Задачи инженерной психологии

Как следует из рассмотренного в предыдущих раз­делах материала, инженерная психология возникла на стыке технических и психологических наук. Поэтому характерными для нее являются черты обеих наук.

Как психологическая наука инженерная психоло­гия изучает психические и психофизиологические про­цессы и свойства человека, выясняя, какие требования к отдельным техническим устройствам и построению СЧМ в целом вытекают из особенностей человеческой деятельности, т. е. решает задачу приспособления тех­ники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает принципы построения сложных систем, посты и пульты управления, кабины машин, технологические процессы для выяснения требований, предъявляемых к психологическим, психофизиологическим и другим свойствам человека-оператора.

В более конкретном плане проблематика инженер­ной психологии может быть разделена на ряд направ­лений, основными из которых являются: методологи­ческое, психофизиологическое, системотехническое, эксплуатационное (рис. 1.3). Такое разделение пробле­матики инженерной психологии определяет и струк­туру данного учебного пособия.

Задачи инженерной психологии - student2.ru

Рис. 1.3. Проблематика инженерной психологии.

Методологические проблемы в период активного развертывания инженерно-психологических исследо­ваний, характеризующихся переходом от собирания отдельных эмпирических фактов к их упорядочению и систематизации, помогают выделить предмет и объект исследований, определить методы их изучения, опре­делить принципы раскрытия закономерностей в ис­следуемой области явлений, установить место инже­нерной психологии в системе наук, ее значение для общественной практики. В конечном итоге методология инженерной психологии — это ее идейные позиции, определяющие назначение, направление и содержание всех ее исследований.

Психофизиологическое направление связано с изучением тех свойств человека, которые имеют наи­большее значение в процессах управления и обслужи­вания техники. Частными задачами здесь являются следующие.

1. Изучение психологических и психофизиологичес­ких характеристик человека-оператора. При этом изучаются закономерности приема и переработки информации человеком, характеристики процес­сов памяти и мышления при управлении и обслу­живании техники, особенности принятия решения человеком и осуществления им управляющих воз­действий.

2. Психологический анализ деятельности оператора в СЧМ. Здесь изучаются общие закономерности деятельности оператора, разрабатывается класси­фикация видов операторской деятельности, выяв­ляется роль различных психических процессов в деятельности оператора.

3. Оценка характеристик выполнения оператором отдельных действий. При решении данной задачи имеется в виду оценка быстродействия, точности, надежности, эффективности выполнения операто­ром отдельных действий при упрощенных формах взаимодействия оператора с техническими устрой­ствами: оператор — индикатор, оператор — орган управления и т. п. Полученные характеристики используются в дальнейшем в качестве исходных данных при оценке соответствующих показателей системы «человек — машина» в целом.

4. Изучение функциональных состояний оператора в процессе работы. Здесь разрабатываются принци­пы и методы изучения состояния человека, изучает­ся влияние различных состояний на работоспособ­ность человека, исследуется его поведение при действии различных факторов, исследуется динами­ка работоспособности оператора в процессе работы.

Системотехническое направление инженерной психологии связано с изучением инженерно-психологических вопросов построения СЧМ. Это направление включает четыре основные группы задач.

1. Разработка инженерно-психологических принци­пов построения технических элементов СЧМ. Сюда относится разработка требований, принци­пов построения и проектирования средств ото­бражения информации, органов и пультов управ­ления, рабочих мест, интерьеров операторских пунктов с учетом возможностей и ограничений человека.

2. Инженерно-психологическое проектирование и оценка СЧМ. Эта задача есть одна из важнейших в инженерной психологии. Ее составляющими яв­ляются: разработка принципов учета человеческого фактора при проектировании СЧМ; распределение инженерно-психологических задач по стадиям проектирования СЧМ; разработка принципов и методов проектирования деятельности человека (коллектива людей) на разных уровнях системы управления.

3. Разработка инженерно-психологических принци­пов построения и организации СЧМ. Важнейшим вопросом здесь является определение возможнос­тей и целесообразности автоматизации функций человека; разработка принципов, методов и крите­риев распределения функций между человеком и машинными звеньями управляющих, обеспечива­ющих и обслуживающих систем.

4. Разработка принципов, методов и критериев оцен­ки надежности и эффективности СЧМ.

Однако как бы ни была совершенна современная техника, как бы хорошо она ни была приспособлена к человеку, эффективная работа на ней требует всесто­роннего учета психологических свойств и способнос­тей человека. Большое число происшествий, аварий и отказов обусловлено эксплуатационными причинами. За ними часто кроются ошибки человека, совершен­ные из-за отсутствия должной организации его труда, недостаточной технической подготовки, незнания пра­вил эксплуатации техники и безопасного обращения с ней. Поэтому возникает задача инженерно-психологического обеспечения эксплуатации СЧМ. Ее реше­нием занимается эксплуатационное направление ин­женерной психологии. Частными задачами здесь яв­ляются следующие.

1. Профессиональная подготовка операторов для ра­боты в СЧМ. Сюда относятся вопросы, связанные с разработкой инженерно-психологических реко­мендаций по профессиональному отбору, обучению и тренировкам операторов, формированию опера­торских коллективов и организации взаимодей­ствия между ними.

2. Инженерно-психологическое обеспечение научной организации труда операторов. Здесь решаются задачи оптимизации режимов и технологических графиков работы операторов, разработки режимов труда и отдыха, учета психологических факторов для создания безопасных условий труда, разработ­ки инженерно-психологических рекомендаций по построению и использованию эксплуатационно-технической документации.

3. Организация групповой деятельности. При этом решаются задачи разработки психологических основ комплектования групп операторов, обеспе­чения их совместимости в группе, анализа эффек­тивности групповой деятельности и взаимодей­ствия операторов разного уровня управления.

4. Медико-биологические и психологические методы повышения эффективности деятельности операто­ров. Важным здесь является разработка методов по­вышения психологических характеристик опера­торов путем проведения специальных тренировок, разработка методов стимуляции деятельности и по­вышения работоспособности операторов, органи­зация контроля за состоянием и результатами ра­боты оператора.

Необходимо отметить, что рассмотренная класси­фикация задач инженерной психологии является в определенной мере условной. Однако она оказывает­ся удобной чисто в методическом отношении, нагляд­но показывает, по каким направлениям происходит решение стоящих перед инженерной психологией задач.


Наши рекомендации