Определение понятия «мотивация»
Автор | Суть определения |
Каверин С.В. | процесс, с помощью которого менеджер активизирует работу людей и побуждает их эффективно трудиться для достижения целей организации |
Ильин Е.П. | то, что активизирует, стимулирует человека и направляет его действия к достижению поставленной цели |
Кузнецова М.И. | процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов |
Существование большого количества определений мотивации подчеркивает сложность и многогранность этого понятия. Обобщая эти определения можно сказать, что мотивация рассматривается как процесс внешнего воздействия с целью побуждения к совершению определенных действий, а также мотивация является внутренним состоянием личности, определяющим его выбор и поведение.
Таким образом, функция менеджмента заключается в том, что она оказывает влияние на трудовой коллектив организации в форме побудительных мотивов к эффективному труду, общественного воздействия и индивидуальных поощрительных мер. Указанные формы воздействия активизируют работу субъектов управления, повышают эффективность всей системы управления организацией.
После того как определены цели организации и пути их достижения, которые зафиксированы в планах, разработаны организационные элементы функционирования компании, следует отслеживать насколько реальный ход событий соответствует запланированному, анализировать причины отклонений. Этой цели служит функция контроля. Под функцией контроля подразумевается сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений организации, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и анализ причин.
По мнению Янга С., контроль представляет собой форму целенаправленного воздействия субъекта управления на объекты управления, предусматривающего наблюдение за их деятельностью, установления соответствия действительного хода выполнения данной работы запланированному.
Вереженников Н. считает, что контроль, как функция управления, включает следующие процедуры:
- сбор информации о фактической деятельности организации;
- оценка состояния и значимости полученных результатов деятельности, выявление отклонений от стандартов, плановых заданий и нормативов;
- анализ причин отклонений и дестабилизирующих факторов, влияющих на деятельность организации.
|
Рис. 3. Требования, предъявляемые к контролю
Прежде всего выделяют два вида контроля:
1. стратегический – направлен на решение стратегических задач;
2. тактический – призван систематически отслеживать обеспечение выполнения текущих задач, программ и планов.
Наиболее известными формами контроля являются:
- финансовый: осуществляется путем получения от каждого хозяйственного подразделения отчетности по важным экономическим показателям деятельности по стандартным нормам;
- административный контроль: соответствие хозяйственных результатов показателям, запланированным в текущем бюджете.
По времени осуществления контроль можно разделить на три вида.
1. Предварительный – осуществляется до фактического начала работ.
2. Текущий – осуществляется непосредственно в ходе выполнения работы.
3. Заключительный – осуществляется после окончания выполнения работы.
Процесс осуществления контроля в организации сводится к трем этапам, отраженным на рисунке 4.
|
|
|
Рис. 4. Ступени управленческого контроля
Таким образом, контроль представляет собой одну из важнейших функций в менеджменте. Как неотъемлемая часть деятельности организации контроль является непрерывным процессом, который строится на выработке стандартов деятельности, измерения и анализа ее результатов, а также корректировке процессов деятельности компании.
Анализ теоретических источников по вопросу характеристики функций управления позволяет сделать ряд выводов:
- функция управления – это специализированные виды деятельности, выделившиеся в процессе разделения управленческого труда и необходимые для руководства;
- выделение конкретных или специфических функций управления происходит в соответствии с функциональными областями менеджмента, в зависимости от специфики и сферы деятельности организации;
- основываясь на классическом подходе принято выделять четыре основные функции менеджмента: планирование, организация, мотивация и контроль;
- функции управления отражают содержание процесса управления и не зависят от объекта управления, его отраслевой принадлежности, сферы деятельности, размеров и т.д.;
- каждую функцию менеджмента в отдельности следует рассматривать как вид деятельности по менеджменту, которая соотносится со всей системой управления.