Задачи инженерной психологии
Как следует из рассмотренного в предыдущих разделах материала, инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Поэтому характерными для нее являются черты обеих наук.
Как психологическая наука инженерная психология изучает психические и психофизиологические процессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.
Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека-оператора.
В более конкретном плане проблематика инженерной психологии может быть разделена на ряд направлений, основными из которых являются: методологическое, психофизиологическое, системотехническое, эксплуатационное (рис. 1.3). Такое разделение проблематики инженерной психологии определяет и структуру данного учебного пособия.
Рис. 1.3. Проблематика инженерной психологии.
Методологические проблемы в период активного развертывания инженерно-психологических исследований, характеризующихся переходом от собирания отдельных эмпирических фактов к их упорядочению и систематизации, помогают выделить предмет и объект исследований, определить методы их изучения, определить принципы раскрытия закономерностей в исследуемой области явлений, установить место инженерной психологии в системе наук, ее значение для общественной практики. В конечном итоге методология инженерной психологии — это ее идейные позиции, определяющие назначение, направление и содержание всех ее исследований.
Психофизиологическое направление связано с изучением тех свойств человека, которые имеют наибольшее значение в процессах управления и обслуживания техники. Частными задачами здесь являются следующие.
1. Изучение психологических и психофизиологических характеристик человека-оператора. При этом изучаются закономерности приема и переработки информации человеком, характеристики процессов памяти и мышления при управлении и обслуживании техники, особенности принятия решения человеком и осуществления им управляющих воздействий.
2. Психологический анализ деятельности оператора в СЧМ. Здесь изучаются общие закономерности деятельности оператора, разрабатывается классификация видов операторской деятельности, выявляется роль различных психических процессов в деятельности оператора.
3. Оценка характеристик выполнения оператором отдельных действий. При решении данной задачи имеется в виду оценка быстродействия, точности, надежности, эффективности выполнения оператором отдельных действий при упрощенных формах взаимодействия оператора с техническими устройствами: оператор — индикатор, оператор — орган управления и т. п. Полученные характеристики используются в дальнейшем в качестве исходных данных при оценке соответствующих показателей системы «человек — машина» в целом.
4. Изучение функциональных состояний оператора в процессе работы. Здесь разрабатываются принципы и методы изучения состояния человека, изучается влияние различных состояний на работоспособность человека, исследуется его поведение при действии различных факторов, исследуется динамика работоспособности оператора в процессе работы.
Системотехническое направление инженерной психологии связано с изучением инженерно-психологических вопросов построения СЧМ. Это направление включает четыре основные группы задач.
1. Разработка инженерно-психологических принципов построения технических элементов СЧМ. Сюда относится разработка требований, принципов построения и проектирования средств отображения информации, органов и пультов управления, рабочих мест, интерьеров операторских пунктов с учетом возможностей и ограничений человека.
2. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ. Эта задача есть одна из важнейших в инженерной психологии. Ее составляющими являются: разработка принципов учета человеческого фактора при проектировании СЧМ; распределение инженерно-психологических задач по стадиям проектирования СЧМ; разработка принципов и методов проектирования деятельности человека (коллектива людей) на разных уровнях системы управления.
3. Разработка инженерно-психологических принципов построения и организации СЧМ. Важнейшим вопросом здесь является определение возможностей и целесообразности автоматизации функций человека; разработка принципов, методов и критериев распределения функций между человеком и машинными звеньями управляющих, обеспечивающих и обслуживающих систем.
4. Разработка принципов, методов и критериев оценки надежности и эффективности СЧМ.
Однако как бы ни была совершенна современная техника, как бы хорошо она ни была приспособлена к человеку, эффективная работа на ней требует всестороннего учета психологических свойств и способностей человека. Большое число происшествий, аварий и отказов обусловлено эксплуатационными причинами. За ними часто кроются ошибки человека, совершенные из-за отсутствия должной организации его труда, недостаточной технической подготовки, незнания правил эксплуатации техники и безопасного обращения с ней. Поэтому возникает задача инженерно-психологического обеспечения эксплуатации СЧМ. Ее решением занимается эксплуатационное направление инженерной психологии. Частными задачами здесь являются следующие.
1. Профессиональная подготовка операторов для работы в СЧМ. Сюда относятся вопросы, связанные с разработкой инженерно-психологических рекомендаций по профессиональному отбору, обучению и тренировкам операторов, формированию операторских коллективов и организации взаимодействия между ними.
2. Инженерно-психологическое обеспечение научной организации труда операторов. Здесь решаются задачи оптимизации режимов и технологических графиков работы операторов, разработки режимов труда и отдыха, учета психологических факторов для создания безопасных условий труда, разработки инженерно-психологических рекомендаций по построению и использованию эксплуатационно-технической документации.
3. Организация групповой деятельности. При этом решаются задачи разработки психологических основ комплектования групп операторов, обеспечения их совместимости в группе, анализа эффективности групповой деятельности и взаимодействия операторов разного уровня управления.
4. Медико-биологические и психологические методы повышения эффективности деятельности операторов. Важным здесь является разработка методов повышения психологических характеристик операторов путем проведения специальных тренировок, разработка методов стимуляции деятельности и повышения работоспособности операторов, организация контроля за состоянием и результатами работы оператора.
Необходимо отметить, что рассмотренная классификация задач инженерной психологии является в определенной мере условной. Однако она оказывается удобной чисто в методическом отношении, наглядно показывает, по каким направлениям происходит решение стоящих перед инженерной психологией задач.