Полимодальном предъявлениях информации

Символы Канал
Зрение Слух Дублирование
Буквы Цифры 6,92 6,30 6,55 7,10 7,92 7,72

Однако положительный эффект дублирования проявляется далеко не во всех случаях. Так, при реше­нии оператором сложных задач, особенно если он не имеет достаточной тренировки, дублирование сигналов может вызвать дополнительные трудности в работе. Аналогично если необходимая для решения задачи информация обеспечивается полностью работой одно­го из анализаторов, то подключение другого или ниче­го не дает для улучшения результатов работы, или даже ухудшает их [93].

Другим способом использования полимодальных сигналов является распределение поступающей к оператору информации между различными анализато­рами. Поскольку большую часть информации опера­тор получает с помощью зрения, то распределение информации является одним из способов предотвра­щения перегрузки зрительного анализатора. Однако при этом нужно учитывать возможности каждого из анализаторов.

Слух имеет преимущества в приеме непрерывных сигналов, зрение — в Приеме дискретных. Время ре­акции на слух короче, чем на свет, однако самая корот­кая реакция — на тактильный (кожный) раздражитель. Это свойство осязания можно использовать для подачи сигналов, требующих экстренных действий (например, сигналов опасности). Слуховой и зрительный анализаторы принимают информацию находясь на расстоянии от источника, а тактильный — при непосредственном воздействии (прикосновении). Более подробные сведе­ния по возможности использования различных анали­заторов при решении тех или иных задач оператором приведены в работе [15]. Распределение информации является основой для построения полисенсорных (полимодальных) информационных моделей [183].

Исследованиями установлено, что распределение информации является хорошим средством повышения эффективности ее приема. Это обусловлено двумя причинами: во-первых, за счет повышения общего функционального состояния анализаторов и активиза­ции нервной системы, так как полимодальная система приема информации позволяет подавать (в сумме) сигналы большей интенсивности, чем мономодальная; во-вторых, вследствие повышения информационной пропускной способности оператора, поскольку человек во многих случаях способен одновременно (параллель­но) перерабатывать информацию, поступающую к разным анализаторам. И хотя при этом пропускная способность каждого из анализаторов несколько снижается по сравнению с приемом мономодальных сиг­налов, общая пропускная способность всей анализатор­ной системы увеличивается. Так, при распределении информации одновременно между тремя анализатора­ми (зрение, слух, осязание) возможно почти двукрат­ное увеличение пропускной способности по сравнению с мономодальным предъявлением.

И наконец, еще одним из способов использования полимодальных сигналов является их переключение с одной модальности на другую. В отличие от предыду­щего в данном случае различные анализаторные сис­темы работают не параллельно, а последовательно. Данный способ может применяться для борьбы с раз­вивающимся утомлением (зрительным или слуховым), возникающим в результате длительной или напряжен­ной работы. При таком переключении показатели функций, активных в данной деятельности, понижают­ся, а неактивных, наоборот, повышаются. Переключе­ние модальности сигналов следует производить при первых признаках утомления работающего анализато­ра. В проведенных 3 — 6 — 7-часовых опытах, в которых информация подавалась оператору поочередно по зрительному, слуховому и тактильному каналам, получено увеличение продуктивности работы оператора на 30 — 40% по сравнению с предъявлением той же инфор­мации только по зрительному каналу [140].

Таким образом, изучение относительной роли и последовательности включения анализаторов в дея­тельность по приему сигналов является предпосылкой эффективной разработки средств отображения. Одно­временно с этим учет особенностей взаимодействия анализаторов необходим для определения методов обу­чения операторов и конструирования учебной техники.

Полимодальном предъявлениях информации - student2.ru

Наши рекомендации