближайшие годы.

Основными задачами данного направления являются: -создание в отобранных учреждениях высшего профессионального образования современной методической и материально-технической базы подготовки и переподготовки специалистов для сферы информационных и коммуникационных технологий; -формирование необходимой кадровой, методической и материально-технической базы в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; -развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

В целях обеспечения качественной подготовки специалистов с недавнего времени введены специальные дисциплины в классическое юридическое образование, например, такие как:

-Информационное право;

-Использование кибертехнологий в юридическом образовании;

-Интернет и право;

-Правовая информатика;

-Коммуникационное право.

Наши рекомендации