Теоретические основы психологических измерений
Проведение инженерно-психологических исследований связано, как правило, с выполнением тех или иных измерений. Наука о психологических измерениях называется психометрией (психометрикой). Первоначально под ней понималось измерение временных характеристик психических процессов. В настоящее время в психометрию включают весь круг вопросов, связанных с любым измерением в психологии. Важнейшим признаком психологических измерительных процедур является их стандартизированность, предполагающая проведение исследований при возможно более постоянных внешних условиях.
Измерения, проводимые в инженерной психологии, условно можно разбить на два основных вида: физические и психологические. Несмотря на то, что проблема измерения является более или менее общей для всех наук, в психологии она проявляется более наглядно. Если в физике взаимодействие исследователя и предмета измерения опосредовано измерительным прибором, то в психологии таким «прибором» является вся организация психологического исследования. Важнейшей частью такого «измерительного прибора» является человек (испытуемый). Его психикой отражаются внешние стимулы, и задача психологического измерения состоит в том, чтобы получить количественные соотношения между этими психическими образами. Предметом психологического измерения можно считать часть «образа мира» (результата индивидуального психического отражения действительности), актуализированную набором стимулов (или ситуаций исследования), согласно предложенному критерию оценки (инструкцией испытуемому) [145].
На основании полученных данных строятся различные шкалы индивидуальных свойств и делаются выводы о надежности и валидности конкретной методики (подробно об этом сказано в главе VI). В последние годы наметилась тенденция создания психометрических процедур и моделей, позволяющих учитывать как переменные ситуации, так и индивидуальные особенности испытуемых [145]. Для этого используются две принципиально различных разновидностей шкал: шкала оценок и шкала установок.
Шкалой в общем случае называется последовательность чисел, служащих для количественной оценки каких-либо величин; она является инструментом для измерения количественных свойств объекта. В психологии различные шкалы используются для изучения различных характеристик психологических явлений (процессов, свойств, состояний). Построив шкалу, необходимо установить ее тип. Он определяется допустимым преобразованием элементов шкалы, которые не изменяют ее структуру. Выделяют четыре типа числовых шкал: номинальная (шкала наименований), ординальная, или порядковая (шкала порядка), интервальная (шкала интервалов), пропорциональная (шкала отношений). Их разделение осуществляется на основе тех математических преобразований, которые допускаются каждой шкалой.
Различие уровней измерения какого-либо качества можно проиллюстрировать таким примером. Допустим нам нужно каким-либо образом оценить степень удовлетворенности людей своей работой. Если разделить людей только на удовлетворенных или неудовлетворенных своей работой, то тем самым получим номинальную шкалу: Если можно также установить степень удовлетворенности, то строится ординальная шкала. Если фиксируется на сколько и во сколько раз удовлетворенность одних больше удовлетворенности других, то можно получить интервальную и пропорциональную шкалу. Эти два вида шкал называются метрическими, так как в них вводится единица измерения расстояний между объектами.
Тип шкалы определяет вид операций, которые можно применить к шкальным значениям. Применительно к номинальным шкалам недопустимы даже арифметические операции, хотя объекты в них могут выражаться числами (например, номер игрока в футбольной команде). В порядковых шкалах можно использовать непараметрические методы статистики, например, коэффициент порядковой ранговой корреляции Спирмена. В метрических шкалах допустимы статистические методы, в основе которых лежат вычисления средних значений. Помимо этого в интервальной шкале могут осуществляться арифметические операции сложения и вычитания, а в пропорциональной шкале — все арифметические операции. Покажем это на примере измерения температуры. В шкале Кельвина, являющейся пропорциональной шкалой (в ней фиксирована нулевая точка) допустимы преобразования типа у=ах, т. е. в ней можно сказать во сколько раз температура одного объекта больше или меньше температуры другого объекта. В отличие от этого в шкале Цельсия, являющейся интервальной шкалой (в ней нулевая точка не фиксирована), допустим преобразования вида у=ах+Ь, т. е. здесь можно только сказать на сколько температура одного объекта больше или меньше температуры другого объекта.
Рассмотрим теперь эти формальные положения теории измерений применительно к психологии. В теории измерений вводится понятие эмпирической системы с отношениями S, числовой системы с отношениями R и оператора д, который гомоморфно (от греч. gomos — общий и morfo — форма) отражает первую систему во вторую. Измерением называется тройка элементов (S, д, R), причем все они одинаково важны, пренебрежение любым из них делает измерение невозможным.
Эмпирическая система с отношениями S в этом случае есть множество психических образов с отношениями между ними как результат отражения множества стимулов с соответствующими отношениями. Формальное множество R (не обязательно числовое) — это результат психологического измерения, который получается применением выбранной психолого-математической процедуры к множеству «сырых оценок», полученных после эмпирического этапа психологического исследования.
Гомоморфизм g представляет оператор, устанавливающий однозначное соответствие между этими двумя множествами (и между элементами множеств, и 37В между отношениями на этих множествах). При правильной организации процедуры исследования удается гомоморфно отразить психические образы в формальное множество, и по структуре последнего можно судить о структуре эмпирической системы (системы психических образов), в чем и заключается суть психологического измерения [145].
После рассмотрения основных формальных положений теории измерений следует хотя бы кратко остановиться на процедуре построения измерительных шкал. Шкала является результатом шкалирования, под которым понимается метод моделирования реальных процессов с помощью числовых систем. Шкалирование является одним из важнейших средств математического анализа изучаемого явления, а также способом организации эмпирических данных, получаемых с помощью психологического исследования (наблюдения, изучения документов, опроса, эксперимента тестирования). Большинство психологических объектов не могут быть строго фиксированы относительно места и времени своего существования и поэтому не поддаются прямому измерению. Поэтому и возникает вопрос о специфике числовой системы, которая могла бы соотноситься с эмпирическими данными такого рода. Различные методы шкалирования и представляют собой особые приемы трансформации качественных характеристик в некоторую количественную переменную.
Процесс шкалирования включает в себя два этапа. На первом этапе осуществляется сбор психологической информации, происходит создание эмпирической системы исследуемых объектов и фиксирование отношений между ними. На втором этапе производится анализ данных, от методов которого зависит объем информации, строится числовая система (шкала), отражающая отношения эмпирической системы объектов. Другими словами, на этом этапе осуществляется выбор и реализация метода шкалирования путем построения одного из четырех рассмотренных ранее типов шкал (наименований, порядка, интервалов, отношений).
Существует две принципиально различных разновидности задач, решаемых с помощью методов шкалирования:
■ числовое отображение совокупности объектов с помощью их усредненной групповой оценки;
■ числовое отображение внутренних характеристик индивидов посредством фиксации их отношения к какому-либо психологическому явлению. В первом случае отображение осуществляется с помощью шкалы оценок, во втором — с помощью шкалы установок.
Шкала оценок представляет собой методический прием, позволяющий распределить совокупность изучаемых объектов по степени выраженности общего для них свойства. Такое распределение основывается на субъективных оценках данного свойства, усредненных по группе экспертов (понятие об экспертных оценках дается в главе VI). Простейшим примером такой шкалы является обычная школьная система баллов. Шкала оценок имеет обычно от пяти до одиннадцати интервалов, которые могут быть обозначены числом либо сформулированы вербально (словесно). Большее число позиций выбирать не рекомендуется, поскольку психологические возможности человека (и прежде всего ограниченный объем его оперативной памяти и внимания) не позволяют производить классификацию объектов более чем по 11 — 13 позициям. К основным процедурам шкалирования в этом случае относятся парное сравнение объектов, отнесение их к определенным категориям, ранжирование и т. п.
Шкала установок позволяет сравнивать индивидов по величине, интенсивности и устойчивости их отношения к изучаемому явлению. В психологии шкала установок является одним из важнейших средств анализа, так как объектом измерения является здесь прежде всего личностные качества людей. Построение шкал установок связано с подбором таких суждений, которые отражают весь спектр возможных отношений субъекта к изучаемому явлению. Если по шкале оценок каждое суждение оценивается группой экспертов и получает свой усредненный балл, то в шкалу установок входят те суждения, которые имеют наиболее высокую оценку: обычно примерно из 300 суждений в готовую шкалу установок входит не более 25. С этими суждениями знакомят лиц, чьи установки предполагается изучить. Соответственно по тому, какие суждения выбирает индивид, ему присваивается суммарный балл, который и является его баллом по данной установке.