Фрахтовый индекс BDI (Baltic Dry Index)
BDI является правопреемником самого первого индекса Baltic Exchange — Baltic Freight Index (BFI). Тогда он рассчитывался на основе 13 индикативных маршрутов для перевозки грузов морем.
Route | Vessel size | Cargo | Route description | Weightings |
55,000 | Light Grain | US Gulf to ARA | 20% | |
52,000 | HSS | US Gulf to S. Japan | 20% | |
52,000 | HSS | US Pacific coast to S. Japan | 15% | |
21,000 | HSS | US Gulf to Venezuela | 5% | |
20,000 | Barley | Antwerp to Red Sea | 5% | |
120,000 | Coal | Hampton Roads to S. Japan | 5% | |
65,000 | Coal | Hampton Roads to ARA | 5% | |
110,000 | Coal | Queensland to Rotterdam | 5% | |
55,000 | Coke | Vancouver to Rotterdam | 5% | |
90,000 | Iron Ore | Monrovia to Rotterdam | 5% | |
20,000 | Sugar | Recife (Brazil)-US East Coast | 5% | |
20,000 | Potash | Hamburg to west coast India | 2 ½% | |
14,000 | Phosphates | Aqaba to west coast India | 2 ½% |
С развитием мировой экономики, а также усилением процесса глобализации менялись маршруты перевозок, а с ними — модифицировался и сам BDI.
На сегодняшний день Baltic Exchange рассчитывает ежедневно 6 основных индексов:
· Baltic Dry Index (BDI)
· Baltic Capesize Index (BCI)
· Baltic Panamax Index (BPI)
· Baltic Supramax Index (BSI)
· Baltic Handysize Index (BHSI)
· Baltic International Tanker Routes (BITR)
Первые 5 отражают ситуацию на рынке фрахта сухогрузов, BITR отражает ситуацию на рынке перевозки наливных грузов.
Названия индексов сухогрузов отражают основные характеристики судов, ставки которых они представляют
Baltic Capesize vessel description | 172,000mt dwt, not over 10 years of age, 190,000 cbm grain, max. loa 289m, max beam 45m, draft 17.75m, 14.5 knots laden, 15.0 knots ballast on 56mts fuel oil, no diesel at sea. |
Baltic Panamax vessel description | 74,000mt dwt, not over 7 years of age, 89,000 cbm grain, max. loa 225m, draft 13.95m, 14.0 knots on 32/38 fuel oil laden/ballast and no diesel at sea |
Baltic Supramax vessel description (ТРЕБУЕТ УТОЧНЕНИЯ) | Basis a standard «Tess 52″ type vessel with grabs as follows: 52,454 mt dwt self trimming single deck bulkcarrier on 12.02 m ssw; 189.99 m LOA 32.26 m Beam 5ho/ha 67,756 cum.grain 65,600 cum.bale; 14L /14.5B on 30mt (380 cst) no mdo at sea; Cr 4 x 30 mt with 12 cum grabs; Maximum age — 10 years |
Baltic Handysize vessel description | 28,000 mt dwt self trimming single deck bulkcarrier on 9.78m ssw 169m loa; 27 m beam. 5 holds/5 hatches. 37,523 c.um grain 35,762 c.um bale 14 knots; average laden/ballast on 22 mt ifo (380) no diesel at sea. 4 x 30 t cranes; Maximum age 15 years |
Baltic Dry Index — композитный (сводный) индекс. BDI рассчитывается на основании усредненных таймчартеров выраженных индексами Baltic Exchange Capesize Index (BCI), Baltic Exchange Panamax Index (BPI), Baltic Exchange Supramax Index (BSI), Baltic Exchange Handysize Index (BHSI). Так как усредненные тайм чартеры имеют размерность «USD/день» можно говорить, что и размерность BDI также USD (или как я не совсем точно написал ранее — “BDI рассчитывается в долл. США”). Вернее все же было бы сказать, что BDI основан на величинах выраженных в USD, поэтому на него оказывает некоторое влияние и курс доллара США.
Таблица ниже отражает структуру BDI на сегодняшний день. Так, у каждого из индексов (BCI, BPI, BSI, BHSI) равные доли в структуре — 25%. Они же в свою очередь строятся на основании ставок тайм-чартеров в определенном направлении.
Capesize (172,000 mt dwt) ‐ 25% | ||
C8_a03 | 172000mt Gibraltar/Hamburg trans Atlantic RV | 25% |
C9_03 | 172000mt Continent/Mediterranean trip Far East | 25% |
C10_03 | 172000mt Pacific RV | 25% |
C11_03 | 172000mt China/Japan trip Mediterranean/Cont | 25% |
Panamax (74,000 mt dwt) ‐ 25% | ||
P1A_03 | 74000mt Transatlantic RV | 25% |
P2A_03 | 74000mt SKAW-GIB/FAR EAST | 25% |
P3A_03 | 74000mt Japan-SK/Pacific/RV | 25% |
P4_03 | 74000mt FAR EAST/NOPAC/SK-PASS | 25% |
Supramax (52,454 mt dwt) ‐ 25% | ||
S1A | 54000 mtAntwerp -Skaw Trip Far East | 25% |
S1B | 54000 mtCanakkaleTrip Far East | 25% |
S2 | 54000 mtJapan -SK / NOPAC or Australia rv | 12.5% |
S3 | 54000 mtJapan -SK Trip Gib-Skaw range | 12.5% |
S4A | 54000 mtUS Gulf -Skaw-Passero | 12.5% |
S4B | 54000 mtSkaw-Passero-US Gulf | 12.5% |
Handysize (28,000 mt dwt) ‐ 25% | ||
HS1 | 28000mt Skaw / Passero — Recalada / Rio de Janeiro | 12.5% |
HS2 | 28000mt Skaw / Passero — Boston / Galveston | 12.5% |
HS3 | 28000mt Recalada / Rio de Janeiro-Skaw / Passero | 12.5% |
HS4 | 28000mt US Gulf / NC South America — Skaw / Passero | 12.5% |
HS5 | 28000mt SE Asia via Australia — Singapore / Japan | 25% |
HS6 | 28000mt S Korea/Japan — S’pore/Japan range incl. China | 25% |
Сам BDI расчитывается по следующей формуле:
BDI= ((CapesizeTCavg + PanamaxTCavg + SupramaxTCavg+ HandysizeTCavg)/ 4) * 0.113473601
где TCavg = Time charter average
Здесь важно отметить, что индекс BCI рассчитывается на основе 4 ставок таймчартера и 6 ставок фрахта судна, выражающихся в долл/тонну (Dry voyage route). Последние не учитываются при расчете BDI.
Значения индексов BCI, BSI, BPI и BHSI может быть выражено в виде ставки таймчартера (USD/день) или пунктами. Для перевода ставок таймчартера в пункты индекса и обратно используют мультипликаторы (множители). К примеру, BSI использует один множитель для ставок тайм чартера для всех маршрутов по которым он рассчитывается — 0.095637068 (множитель установлен 02.02.2007). Иные индексы имеют различные множители для каждого из своих маршрутов по которым они рассчитываются.
Используя индексы и мультипликаторы можно вычислить ориентировочную ставку таймчартера на сухогруз определенного размера, а затем зная ориентировочное кол-во дней, требуемых для перевозки меж 2 портов — получить итоговую ставку фрахта.
Разница ставок BDI по методологии, использовавшейся до 01.07.2009 и после
Структура индексов Baltic Exchange довольно динамична – по решению биржи меняются (в т.ч. добавляются / удаляются) не только маршруты, но также и их веса в составлении индексов. Это может стать некоторой трудностью в сравнении индексов разных годов. Проще говоря – это все равно что сравнивать инфляцию какого-то государства в разные годы, с учетом того что Госкомстат (к примеру) каждый год меняет правила расчета инфляции. В результате – цифры возможно и отражают ситуацию на момент их расчета, но не всегда полностью сопоставимы друг с другом из-за разницы методологий расчета. Пример разницы ставок BDI по методологии, использовавшейся до 01.07.2009 и после (по утверждениям Baltic Exchange корреляция данных составляет 0.99978) отражен в иллюстрации.