Понятие и классификация конфликтов
Конфликт (лат. «столкновение») – форма выражения противоречия.
Конфликт – несогласие сторон, борьба с целью нейтрализации противника, нанесения ему ущерба, достижения своих целей.
Конфликт – отсутствие согласия по какому-либо поводу.
Типы конфликтов в зависимости от их природы:
1. Деловые конфликты – естественны и неизбежны в организации, т.к. связаны с поиском путей решения проблем в организации (деловая основа): а) организационные, б) производственные конфликты;
2. Эмоциональные (личностные) конфликты – связаны с личными симпатиями и антипатиями, психологической несовместимостью и, как правило, сопровождают деловые конфликты.
Типы конфликтов в зависимости от результатов их разрешения:
1. Функциональный (конструктивный) конфликт – способствует развитию организации.
Положительные последствия его:
а) проблема решается путем, устраивающим обе стороны, поэтому решения реализуются легче, т.к. больше чувство причастности к принятию решения;
б) стороны будут расположены к сотрудничеству, а не противоборству в будущем;
в) уменьшается возможность группового мышления и синдрома покорности, следовательно, растет качество решений;
г) ощущение расширенных возможностей в отношениях с людьми, облегчения, расслабления (эмоционального);
д) растет производительность труда.
2. Дисфункциональный (деструктивный) конфликт – ведет к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.
Отрицательные последствия его:
а) меньшая степень сотрудничества в будущем;
б) рост эмоциональной напряженности, смещение акцента с решения проблемы на достижение ‘‘победы’’ в конфликте;
в) сужается круг общения, развивается процесс поляризации группы;
г) рост непродуктивной конкуренции с другими группами организации;
д) снижается производительность труда до 18%.
Типы конфликтов в зависимости от уровня его протекания:
Внутриличностный конфликт.
Возможные причины возникновения:
а) Наличие у человека неосознанной потребности, но невозможность правильно поставить цели, достижение которых удовлетворило бы эту потребность;
б) Потребность (мотив) осознан, но нет сил и средств для достижения цели;
в) Цель поставлена и реализована, но потребность не удовлетворена;
г) Цели и способы их достижения противоречат личным ценностям и моральным установкам личности;
д) Ролевой конфликт – предъявление к человеку противоречивых требований;
е) Реакция на рабочую недогрузку или перегрузку.
Межличностный конфликт.
Причины: борьба за ограниченные ресурсы, за полномочия (власть); различие во взглядах на проблему, явление; психологическая несовместимость.
3. Конфликт ‘‘Группа – Индивид’’
Причины: Несоблюдение (не принятие) групповых норм; позиция не согласия с группой по какому – либо вопросу: деятельность руководителя группы.
Межгрупповой конфликт
Причины: различия в целях, задачах, компетенции, полномочиях и т.д. различных производственных групп (например, штабные и линейные руководители, функциональные подразделения)
Конфликты также могут быть классифицированы:
По объему – глобальные и локальные
По продолжительности – кратко- и долговременные
Вертикальные (руководитель – подчиненный) и горизонтальные (один уровень управления)
Причины конфликтов
Причины конфликта:
I. Причины организационного характера, порождаемые трудовым процессом:
1. Несбалансированность рабочего места
2. Невыполнение должностных обязанностей в системе ‘‘Руководитель – Подчиненный’’;
3. Взаимозависимость задач;
4. Распределение ресурсов;
5. Неудовлетворительная коммуникация;
6. Несоответствие поступков человека принятым в его коллективе нормам и жизненным ценностям;
7. Инновационные процессы в организации;
II. Причины социально-психологического характера – обусловлены различием в возрасте, поле, образование членов коллектива; уровнем сплоченности коллектива; характером социально – психологического климата; наличием симпатий и антипатий (взаимных);
III. Причины, связанные с личностными характеристиками человека – темперамент, восприятие, воспитание, характер и т.д.
Структура конфликта представлена следующими элементами:
1. Участники (оппоненты) – субъекты конфликта.
Сила субъекта с которой он влияет на поведение другой стороны, определяется рангом:
- Оппонент 1ого ранга – это индивид, выступающий от своего имени и представляющий собственные интересы;
- Оппонент 2ого ранга – это группа лиц, имеющая общие цели;
- Оппонент 3ого ранга – это общественные институты и их представители, выступающие на основе закона и от лица государства и его учреждений.
2. Объект конфликта – то, что вызывает противоборство оппонентов.
3. Инцидент – действие со стороны оппонентов, направленные на овладение объектом конфликта.
Наличие оппонентов и объекта конфликта формирует конфликтную ситуацию, но не сам конфликт. Конфликт возникает при появлении инцидента.
Процесс развития конфликта
Процесс возникновения и протекания конфликта включает этапы:
1. Этап потенциального конфликта – возникновение конфликтной ситуации, которая еще не осознается участниками как конфликтная.
Появляется источник конфликта – какая – либо проблема; причина конфликта – практический мотив противостояния; объект конфликта.
2. Осознание ситуации как конфликтной хотя бы одним из оппонентов:
а) осознание ситуации как значимой, т.е. способной обеспечить достижение целей;
б) осознание того факта, что другая сторона препятствует достижению этой цели;
3. Осознание конфликтной ситуации всегда сопровождается эмоциональным напряжением.
3.1 Переход к конфликтному поведению (инцидент) после появления повода конфликта – факта отдельного поступка и спровоцированного ответного действия. Повод переводит конфликт из скрытой (неявной) формы в открытую (явную), острую.
3.2 Стремление предотвратить конфликт через взаимодействие сторон или действия руководителя.
4. (от 3.1.) Разрешение конфликта путем управления им:
а) полное – на уровне, реального поведения и на эмоциональном уровне.
б) частичное – на уровне поведения, но причины конфликта не устранены.
В процессе конфликта у человека может возникнуть состояния фрустрации – состояния неудовлетворенности, сопровождаемое отрицательными эмоциями. Оно зависит от обстоятельств и особенностей психики человека.
Типы поведения в конфликте
Типы поведения в конфликте:
1. Уклонение – уход от конфликта (молчание, физический уход, не возражать).
Приемлем, когда:
1) Исход не очень важен для Вас;
2) Выигрыш времени;
3) Решить проблему немедленно – только ухудшить положение;
4) У Вас мало власти для желаемого решения.
2. Сглаживание – замалчивание различий, проблем, спорных вопросов.
Приемлем, когда:
1) Исход не очень важен;
2) Сохранение интересов с другой стороной важнее собственных интересов;
3) У Вас мало власти и нет шансов победить;
Чревато ростом эмоционального напряжения и взрывом, т.к. проблема не решается.
3. Принуждение – участники – непримиримые антагонисты; ситуация либо победы, либо поражения.
Приемлем, когда:
1) Исход очень важен для Вас;
2) Решение не требует отлагательства;
3) У Вас достаточно власти для принятия решения.
4. Сотрудничество (консолидация) – переговоры, умение слушать и говорить.
Ситуация применения:
1) Решение проблемы очень важно для обеих сторон;
2) У Вас есть время для работы над проблемой;
3) Тесные длительные связи и отношения;
4) Равная власть.
5. Компромисс – дифференциация различий, поиск общего на основе переговоров и уступок друг другу.
Ситуация применения:
1) Решение нужно получить быстро;
2) Вас устраивает временное решение проблемы;
3) Другие подходы оказались не эффективными;
4) ваши интересы имеют не слишком большое значение, следовательно, возможна корректировка;
5) У Вас одинаковая власть.
При выборе стиля поведения в конфликте необходимо учитывать факторы:
1. Власть другого человека по отношению к Вам;
2. Перспективы этого человека для Вас.
Управление конфликтом
Управление конфликтом включает следующие процедуры (лицо не вовлечено в конфликт):
1. Профилактические меры:
а) разъяснение требований к работе – результат: кто, как, когда осуществляет обмен информацией; система полномочий и ответственности; инструкции и правила выполнения работ.
б) координация и интеграция – создание иерархии (цепи команд) по принципу единоначалия (разрешение конфликта начальником): создание интеграционных структур – совещаний, советов межотдельских, комиссий и т.д.;
в) общеорганизационные комплексные цели – все рассматривается во взаимосвязи и работают на реализацию целей организации;
г) Структура системы вознаграждения – поощрений деятельность, направленную на совместную работу по достижению целей организации.
2. Меры в процессе развития конфликта:
а) анализ конфликта:
- определение типа и зоны конфликта;
- определение проблемы конфликта;
- поиск повода конфликта от его причины;
- определение мотивов сторон;
- поиск возможных путей разрешения конфликта.
б) применение соответствующих приемов по разрешению конфликта:
- переговоры, цель которых достичь соглашения, приемлемого для обеих сторон;
- посредничество – ‘‘третейский суд’’;
- челночная процедура – посредник в переговорах.
Важно апеллировать к лучшим качествам людей; не напоминать о конфликте, а сосредоточиться на решении проблем; не увлекаться разбором сплетен; формировать перспективные линии поведения в будущем; ликвидировать враждебность и др.; честность – лучшая политика.
Последствие конфликта может быть стресс и страх.
Существуют вполне определенные типы конфликтных людей. Наличие этих типов – признак неблагополучия в коллективе.
Типы конфликтных людей, провоцирующие конфликты в коллективе:
1. Агрессивный тип –
Не одобряет деятельность других; нападает на проблему, решаемую группой; критичен, сомневается и враждебен к работе, выполняемой другими;
2. Блокировщик –
постоянно сопротивляется решениям, принятым группой; возвращается к уже решенным проблемам, или отказывается от решения;
3. Искатель признания –
Всячески стараться показать себя, ведет себя в демонстративной манере, привлекает к себе внимание " способами;
4. Доминатор –
Активно стремится к получению и сохранению превосходства, предъявляет свои права, дает директивы, подтверждает свой статус;
5. Представитель –
Выступает представителем (защитником) специфических интересов (женщин, молодежь, рабочий класс и т.д.), скрывая свои подлинные мотивы за мнениями групп;
6. Беспомощный тип –
Стремится вызвать к себе симпатии, сочувствия со стороны отдельных членов или группы в целом, не имея на то объективных причин. Как правило, показывает свою неуверенность, смущение, самокритичность.