Методические указания к его выполнению.

Типовой расчет и

Методические указания к его выполнению.

Тема 1

Комбинаторика.

Задачи 1-4

Перестановки - это выборки (комбинации), состоящие из n элементов и отличающиеся друг от друга порядком следования элементов.

Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ;

перестановки с повторениями Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Размещениями из n элементов по k элементов будем называть упорядоченные подмножества, состоящие из k элементов, множества , состоящего из n элементов.(порядок важен). Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; размещения с повторениями Методические указания к его выполнению. - student2.ru . Одно размещение от другого отличается только не только составом выбранных элементов, но и порядком их расположения.

Сочетаниямииз n элементов по m элементов будем называть любое подмножество, состоящие из m элементов, множества , состоящего из n элементов. (порядок не важен). Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; сочетания с повторениями Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Одно сочетание от другого отличается только составом выбранных элементов.

Сложная выборка Методические указания к его выполнению. - student2.ru = Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Решения задач:

1.Сколько существует пятизначных чисел, состоящих из цифр 7,8,9, в которых цифра 8 повторяется 3 раза, а цифры 7 и 9 по одному разу.

Решение.Каждое пятизначное число отличается от другого порядком следования цифр, причемn1=1 , n2=3, а n3=1, а их количество равна 5, т.е. является перестановкой с повторениями из 5 элементов. Их число находим по формуле (3) Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

2.На карточках написаны буквы М,А,Т,Е,М,А,Т,И,К,А. Сколько различных 10-ти буквенных «слов» можно составить из этих карточек? (здесь и далее словом считается любая последовательность букв русского алфавита)

Решение.Перестановка двух букв М, осуществляемая Р2= 2 способами, трех букв А, осуществляемая Р3= 3!=6 способами и перестановка двух букв Т, осуществляемая Р2= 2 способами не меняет составленное из карточек слово.Методические указания к его выполнению. - student2.ruслов.

3.Студенты второго курса изучают 10 различных дисциплин. Определить – сколькими способами можно составить расписание на понедельник, если в понедельник планируется поставить 5 пар?

Решение: Каждый вариант расписания представляет собой выборку 5 элементов из 10, причем эти варианты отличаются друг от друга не только выбором этих дисциплин, но и порядком их следования, т.е. является размещением из 10 элементов по 5.Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

4. Сколько существует различных вариантов выбора 4-х кандидатур из 9-ти специалистов для поездки в 4 различных страны?

5.Сколькими способами можно выбрать 4 монеты из четырех пятикопеечных монет и из четырех двухкопеечных монет?

Решение: порядок выбора монет неважен, и примерами соединений могут являться {5,5,5,5}, {2,2,2,2}, {5,2,5,5} и т.д. Это задача о числе сочетаний из двух видов монет по четыре с повторениями.

Методические указания к его выполнению. - student2.ru способов.

6.В кондитерской имеется 5 разных сортов пирожных. Сколькими способами можно выбрать набор из 4 пирожных?

Решение: это задача о числе сочетаний из 5 видов пирожных по 4 с повторениями.

Методические указания к его выполнению. - student2.ru способов

7. Сколько всего чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5, в каждом из которых цифры расположены в неубывающем порядке?

Решение: это задача о числе сочетаний из 5 цифр по одному, по два, по три, по четыре и по пяти с повторениями в каждом случае.

Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ;

Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Согласно правилу сложения: 5+15+35+70+126=251 чисел.

Решение: Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

8. Решить уравнения а) Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; б) Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Решение:a) Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ;

Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru

б) Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Тема 2

Задачи 5 и 6.

Случайным событием ( или просто событием) в теории вероятности называется любой факт, который в результате испытания может произойти или не произойти. Событие – это не какое-нибудь происшествие, а лишь возможный исход, результат испытания.

Под испытанием (опытом, экспериментом) понимается выполнение определенного комплекса условий, в которых наблюдается то или иное явление, фиксируется тот или иной результат.

События обозначаются, как правило, заглавными буквами латинского алфавита: А, В, С, . . . .

Событие называется достоверным, если оно обязательно наступит в результате данного опыта, обозначается через Ω.

Событие называется невозможным, если оно заведомо не произойдет в результате проведения опыта. Обозначается Ø.

Два события называются несовместными, если появление одного из них исключает появление другого события в одном и том же опыте, т.е. они не смогут произойти вместе в одном опыте. В противном случае события называются совместными.

Несколько событий в данном опыте называются равновозможными, если ни одно из них не является объективно более возможным, чем другие, т.е. все события имеют равные шансы.

Несколько событий образуют полную группу, если в результате опыта появится хотя бы одно из них.

Суммой событий А и В называется событие С=А+В, состоящее в наступлении хотя бы одного из них (т.е. или А, или В, или А и В одновременно).

Произведением событий А и В называется событие С=А·В, состоящее в совместном наступлении этих событий (т.е. и А, и В одновременно).

Разностью событий A и B называется событие C=А-В, состоящее из всех элементарных событий, входящих в A, но не входящих в B.

Событие Методические указания к его выполнению. - student2.ru называется противоположным событию A, если оно происходит тогда и только тогда, когда не происходит событие А (т.е. Методические указания к его выполнению. - student2.ru означает, что событие А не наступило ).

Событие А влечет событие В (или А является частным случаем В), если из того, что происходит событие А следует, что происходит событие В; записывают А Методические указания к его выполнению. - student2.ru В. Если А Методические указания к его выполнению. - student2.ru В и В Методические указания к его выполнению. - student2.ru А, то события А и В называют равными; записывают А=В.

Примеры решения задач.

1.Пусть событие А заключается в том, что первый стрелок попал в мишень,

а событие В заключается в том, что второй стрелок попал в мишень. Тогда событие С=А+В будет заключаться в следующем: или первый стрелок попал в мишень , или второй стрелок попал в мишень, или оба стрелка попали в мишень – иными словами в мишень попал хотя бы один из стрелков.

Событие Д=А Методические указания к его выполнению. - student2.ru В будет заключаться в том, что в мишень попали оба стрелка .

2.На предприятии выпускают изделия трех сортов. Событие А заключается в том, что выбранное изделие - 1 сорта, событие В заключается в том, что изделие 2 сорта, событие С заключается в том, что изделие третьего сорта.

Тогда событие А+В означает, что выбранное изделие либо 1, либо 2 сорта.

Событие А·В – невозможное событие; событие Методические указания к его выполнению. - student2.ru означает, что выбранное изделие 2 сорта; событие А·В+С означает, что выбранное изделие третьего сорта.

3. Экспедиция издательства отправила газеты в три почтовых отделения. Вероятность своевременной доставки газет в первое отделение равна 0,95, во второе - 0,9, в третье - 0,8. Найти вероятность того, что только одно отделение получит газеты вовремя;

Решение: Введем события

А1 = (газеты доставлены своевременно в первое отделение),

А2 = (газеты доставлены своевременно во второе отделение),

А3 = (газеты доставлены своевременно в третье отделение),

по условию P(A1)=0,95; P(A2) = 0,9; P(A3)=0,8.

Найдем вероятность события Х = (только одно отделение получит газеты вовремя). Событие Х произойдет, если

или газеты доставлены своевременно в 1 отделение, и доставлены не вовремя во 2 и 3,

или газеты доставлены своевременно в 2 отделение, и доставлены не вовремя во 1 и 3,

или газеты доставлены своевременно в 3 отделение, и доставлены не вовремя во 2 и 1.

Таким образом так как события А1, А2, А3 - независимые, по теоремам сложения и умножения получаем , P(X)=P(A1Ā2A3 + Ā1A2 A3 + A1A2 Ā3)=0,95 Методические указания к его выполнению. - student2.ru =0,32

Методические указания к его выполнению. - student2.ru 4. На рисунке приведена схема электрической цепи. События: Методические указания к его выполнению. - student2.ru ={элемент k работает}; С={ в цепи нет разрыва}. Выразить события Методические указания к его выполнению. - student2.ru и Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru через события Методические указания к его выполнению. - student2.ru и Методические указания к его выполнению. - student2.ru . Решение: С= Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru или , что гораздо проще С=(А12)(А34). Тогда Методические указания к его выполнению. - student2.ru =A1A2+A3A4. Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Тема 3

Геометрическая вероятность.

Задача 7.

Геометрическая вероятность – вероятность попадания точки в область (отрезок, часть плоскости или пространства).

Обозначим меру (длину, площадь, объем) области через m(Ω). При этом вероятность попадания точки, брошенной наудачу в область A - часть области Ω, равна отношению мер областей A и Ω, соответственно равные m(A) и m(Ω).

Формула геометрической вероятности Методические указания к его выполнению. - student2.ru имеет вид: Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Решение задач.

Задача о встрече

Пьеро и Буратино условились встретиться в определенном месте между двумя и тремя часами дня. Они договорись, что тот, кто придет первым, ждет другого в течении 10 минут, после чего уходит. Чему равна вероятность их встречи Методические указания к его выполнению. - student2.ru , если каждый из друзей может прийти в любое время в течение указанного часа независимо от другого?

Решение. Будем считать интервал с 14 до 15 часов дня отрезком [0,1] длиной 1 час. Пусть х и у — моменты прихода Пьеро и Буратино (они являются точками отрезка [0,1]). Все возможные результаты эксперимента – множество точек квадрата со стороной 1: Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Можно считать, что эксперимент сводится к бросанию точки наудачу в квадрат. При этом благоприятными исходами являются точки множества Методические указания к его выполнению. - student2.ru (10 минут = 1/6 часа). То есть попадание в множество А наудачу брошенной в квадрат точки означает, что Буратино и Пьеро встретятся. Тогда вероятность встречи равна Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

2.В прямоугольник 5*4 см2 вписан круг радиуса 1,5 см. Какова вероятность того, что точка, случайным образом поставленная в прямоугольник, окажется внутри круга?

Решение: По определению геометрической вероятности искомая вероятность равна отношению площади круга (в который точка должна попасть) к площади прямоугольника (в которой точка ставится), т.е. Методические указания к его выполнению. - student2.ru 0353.

3. В треугольник с вершинами в точках (−1 ,0 ) ; (0, 1) ; (3,0) наудачу брошена точка (х , у ) . Найти вероятность того, что координаты точки удовлетворяют неравенству

2x + y ≤ 0.

Решение: Сделать чертеж. Закрасить область, удовлетворяющую условию задачи.P=1/6.

Тема 4

Задача 8.

Пусть событие А может произойти в результате осуществления одного события из

некоторой полной группы событий H1, H2, …Hn.

События этой группы обычно называют гипотезами. Тогда

P(A) = P(H1)PH1(A) + P(H2) PH2(А) +…+ P(Hn)PHn(A) (1)

(формула полной вероятности), причем

P(H1) +P(H2) +…+ P(Hn) = 1.

Пусть в результате испытания произошло событие А, которое могло наступить только

вместе с одним из событий H1, H2,…Hn, образующих полную группу событий (они

называются гипотезами). Требуется найти вероятность событий H1, H2,… Hn после

испытания, когда событие А имело место, т.е. PA(Hi), i = 1,2,…n. Для нахождения этих вероятностей используют формулы Байеса (формулы гипотез):

PA (Hi) = Методические указания к его выполнению. - student2.ru (2)

Замечания.

1) Вероятности PA(H1) называются послеопытными (апостериорными) вероятностями

гипотез Hi, а вероятности P(Hi) - доопытными (априорными) вероятностями гипотез

Hi. Эти вероятности различаются.

2) Знаменатель в правой части формулы (2) совпадает с правой частью формулы (1) и

равен P(A).

Решение задач.

1.На трех станках-автоматах обрабатываются однотипные детали, поступающие после обработки на общий конвейер. Первый станок дает 2% брака, второй – 7%, третий – 10%. Производительность первого станка в 3 раза больше производительности второго, а третьего – в 2 раза меньше, чем второго.

а) Каков процент брака на конвейере?

б) Каковы доли деталей каждого станка среди бракованных деталей на конвейере?

Решение. Возьмем с конвейера наудачу одну деталь и рассмотрим событие А – деталь бракованная. Оно связано с гипотезами относительно того, где была обработана эта деталь: Нi – взятая наудачу деталь обработана на i-ом станке,i=1,2,3 .

Условные вероятности (в условии задачи они даны в форме процентов):

Методические указания к его выполнению. - student2.ru , Методические указания к его выполнению. - student2.ru , Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Зависимости между производительностями станков означают следующее: Методические указания к его выполнению. - student2.ru . Причем P(H1) +P(H2) +P(H3) = 1,так как гипотезы образуют полную группу.

Для того, чтобы найти вероятности появления гипотез, нам придется решить систему вышеперечисленных уравнений. Решив ее, получим Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

а) Полная вероятность того, что взятая наудачу с конвейера деталь – бракованная:

P(A) = P(H1)PH1(A) + P(H2) PH2(А) + P(H3)PH3(A)== Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Другими словами, в массе деталей, сходящих с конвейера, брак составляет 4%.

б) Пусть известно, что взятая наудачу деталь – бракованная. Пользуясь формулой Байеса, найдем условные вероятности гипотез:

Методические указания к его выполнению. - student2.ru ,

Методические указания к его выполнению. - student2.ru ,

Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Таким образом, доли деталей каждого станка среди бракованных деталей на конвейере для первого станка составляет 33%, второго – 39%, третьего – 28%.

Тема 5

Повторные испытания.

Задачи 9-11.

Формула Бернулли:Если производится n независимых испытаний, в каждом из которых событие А появится с вероятностью р, то вероятность того, что событие А появится ровно k раз в n испытаниях, выражается формулой, которую называют формулой Бернулли

Pn(k) = Cnkpk qnk ,где q=1-p (1),

Иногда бывают полезны следующие формулы: Вероятность того, что событие A:

1) наступит n раз: Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; (2)

2) не наступит ни разу: Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; (3)

3) наступит хотя бы один раз: Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; (4)

4) наступит не более k раз: Методические указания к его выполнению. - student2.ru (5)

или Методические указания к его выполнению. - student2.ru . (6)

5) наступит не менее k раз: Методические указания к его выполнению. - student2.ru (7)

или Методические указания к его выполнению. - student2.ru . (8)

Из формул (5)и(6), а также (7)и (8) выбирают ту, которая содержит меньше слагаемых.

Тема 6.

Задачи 12-13.

Числовая величина, принимающая то или иное значение в результате реализации испытания случайным образом, называется случайной величиной.

Понятие случайной величины играет весьма важную роль в теории вероятностей. Если «классическая» теория вероятностей изучала главным образом случайные события, то современная теория вероятностей преимущественно имеет дело со случайными величинами.

Сами случайные величины обозначаются прописными латинскими буквами X, Y, Z и т.д., а их возможные значения – соответствующими строчными x, y, z. Например, если случайная величина имеет три возможных значения, то будем обозначать их так: х123 .

Если случайная величина может принимать конечное или счетное множество значений, то она называется дискретной (дискретно распределенной).

Соответствие между возможными значениями случайной величины и их вероятностями называют законом распределения дискретной случайной величины.

Закон распределения можно задать в виде таблицы, формулы или графически.

При табличном задании закона распределения в первой строке таблицы перечислены все значения случайной величины в порядке возрастания, а в нижней – соответствующие им вероятности.

Х х1 х2 х3 ….. xn
Р p1 p2 p3 ….. pn

Причем следует учитывать, что

Методические указания к его выполнению. - student2.ru (1).

Для наглядности ряд распределения случайной величины можно изобразить графически. Для этого в прямоугольной системе координат по оси абсцисс ОХ будем откладывать значения случайной величины , k=1, 2, …, n, а по оси ординат OY – соответствующие им вероятности р1, р2, …, рn. Полученные точки соединяются отрезками прямых.

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Построенная таким образом фигура называется многоугольником или полигоном распределения вероятностей.

Многоугольник распределения, также как и ряд распределения, полностью характеризует случайную величину. Он является одним из форм закона распределения.

Математическое ожидание,

Дисперсия,

Тема 7.

Задача 14

Случайная величина, значения которой заполняют некоторый промежуток, называется непрерывной.

Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называется функция f(x) – первая производная от функции распределения F(x).

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Плотность распределения также называют дифференциальной функцией. Для описания дискретной случайной величины плотность распределения неприемлема.

Зная плотность распределения, можно вычислить вероятность того, что некоторая случайная величина Х примет значение, принадлежащее заданному интервалу.

Вероятность того, что непрерывная случайная величина Х примет значение, принадлежащее интервалу (a, b), равна определенному интегралу от плотности распределения, взятому в пределах от a до b.

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Функция распределения может быть легко найдена, если известна плотность распределения, по формуле:

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Решение задач.

1. Случайная величина подчинена закону распределения с плотностью:

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Требуется найти коэффициент а, определить вероятность того, что случайная величина попадет в интервал от 0 до Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Решение:

Для нахождения коэффициента а воспользуемся свойством Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

2 .Задана непрерывная случайная величина х своей функцией распределения f(x).

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Требуется определить коэффициент А, найти функцию распределения, определить вероятность того, что случайная величина х попадет в интервал Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Решение:

Найдем коэффициент А.

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Найдем функцию распределения:

1) На участке Методические указания к его выполнению. - student2.ru : Методические указания к его выполнению. - student2.ru

2) На участке Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru

3) На участке Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Итого: Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Найдем вероятность попадания случайной величины в интервал Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Ту же самую вероятность можно искать и другим способом:

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Таблица значений функции Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ II

Таблица значений функции Лапласа Методические указания к его выполнению. - student2.ru  
Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ III

Таблица значений функции Пуассона Методические указания к его выполнению. - student2.ru  

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Литература

Основная литература

1. Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учеб. пособие для студентов вузов. Изд 4-е, стер. – М.: Высш. шк., 2008. – 400 с.

2. Данко П.Е., Попов А.Г., Кожевникова Т.Я. Высшая математика в упражнения и задачах. В 2-х ч. Ч. II: Учеб. пособие для втузов. – 5-е изд., испр. – М.: Высш. шк., 2007. – 416 с.

3. Гмурман В.Е. Теории вероятностей и математическая статистика: Учеб. пособие для вузов. Изд 6-е, стер. – М.: Высш. шк., 2008. – 479 с.

4. Карасев А.И., Аксютина З.М., Савельева Т.И. Курс высшей математики для экономических вузов. В 2-х частях. Ч. II. Теория вероятностей и математическая статистика. Линейное программирование. –М.: Высшая школа, 2002.

Дополнительная литература

5. Бронштейн И.Н., Семендяев К. А. Справочник по математике для инженеров и учащихся ВТУЗов. - М.: Наука, 2006.

6. Вентцель Е.С. Теория вероятностей: Учеб. для вузов. – 5-е изд. стер. – М.: Высш. шк., 2005. – 576 с.

7. Колде Я.К. Практикум по теории вероятностей и математической статистике: Учебное пособие для техникумов. – М.: Высшая школа, 2001. – 157 с.

Типовой расчет и

методические указания к его выполнению.

Тема 1

Комбинаторика.

Задачи 1-4

Перестановки - это выборки (комбинации), состоящие из n элементов и отличающиеся друг от друга порядком следования элементов.

Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ;

перестановки с повторениями Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Размещениями из n элементов по k элементов будем называть упорядоченные подмножества, состоящие из k элементов, множества , состоящего из n элементов.(порядок важен). Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; размещения с повторениями Методические указания к его выполнению. - student2.ru . Одно размещение от другого отличается только не только составом выбранных элементов, но и порядком их расположения.

Сочетаниямииз n элементов по m элементов будем называть любое подмножество, состоящие из m элементов, множества , состоящего из n элементов. (порядок не важен). Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; сочетания с повторениями Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Одно сочетание от другого отличается только составом выбранных элементов.

Сложная выборка Методические указания к его выполнению. - student2.ru = Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Решения задач:

1.Сколько существует пятизначных чисел, состоящих из цифр 7,8,9, в которых цифра 8 повторяется 3 раза, а цифры 7 и 9 по одному разу.

Решение.Каждое пятизначное число отличается от другого порядком следования цифр, причемn1=1 , n2=3, а n3=1, а их количество равна 5, т.е. является перестановкой с повторениями из 5 элементов. Их число находим по формуле (3) Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

2.На карточках написаны буквы М,А,Т,Е,М,А,Т,И,К,А. Сколько различных 10-ти буквенных «слов» можно составить из этих карточек? (здесь и далее словом считается любая последовательность букв русского алфавита)

Решение.Перестановка двух букв М, осуществляемая Р2= 2 способами, трех букв А, осуществляемая Р3= 3!=6 способами и перестановка двух букв Т, осуществляемая Р2= 2 способами не меняет составленное из карточек слово.Методические указания к его выполнению. - student2.ruслов.

3.Студенты второго курса изучают 10 различных дисциплин. Определить – сколькими способами можно составить расписание на понедельник, если в понедельник планируется поставить 5 пар?

Решение: Каждый вариант расписания представляет собой выборку 5 элементов из 10, причем эти варианты отличаются друг от друга не только выбором этих дисциплин, но и порядком их следования, т.е. является размещением из 10 элементов по 5.Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

4. Сколько существует различных вариантов выбора 4-х кандидатур из 9-ти специалистов для поездки в 4 различных страны?

5.Сколькими способами можно выбрать 4 монеты из четырех пятикопеечных монет и из четырех двухкопеечных монет?

Решение: порядок выбора монет неважен, и примерами соединений могут являться {5,5,5,5}, {2,2,2,2}, {5,2,5,5} и т.д. Это задача о числе сочетаний из двух видов монет по четыре с повторениями.

Методические указания к его выполнению. - student2.ru способов.

6.В кондитерской имеется 5 разных сортов пирожных. Сколькими способами можно выбрать набор из 4 пирожных?

Решение: это задача о числе сочетаний из 5 видов пирожных по 4 с повторениями.

Методические указания к его выполнению. - student2.ru способов

7. Сколько всего чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5, в каждом из которых цифры расположены в неубывающем порядке?

Решение: это задача о числе сочетаний из 5 цифр по одному, по два, по три, по четыре и по пяти с повторениями в каждом случае.

Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ;

Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru

Согласно правилу сложения: 5+15+35+70+126=251 чисел.

Решение: Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

8. Решить уравнения а) Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; б) Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Решение:a) Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ;

Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru

б) Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru ; Методические указания к его выполнению. - student2.ru Методические указания к его выполнению. - student2.ru .

Тема 2

Наши рекомендации