Информатизация деятельности Государственной Думы
Удовлетворение информационных потребностей правотворческой деятельности Государственной Думы обеспечивает несколько структурных подразделений.
Управление документационного обеспечения обеспечивает документооборот в Государственной Думе в печатном и автоматизированном виде: подготовку, размножение и доставку депутатам всех документов. Управление информационно-технологического обеспечения организует функционирование и развитие компьютерной сети Государственной Думы, позволяющей депутатам и структурным подразделениям аппарата оперативно получать необходимую правовую и иную информацию.
Информатизация нормотворческого процесса в Государственной Думе включает следующие действия:
• информационное обеспечение процесса разработки, подготовки и формирования текстов законопроектов;
• автоматизированный контроль за соблюдением всех необходимых условий для прохождения документа;
• информационное обеспечение процесса обсуждения законопроекта до его рассмотрения па пленарном заседании;
• распространение текстов правовой и иной информации среди депутатов;
• информационно-технологическое обеспечение работы пленарного заседания Государственной Думы, включая обеспечение электронного голосования.
В аппарате Государственной Думы функционируют различные прикладные компьютерные программы и интеллектуальные информационные системы.
В сетевом режиме все депутаты и ответственные работники аппарата Государственной Думы обеспечены различными базами данных, с помощью которых ведется непосредственная подготовка законопроектов, электронные справочники, аналитические информационные системы — "Планирование", "Статистика", "Законопроект", "Законодательство", "Регион", "Контроль" и др.
В настоящее время в состав инфраструктуры входят:
• компьютерный мониторинг (процедура наблюдения) законодательного процесса;
• электронная система информационного обеспечения;
• система электронного документооборота;
• единая информационно-телекоммуникационная сеть;
• автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности;
• справочная информационно-поисковая система "ЗАКОН".
Электронная система информационного обеспечения заседаний Государственной Думы используется:
• для регистрации депутатов Государственной Думы;
• записи депутатов па выступления, регистрации, внесения ими предложений и поправок;
• подсчета голосов и определения результатов голосования.
Система электронного документооборота Государственной Думы представляет собой совокупность программных устройств, которая обеспечивает автоматизированную обработку и процедуру движения (оборота) документов в электронном виде от момента их создания (получения), внесения изменений (поправок) и до окончательного принятия. Названная система обеспечивает поиск документов по различным реквизитам, получение и ввод текстов документов, обработку и распечатывание, доступ пользователей к документам и другие процедуры.
Система электронного документооборота позволяет пользователям искать, создавать, хранить, обрабатывать и распространять документы в электронном и бумажном виде, а также контролировать исполнение поручений со стороны руководителей.
Единая информационно-телекоммуникационная сеть Государственной Думы включает более 2000 компьютеров. Емкость внутренней локальной компьютерной сети — 2500 подключений. Компьютерная сеть Государственной Думы представляет собой общую ведомственную (корпоративную) сеть с Советом Федерации, администрацией Президента РФ, ПИК России, а также некоторыми федеральными органами исполнительной власти.
Одной из основных технологических информационных систем, обеспечивающих федеральный законодательный процесс, является Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности (далее — АСОЗД). С помощью АСОЗД осуществляется поиск и использование информации об этапах движения законопроекта — от стадии его внесения в Государственную Думу субъектом права законодательной инициативы, оценки экспертами и специалистами до момента его принятия и подписания Президентом РФ. В этой системе хранятся как сами законопроекты в их полнотекстовой версии, так и все основные критические замечания и основания отклонения, а также другие документы, относящиеся к прохождению в Федеральное Собрание.
Важным информационным условием обеспечения практики правотворческой деятельности Государственной Думы является использование справочной информационно-поисковой системы "ЗАКОН" (ИПС "ЗАКОН") как источника поиска нормативных правовых актов в Государственной Думе. ИПС "ЗАКОН" содержит правовые акты не только действующие законодательные акты РФ, но и правоприменительные акты, правовые акты распорядительного и локального действия, документы, утратившие силу, необходимые в законопроектной работе для изучения истории развития конкретной нормы. Особо следует отметить, что в ИПС "ЗАКОН" содержится значительный раздел по международным правовым актам: федеральные законы о ратификации международных договоров и соглашений РФ; международные договоры и соглашения РФ; резюме и доклады к международным договорам и соглашениям; неофициальные переводы международных конвенций Совета Европы, сделанные правовым управлением. Представленные тексты правовых актов не являются официальными и предназначены для информирования пользователей об их наличии.
В составе блока справочных информационно-правовых систем обеспечения правотворческой деятельности Государственной Думы важное место занимает сервис Банк данных "Нормативно-правовые акты Федерального Собрания Российской Федерации", который включает правовые и распорядительные акты палат Федерального Собрания, принятые после 1 января 2000 г., а также кодексы, федеральные законы и федеральные конституционные законы, принятые с 1994 г.