Нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса

Рассмотрим игру нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru с матрицей

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Буквой i будем обозначать номер нашей стратегии, буквой нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru — номер стратегии противника.

Отбросим вопрос о смешанных стратегиях и будем рассматривать пока только чистые. Поставим задачу: определить наилучшую среди наших стратегий нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru Проанализируем последовательно каждую из них, начиная с нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru и кончая нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru Выбирая нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru мы должны рассчитывать, что противник ответит на нее той из стратегий нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru для которой наш выигрыш минимален. Найдем минимальное из чисел нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru строке и обозначим его нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

(знак нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru обозначает минимальное значение данного параметра при всех возможных нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Выпишем числа нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru (минимумы строк) рядом с матрицей справа в виде добавочного столбца:

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Выбирая какую-то стратегию нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru , мы должны рассчитывать на то, что в результате разумных действий противника мы выиграем только нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru Естественно, действуя наиболее осторожно (т. е. избегая всякого риска), мы должны предпочесть другим ту стратегию, для которой число нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru максимально. Обозначим это максимальное значение нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

или. принимая во внимание формулу (4.1),

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Величина а называется нижней ценой игры, иначе — максиминным выигрышем или максимином. Та стратегия игрока А, которая соответствует максимину а, называется максиминной стратегией.

Очевидно, если мы будем придерживаться максиминной стратегии, то нам при любом поведении противника гарантирован выигрыш, во всяком случае, не меньший а. Поэтому величина а и называется «нижней ценой игры». Это — тот гарантированный минимум, который мы можем себе обспечить, придерживаясь своей наиболее осторожной («перестраховочной») стратегии.

Очевидно, аналогичное рассуждение можно провести и за противника В. Он (аинтересован в том, чтобы обратить наш выигрыш в минимум; значит, он должен просмотреть все свои стратегии, выделяя для каждой из них максимальное значение выигрыша. Выпишем внизу матрицы (4,2) максимальные значения нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru по столбцам:

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

и найдем их них минимальное:

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

или

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru (4.4)

Величина нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru называется верхней ценой игры, иначе минимаксным выигрышем или минимаксом. Соответствующая выигрышу нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru стратегия противника называется его минимаксной стратегией. Придерживаясь своей наиболее осторожной минимаксной стратегии, противник гарантирован, что в любом случае он проиграет не больше р.

Принцип осторожности, диктующий игрокам выбор соответствующих стратегий (максиминной и минимаксной), является в теории игр основным и называется принципом минимакса. Он вытекает из предположения о разумности каждого игрока, стремящегося достигнуть цели, противоположной цели противника. Наиболее «осторожные» максиминную и минимаксную стратегии часто обозначают общим термином «минимаксные стратегии».

Определим нижнюю и верхнюю цены игры, а также минимаксные стратегии, для трех примеров, рассмотренных в предыдущем параграфе.

Пример 1. (Игра «поиск»). Определяя минимумы строк нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru и максимумы столбцов нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru получим

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Так как величины нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru , постоянны и равны соответственно —1 и нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru нижняя и верхняя цены игры также равны —1 и нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Любая стратегия игрока А является его максиминной, а игрока В — его минимаксной стратегией. Вывод тривиален: придерживаясь любой из своих стратегий, игрок А может гарантировать, что он проиграет не более 1 руб.; то же может гарантировать и игрок В при любой своей стратегии.

Пример 2. (Игра три пальца»). Выписывая минимумы строк и максимумы столбцов, найдем нижнюю цену игры нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru и верхнюю нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru (выделены в таблице жирным шрифтом). Наша максиминная стратегия нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru (применяя ее систематически, мы гарантируем, что выиграем не меньше —3, т. е. проиграем не больше 3).

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Минимаксная стратегия противника — любая из стратегий нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru применяя их систематически, он может гарантировать, что не отдаст более 4. Если мы отступим от своей максиминной стратегии (например, выберем А 2), то противник может нас «наказать» за это, применив нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru и сведя наш выигрыш нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru равным образом и отступление противника от его минимаксной стратегии может быть «наказано» увеличением его проигрыша до 6.

Обратим внимание на то, что минимаксные стратегии в данном случае не устойчивы. Действительно, пусть, например, противник выбрал одну из своих минимаксных стратегий нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru и придерживается ее. Узнав об этом, мы перейдем к стратегии нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru и будем выигрывать 4. На это противник ответит стратегией нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru и будет выигрывать 5; на это мы, в свою очередь, ответим стратегией нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru и будем выигрывать 4, и т. д. Таким образом, положение, при котором оба игрока пользуются своими минимаксными стратегиями, является неустойчивым и может быть нарушено поступившими сведениями о стратегии, которую применяет противная сторона. Однако такая неустойчивость наблюдается не всегда; в этом мы убедимся на следующем примере.

Пример 3. (Игра «вооружение и самолет»). Определяем минимумы строк и максимумы столбцов:

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

В данном случае нижняя цена игры равна верхней:

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Минимаксные стратегии нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru являются устойчивыми: если один из игроков придерживается своей минимаксной (максиминной) стратегии, то другой игрок никак не может улучшить свое положение, отступая от своей.

Таким образом, мы видим, что существуют игры, для которых нижняя цена равна верхней:

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Эти игры занимают особое место в теории игр и называются играми с седловой точкой. В матрице такой игры существует элемент, являющийся одновременно минимальным в своей строке и максимальным в своем столбце; такой элемент называется седловой точкой» (по аналогии с седловой точкой на поверхности, где достигается минимум по одной координате и максимум по другой).

Общее значение нижней и верхней цены игры

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

называется чистой ценой игры.

Седловой точке соответствует пара минимаксных стратегий, эти стратегии называются оптимальными, а их совокупность — решением игры. Решение игры обладает следующим свойством: если один из игроков придерживается своей оптимальной стратегии, то для другого не может быть выгодным отклоняться от своей оптимальной (такое отклонение либо оставит положение неизменным, либо ухудшит его).

Действительно, пусть в игре с седловой точкой игрок А придерживается своей оптимальной стратегии, а игрок В — своей. До тех пор, пока это так — выигрыш остается постоянным и равным цене игры v. Теперь допустим, что В допустил отклонение от своей оптимальной стратегии. Так как элемент v является минимальным в своей строке, такое отклонение не может быть выгодным для В; равным образом и для А, если В придерживается своей оптимальной стратегии, не может быть выгодно отклонение от своей.

Мы видим, что для игры с седловой точкой минимаксные стратегии обладают устойчивостью. Пара оптимальных стратегий в игре с седловой точкой является как бы положением равновесия: отклонение от оптимальной стратегии вызывает такое изменение выигрыша, которое невыгодно для отклоняющегося игрока и вынуждает его вернуться к своей оптимальной стратегии.

Чистая цена игры v в игре с седловой точкой является тем значением выигрыша, которое в игре против разумного противника игрок А не может увеличить, а игрок В — уменьшить.

Заметим, что в платежной матрице может быть не одна седловая точка, а несколько.

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Например, в матрице имеется шесть седловых точек, с общим значением выигрыша нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru и соответствующими парами оптимальных стратегий: нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru Нетрудно доказать (мы этого делать не будем), что если в матрице игры несколько седловых точек, то все они дают одно и то же значение выигрыша.

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Рис. 9.1

Пример. Сторона А — средства ПВО — обороняет от воздушного налета участок территории, располагая двумя орудиями № 1 и № 2, зоны действия которых нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru не перекрываются (рис. 9.1). Каждое орудие может обстрелять только самолет, проходящий через его зону действия, но для этого оно должно заранее (до входа цели в зону) следить за ней и вырабатывать прицельные данные Если цель обстреляна, она поражается с вероятностью нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru Сторона В располагает двумя самолетами, каждый из которых может быть направлен в любую зону В момент, когда сторона А осуществляет целераспределение (назначает, какому орудию по какой цели стрелять), движение самолета-цели № 1 направлено в зону действия нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru орудия № 1, а цели № 2 — в зону действия нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru орудия № 2. Однако после принятия решения по целераспределению каждая цель может сманеврировать, применив «обманный маневр» (см. пунктирные стрелки на рис 9.1).

Задача стороны А — обратить в максимум, а стороны В — обратить в минимум число пораженных целей Найти решение игры (оптимальные стратегии сторон)

Решение. У стороны А (средства ПВО) четыре возможные стратегии нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru — каждое орудие следит за направляющейся в его зону целью,

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru — орудия следят за целями «крест-накрест» (каждое — за целью направляющейся к соседу),

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru — оба орудия следят за целью № 1,

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru — оба орудия следят за целью № 2 У стороны В (самолеты-цели) тоже четыре стратегии:

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru - обе целн не меняют направления,

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru — обе цели применяют обманный маневр.

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru — первая цель применяет обманный маневр, а вторая нет,

— вторая цель применяет обманный маневр, а первая нет.

Получается игра 4X4, матрица которой дана в таблице:

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Находя минимумы строк и максимумы столбцов, убеждаемся, что нижняя цена игры равна верхней цене игры: нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru значит, игра имеет седловую точку и решение в чистых стратегиях, приводящее к чистой цене игры нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru . В данном случае седловых точек не одна, а целых четыре Каждой из них со ответствует пара оптимальных стратегий, дающая решение игры Цена игры нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru означает, что при оптимальном поведении сторон самолеты будут неизбежно терять один самолет, и никакие ухищрения не помогут им терять меньше, а средствам ПВО — сбить больше одного самолета Достигается это состояние равновесия, когда обе стороны пользуются своими оптимальными стратегиями: орудия следят оба за одним и тем же самолетом (любым), а самолеты направляются после целераспределения в одну и ту же зону (любую)

Класс игр, имеющих седловую точку, весьма интересен как с теоретической, так и с практической точки зрения. К нему принадлежат, в частности, все так называемые «игры с полной информацией».

Игрой с полной информацией называется такая игра, в которой каждый игрок при каждом личном ходе знает результаты всех предыдущих ходов — как личных, так и случайных. Примерами игр с полной информацией могут служить: шашки, шахматы, известная игра в «крестики и нолики» и др.

В теории игр доказывается, что каждая игра с полной информацией имеет седловую точку и следовательно, решение в чистых стратегиях. Другими словами, в каждой игре с полной информацией существует пара оптимальных стратегий той и другой стороны, дающая устойчивый выигрыш, равный чистой цене игры. Если игра с полной информацией состоит только из личных ходов, то при применении каждой стороной своей оптимальной стратегии игра должна кончаться всегда вполне определенным исходом, равным цене игры нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

В качестве примера приведем следующую игру с полной информацией. Два игрока поочередно кладут одинаковые монеты на круглый стол, выбирая произвольно положение монеты (взаимное перекрытие монет не допускается). Выигрывает тот, кто положит последнюю монету (когда места для других уже не останется). Нетрудно убедиться, что исход этой игры предрешен, и существует определенная стратегия, обеспечивающая достоверный выигрыш тому из игроков, кто кладет монету первым. А именно, он должен первый раз положить монету в центр стола, а далее на каждый ход противника отвечать симметричным ходом. Очевидно, как бы ни вел себя противник, ему не избежать проигрыша. Поэтому игра имеет смысл только для лиц, не знающих ее решения. Точно так же дело обстоит с шахматами и другими играми с полной информацией; любая из этих игр обладает седловой точкой и, значит, решением, указывающим каждому игроку его оптимальную стратегию, так что игра имеет смысл только до тех пор, пока неизвестно решение. Решение шахматной игры не найдено (и в обозримом будущем вряд ли будет найдено) только потому, что число стратегий (комбинаций ходов) в шахматах слишком велико, чтобы можно было построить платежную матрицу и найти в ней седловую точку.

Рассмотрим пример. Пусть дана матрица игры (4):

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru Требуется найти нижнюю цену игры α, верхнюю цену игры β и минимаксные стра­тегии и проверить, являются ли они устой­чивыми.

Решение. Из анализа дополнительных столбца и строки получаем: α= 5, β=5. Максимин равен минимаксу! Случай особый. Что же из этого следует?

Возьмем пару минимаксных стратегий: К2 и С3. Если оба держатся этих стратегий, то выигрыш будет равен 5. Теперь, допустим, мы узнали о поведении противника. Что будем делать? А ничего! Мы по-прежнему будем дер­жаться стратегии К2, потому что любое отступ­ление от нее нам невыгодно. Знаем мы или не знаем о поведении противника — все равно будем держаться стратегии К2! То же относится и к «синим» — им нет смысла менять свою стратегию С3.

В данном примере пара стратегий К2 и С3 устойчива, т. е. представляет собой положение равновесия и дает решение игры.

Почему так получилось? Потому что в матрице имеется особый элемент 5; он является минимальным в своей строке и одновременно максимальным в своем столбце. Такой элемент называется седловой точкой. Если матри­ца имеет седловую точку (т. е. нижняя цена игры равна верхней), то игра имеет решение в чистых стратегиях: это — пара стратегий, пересекающихся в седловой точке. Сама же седловая точка дает цену игры — в нашем примере она равна 5.

Класс игр, имеющих седловую точку, имеет большое значение в теории игр. В частности, доказано, что если по правилам игры каждый из игроков знает результат всех предыдущих ходов, как своих, так и противника (так на­зываемая игра с полной информацией), то игра имеет седловую точку и, значит, имеет решение в чистых стратегиях.

Примерами игр с полной информацией мо­гут служить: шахматы, шашки, «крестики и нолики» и т. п.

Приведем пример игры с полной информацией, решение которой легко найти.

Два игрока — К и С — поочередно кладут одинаковые монеты на круглый стол. Положение каждой монеты выбирается произвольно, лишь бы она не перекрывалась другими. Выигры­вает тот из игроков, который положит монету последним (когда места для других уже не остается).

Стоит немножко подумать, чтобы убедиться, что исход этой игры всегда предрешен и что существует вполне определенная стратегия, га­рантирующая выигрыш тому из игроков, кото­рый кладет монету первым (пусть это будет К). А именно К должен положить первую монету в центр стола, а далее на каждый ход С отвечать в точности симметричным относи­тельно центра стола ходом! Бедный С может при этом вести себя как угодно, спасения ему все равно нет...

Очевидно, такая игра имеет смысл только для тех, кто не знает решения. Любопытно, что совершенно так же обстоит дело и с такой популярной игрой, как шахматы! Эта игра име­ет смысл только до тех пор, пока не найдено ее решение.

Теоретически доказано, что решение су­ществует и исход шахматной игры в сущно­сти предрешен: если каждая сторона будет поль­зоваться своей оптимальной стратегией, то игра либо всегда будет кончаться выигрышем белых, либо всегда выигрышем черных, либо всегда ничьей! Но чем же именно? Мы пока этого не знаем, так как число возможных стра­тегий слишком велико, чтобы можно было построить матрицу шахматной игры и найти в ней седловую точку...

Наверное, любители шахмат заинтересованы в том, чтобы шахматная игра была решена еще не скоро.

Заметим в заключение, что седловых точек в матрице может быть не одна, а несколько; тог­да решений игры в чистых стратегиях суще­ствует столько, сколько имеется седловых точек. Каждое из них дает выигрыш, равный цене игры.

Игра оборона города.

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

нижняя и верхняя цена игры. принцип минимакса - student2.ru

Наши рекомендации