Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3

Модели теории игр

Понятие об игровых моделях

Теория игр занимается разработкой различного рода рекомендаций по принятию решений в условиях конфликтной ситуации. Формируя конфликтные ситуации математически, их можно представить как игру двух, трёх и более игроков, каждый из которых преследует цель максимизации своего выигрыша за счет другого игрока. Математическая модель конфликтной ситуации называется игрой, стороны, участвующие в конфликте, – игроками, а исход конфликта – выигрышем. Для каждой формализованной игры вводятся правила, т.е. система условий, определяющая:

1. варианты действий игроков;

2. объем информации каждого игрока о поведении партнеров;

3. выигрыш, к которому приводит каждая совокупность действий.

Как правило, выигрыш может быть задан количественно (например, проигрыш – 0, выигрыш – 1, ничья – ½). Игра называется парной, если в ней участвуют два игрока, и множественной, если число игроков больше двух. Игра называется игрой с нулевой суммой, если выигрыш одного из игроков равен проигрышу другого. Выбор и осуществление одного из предусмотренных правилами действий называется ходом игрока. Ходы могут быть личными и случайными. Личный ход – сознательный выбор игроком одного из возможных действий (ход в шахматной игре), случайный ход – случайно выбранное действие (выбор карты из перетасованной колоды).

Стратегией игрока называется совокупность правил, определяющих выбор его действия при при каждом личном ходе в зависимости от сложившейся ситуации. Игра называется конечной, если у игрока имеется конечное число стратегий, и бесконечной – в противном случае.

Для того, чтобы решить игру, или найти решение игры, следует для каждого игрока выбрать стратегию, которая удовлетворяет условию оптимальности, т.е. один из игроков должен получить максимальный выигрыш, когда второй придерживается своей стратегии. В то же время второй игрок должен иметь минимальный проигрыш, если первый придерживается своей стратегии. Такие стратегии называются оптимальными. Целью теории игр является определение оптимальной стратегии для каждого игрока. При выборе оптимальной стратегии естественно предполагать, что оба игрока ведут себя разумно с точки зрения своих интересов.

Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры

Рассмотрим парную конечную игру. Пусть игрок А располагает m личными стратегиями, которые обозначим А1, А2,…,Аm. Пусть у игрока B имеется n личных стратегий, обозначим их B1, B2,…,Bn. Говорят, что игра имеет размерность m ´ n. В результате выбора игроками любой пары стратегий Аi и Bj однозначно определяется исход игры, т.е. выигрыш aij игрока А (положительный или отрицательный) и проигрыш (-aij) игрока В. Матрица Р=(aij), элементами которой являются выигрыши, соответствующие стратегиям Аi и Bj, называется платежной матрицей или матрицей игры.

Bj Ai B1 B2 Bn
A1 a11 a12 a1n
A2 a21 a22 a2n
Am am1 am2 amn

Пример – игра «Поиск»

Игрок А может спрятаться в убежище 1 – обозначим эту стратегию за А1 или в убежище 2 – стратегия А2. Игрок В может искать первого игрока в убежище 1 –стратегия В1, либо в убежище 2 – стратегия В2. Если игрок А находится в убежище 1 и его там обнаруживает игрок В, т.е. осуществляется пара стратегий (А11), то игрок А платит штраф, т.е. a11=–1. Аналогично получаем a22=–1. Очевидно, что стратегии (А12) и (А21) дают игроку А выигрыш 1, поэтому a12=a21=1. Таким образом, получаем платежную матрицу Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru

Рассмотрим игру m ´ n с матрицей Р=(aij) и определим наилучшую среди стратегий игрока А. Выбирая стратегию Аi, игрок А должен рассчитывать, что игрок В ответит на нее той из стратегий Вj, для которой выигрыш для игрока А минимален (игрок В стремится «навредить» игроку А).

Обозначим через ai наименьший выигрыш игрока А при выборе им стратегии Аi для всех возможных стратегий игрока В (наименьшее число в i-й строке платежной матрицы), т.е. Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru .

Среди всех чисел ai выберем наибольшее: Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru . Назовем a нижней ценой игры, или максимальным выигрышем (максимином). Это гарантированный выигрыш игрока А при любой стратегии игрока В. Следовательно, Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru .

Стратегия, соответствующая максимину, называется максиминной стратегией. Игрок В заинтересован в том, чтобы уменьшить выигрыш игрока А; выбирая стратегию Bj, он учитывает максимально возможный при этом выигрыш для A. Обозначим Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru .

Среди всех чисел Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru выберем наименьшее Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru иназовем b верхней ценой игры, или минимаксным выигрышем (минимаксом). Это гарантированный проигрыш игрока В при любой стратегии игрока А. Следовательно, Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru .

Стратегия, соответствующая минимаксу, называется минимаксной стратегией. Принцип, диктующий игрокам выбор наиболее осторожных минимаксной и максиминной стратегий, называется принципом минимакса.

Статистические игры

Во многих задачах, приводящихся к игровым, неопределенность вызвана отсутствием информации об условиях, в которых осуществляется действие. Эти условия зависят не от сознательных действий другого игрока, а от объективной действительности, которую принято называть «природой». Такие игры называют играми с природой (статистическими играми).

Задача

После нескольких лет эксплуатации промышленное оборудование оказывается в одном из следующих состояний: В1 – оборудование может использоваться в очередном году после профилактического ремонта; В2 – для безаварийной работы оборудования в дальнейшем следует заменить отдельные его детали и узлы; В3 – оборудование требует капитального ремонта или замены.

В зависимости от сложившейся ситуации В123 руководство предприятия может принять такие решения: А1– отремонтировать оборудование силами заводских специалистов, что требует соответствующих затрат а1=6, а2=10, а3=15 ден.ед; А2 – вызвать специальную бригаду ремонтников, расходы в этом случае составят b1=15, b2=9, b3=18 ден.ед; А3 – заменить оборудование новым, реализовав устаревшее оборудование по его остаточной стоимости. Совокупные затраты в результаты этого мероприятия будут равны соответственно с1=13, с2=24, с3=12 ден.ед.

Задание

1. Придав описанной ситуации игровую схему, выявить ее участников, указать возможные чистые стратегии сторон.

2. Составить платежную матрицу, пояснив смысл элементов aij матрицы (почему они отрицательные?).

3. Выяснить, какое решение о работе оборудования в предстоящем году целесообразно рекомендовать руководству предприятия, чтобы минимизировать потери при следующих предположениях: а) накопленный на предприятии опыт эксплуатации аналогичного оборудования показывает, что вероятности указанных состояний оборудования равны соответственно q1=0,15; q2=0,55; q3=0,3 (примените критерий Байеса); б) имеющийся опыт свидетельствует о том, что все три возможных состояния оборудования равновероятны (примените критерий Лапласа); в) о вероятности оборудования ничего определенного сказать нельзя (примените критерии Вальда, Сэвиджа, Гурвица). Значение параметра Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru g=0,8 в критерии Гурвица задано.

Решение

1) Описанная ситуация представляет собой статистическую игру.

В качестве статистика выступает руководство предприятия, которое может принять одно из следующих решений: отремонтировать оборудование своими силами (стратегия А1), вызвать ремонтников (стратегия А2); заменить оборудование новым (стратегия А3).

Второй играющей стороной – природой будем считать совокупность факторов, влияющих на состояние оборудования: оборудование может использоваться после профилактического ремонта (состояние В1); нужно заменить отдельные узлы и детали оборудования (состояние В2): потребуется капитальный ремонт или замена оборудования (состояние В3).

2) Составим платежную матрицу игры:

Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru

Элемент платежной матрицы аij показывает затраты руководства предприятия, если при выбранной стратегии Аi оборудование окажется в состоянии Вj. Элементы платежной матрицы отрицательны, так как при любой выбранной стратегии руководству предприятия придется нести расходы.

3) Выясним, какое решение целесообразно рекомендовать руководству предприятия, чтобы минимизировать потери при следующих предположениях:

а) накопленный на предприятии опыт эксплуатации аналогично оборудования показывает, что вероятности состояний оборудования равны q1=0,15; q2=0,55; q3=0,3.

Платежную матрицу представим в виде:

Стратегии статистика, Ai Состояния природы Bj Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru
B1 B2 B3
A1 -6 -10 -15 -10,9
A2 -15 -9 -18 -12,6
A3 -13 -24 -12 -18,75
qj 0,15 0,55 0,3  

где Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru , (i=1,3)

По критерию Байеса за оптимальную принимается та чистая стратегия Аi, при которой максимизируется средний выигрыш Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru статистика, т.е. обеспечивается Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru =max Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru .

Оптимальной стратегией по Байесу является стратегия А1.

б) имеющийся опыт свидетельствует о том, что все три возможных состояния оборудования равновероятны, т.е. = 1/3.

Средние выигрыши равны:

Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru = 1/3*(-6-10-15) = -31/3 » -10,33;

Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru = 1/3*(-15-9-18) = -42/3 = -14;

Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru = 1/3*(-13-24-12) = -49/3 » -16,33.

Оптимальной стратегией по Лапласу является стратегия А1.

в) о вероятностях оборудования нельзя сказать ничего определенного.

По критерию Вальда за оптимальную принимается чистая стратегия, которая в наихудших условиях гарантирует максимальный выигрыш, т.е.

Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru .

Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru = max (-15, -18, -24) = -15.

Таким образом, оптимальной является стратегия А1.

Построим матрицу рисков Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru , где Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru .

Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru

По критерию Сэвиджа оптимальной является стратегия А1, для которой в наихудших условиях величина r риска принимает наименьшее значение

Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru = min(3, 9, 15) = 3.

По критерию Гурвица, за оптимальную принимается та стратегия, для которой выполняется соотношение Платежная матрица. Нижняя и верхняя цена игры - student2.ru .

По условию задачи g = 0,8.

max (0,8*(-15;-18;-24) + 0,2*(-6;-9;-12)) = max (-13,2; -16,2; -21,6) = -13,2.

Таким образом, оптимальной является стратегия А1.

В результате решения статистической игры по различным критериям рекомендовалась стратегия А1. Следовательно, руководство предприятия должно отремонтировать оборудование силами заводских специалистов.

Задания для самостоятельной работы

Параметры задачи Варианты заданий
a1 a2 a3
b1 b2 b3
c1 c2 c3
q1 q2 q3 0,3 0,5 0,2 0,4 0,45 0,15 0,15 0,6 0,25 0,15 0,55 0,3 0,2 0,65 0,15 0,35 0,45 0,2 0,35 0,5 0,15 0,15 0,65 0,2 0,35 0,55 0,1 0,3 0,45 0,25 0,3 0,5 0,2 0,4 0,45 0,15 0,15 0,6 0,25 0,15 0,55 0,3 0,2 0,65 0,15 0,35 0,45 0,2 0,35 0,5 0,15 0,15 0,65 0,2 0,35 0,55 0,1 0,3 0,45 0,25
g 0,7 0,9 0,5 0,8 0,6 0,8 0,7 0,9 0,6 0,7 0,6 0,8 0,7 0,9 0,8 0,6 0,9 0,7 0,8 0,6

Наши рекомендации