Значение фрахтовых индексов для оценки фрахтовой конъюнктуры
Фрахтовые индексы (ф.и.) – это экономические показатели, отражающие изменения фрахтовых ставок на мировом фрахтовом рынке.
В статистической науке индексам называются относительные величины, характеризующие динамику какого-либо экономического явления по отношению к какому-либо определенному периоду.
Задачей ф.и. является, в частности, выявление изменений фрахтовых ставок на перевозку грузов морским флотом за определенный период. Как известно, фрахтовые ставки на мировом фрахтовом рынке непрерывно колеблются из-за изменения соотношений между спросом на тоннаж и его предложением.
Фрахтовые ставки – это цена перевозки грузов морским флотом, поэтому в основе фрахтовых индексов лежит индекс цен. Как показатель изменения цен за перевозку грузов фрахтовый индекс представляет собой отношение объемов перевезенных за базисный период грузов, взятых по цене отчетного периода, к объему грузов за тот же период, взятых по цене базисного периода.
Этот индекс дает сравнительную характеристику соотношений фрахтов во времени, выявляя изменения фрахтовых ставок на трамповый флот или тарифов по линейному тоннажу на мировом фрахтовом рынке.
Ф. и. рассчитываются помесячно и затем определяется средний индекс за календарный год (среднеарифметический). Анализ индексов производится в табличной или графической форме. Он позволяет установить динамику фрахтовых ставок в течение рассматриваемого периода, определить современное состояние конъюнктуры рынка и сделать краткосрочный прогноз её развития.
Ф. и. сухогрузного тоннажа рассчитываются раздельно по линейным и трамповым перевозкам. Линейный индекс не получил широкое использование ввиду сложности его расчета и низкой достоверности.
Ф.и. трампового тоннажа рассчитывается для рейсовых перевозок и тайм-чартера. Ф.и. на сухогрузный флот учитывает сделки на перевозки основных массовых грузов: зерно, уголь, железная руда, сахар, фосфаты, рис, металлолом, копра, удобрения, и охватывает важнейшие направления международной торговли, т.е. является мировым индексом.
Конъюнктура рынка по фрахтованию судов в тайм-чартер оценивается не только в общем, но и дифференцировано по тоннажным группам балкеров и срокам аренды (до 3-х, 6-ти, и свыше 6-ти месяцев). В особую группу выделены универсальные суда с повышенной скоростью хода, фрахтуемые линейными компаниями.
Ф.и. на рейсовый наливной тоннаж рассчитывается раздельно для перевозки сырой нефти, темных и светлых нефтепродуктов, по основным грузопотокам и партионности. Таким образом судовладельцы и брокеры располагают информацией для оценки фрахтового рынка на определенных направлениях и грузопотоках.
Система фрахтовых индексов, как метод оценки состояния рынка имеет ряд существенных недостатков:
- удельный вес различных грузопотоков, принятый по данному базисному периоду часто не соответствует современной структуре;
- инфляция и рост цен на топливо растут и приводят к росту ставок фрахта;
- не всегда информируется база данных о сделках, иногда даются заниженные ставки фрахта.
Поэтому ф.и. применяются только для краткосрочных периодов (месяц, квартал).
Для составления среднесрочных (квартал, год) прогнозов дополнительно используются данные: портфель заказов мирового тоннажа, тоннаж на приколе, списания судов, динамика цен на суда бывшие в эксплуатации. Анализ динамики перечисленных выше показателей позволяет установить на срок до 2 – 3 лет тенденции развития спроса и предложения тоннажа. А это в свою очередь позволит судовладельцам решать вопросы сдачи судов в тайм-чартер, заключению долгосрочных контрактов на перевозку грузов, продажу или покупку судов, бывших в эксплуатации. Долгосрочные прогнозы (на 5 и более лет) позволит судовладельцам заказать постройку новых судов, но при этом следует учитывать и развитие экономики стран района использования судов, политику экспорта и импорта грузов, развития портовых инфрастуктур и т.п.
Материалы по состоянию фрахтового рынка регулярно публикуются в специальных статистических справочниках – ежемесячное издание Shipping Statistics and market rewiew, которое издает Бременский Institute of Shipping Economics Logistics, английский журнал Lloyd΄s Shipping Economist и др.
Экономическое содержание фрахтового индекса
Экономическое содержание индексов зависит от набора индексируемых показателей – грузов, направления их перевозки и размеров судов.
Одни индексы характеризуют изменение ставок на всём мировом фрахтовом рынке (Норвежской и Британской палат судоходства), или только в одной секции мирового фрахтового рынка (Шведский), таким образом, экономическое содержание ф.и. зависит от назначения и показателей, взятых для расчёта. Изменение фрахтовых ставок на перевозку одного груза в одном направлении выражается индивидуальным фрахтовым индексом. Индекс, исчисленный на определённый груз в различных направлениях, называется групповым, а исчисленный на все основные грузы многих направлений, называется общим ф.и. Таким образом, экономическое содержание фрахтового индекса определяется его составом и назначением.
На основании анализа экономических показателей, включаемых в индекс:
- выбираются источники, подбираются исходные материалы для исчисления ф.и. (ставки фрахта, статистика перевозок, грузооборот портов и т.д.) и даётся критическая их оценка;
- определяется состав индекса (грузы, направления, группируют тоннаж по размерам);
- определяется периодичность ф.и. (недельный, месячный, квартальный, годовой);
- выбирается база индекса (временная база, базисные условия эксплуатации судов);
Ф.и. строятся базисные – с постоянной базой и цепные – с переменной. Базисные индексы исчисляют в случае, когда цель исследования охарактеризовать динамику фрахтовых ставок сравнительно с каким- либо определённым постоянным периодом или датой. Цепные индексы – когда цель исследования – изучить темпы изменения фрахтовых ставок сравнительно с предыдущим периодом.
Лучше применять базисные индексы, т.е. за базу ф.и. берётся исторически предшествующей время, т.е. более ранний период (например, за 10 лет, и т.д.). в числовом выражении вычисление фрахта берётся в процентах к базисной величине.
- строится формула индекса;
Применяется формула индекса среднеарифметического взвешенного из индивидуальных индексов.
Метод среднеарифметического расчёта индексов даёт достаточно хороший результат, однако всё зависит от исходных данных.
- определяются веса индекса (постоянные или переменные), а также конкретный период, за который должны браться весовые коэффициенты.
Это наиболее важный показатель при расчёте ф.и. Веса- это качественный признак, объединяющий всевозможные грузы и направления их перевозок. Выражаются веса долями, которые занимают определённые грузы в общих перевозках. Построение весов может базироваться либо на количестве зафрахтованного тоннажа для каждого груза, либо на сумме фрахта, полученного за его перевоз-ку. Ясно, что за ряд лет соотношение сумм фрахтов за некоторые грузы и количеств этих грузов не может быть постоянным, т.к. ставки фрахта за единицу груза постоянно меняются, и это усложняет расчёты индексов.
После выяснения экономического содержания индекса можно рассчитать его.
Агрегатным индексом в статистике называется групповой индекс, представляющий собой отношение суммы величин в текущем периоде к сумме величин базисного периода.
Арифметическим индексом, или индексом из относительных величин, называется такая формула, при котором сводный индекс есть среднеарифметическая взвешенная величина из индивидуальных индексов.
При построении общего фрахтового индекса применяются формулы и агрегатного и арифметического индексов.
Индивидуальный индекс обычно строится для отдельных грузов на одном направлении. Он представляет собой отношение уровня ставки отчётного периода к уровню ставки базисного.
Групповой индекс исчисляется для различных грузов на одном направлении или одного груза на различных направлениях. Исчисляется он и по простой средне арифметической и путём средневзвешенной арифметической. Общий фрахтовый индекс исчисляемый для различных грузов на многих направлениях должен рассчитываться только по формуле средневзвешенной величины. Построение общего ф.и. для ряда товаров на разных направлениях сложно, т.к. изменяются не одинаково и количества грузов на разных направлениях, и уровень фрахта на этих направлениях.