Элементарные функции. Сложные функции
Цель: Знать определение функции, элементарной функции, сложной функции.
1. Изучив тему, письменно ответьте на вопросы:
10. Сформулируйте определение функции.
20. Какую функцию называют сложной?
30. Перечислите основные элементарные функции.
40. Какие функции называются элементарными?
2. Выполните письменно задания: №1.2; №1.4(а,б,в).
Литература: С.М. Никольский «Алгебра и начала анализа» 11кл., М., «Просвещение», 2014, с.3-4.
Самостоятельная работа № 19.
Изучение свойств функции
Цель: научиться исследовать функцию стандартными методами, строить ее график, научиться использовать преобразования для построения графика функции.
Методические рекомендации.
4.2. Преобразования графиков
В общем виде: пусть имеем график некоторой функции . Тогда, графики приведенных ниже функций получаются сдвигом исходного: (a > 0)
· сдвиг графика вверх по оси У
· сдвиг графика вниз по оси У
· сдвиг графика влево по оси Х
· сдвиг графика вправо по оси Х
· сжатие или растяжение графика от оси X
· симметрия (отражение) графика относительно оси Х
· сжатие или растяжение графика от оси У(при к > 1 –сжат–е, при k < 1- растяжение)
· симметрия (отражение) графика относительно оси У
· симметрия относительно оси Х
· симметрия относительно оси У
Исследование функций с помощью свойств.
1. Область определения функции - ОДЗ: функция может быть определенна на промежутках (a;b),[a;b],(−∞;+∞),(−∞;b),(a;+∞)
2. Исследование функции на четность, нечетность и периодичность: график четной функции симметричен относительно оси ординат, график нечетной функции симметричен относительно начала координат.
3. Нахождение точек пересечения графика функции с осями координат: на оси ОХ точка (x0;y0=f(x0)=0)
и на оси ОY точка (0;y0=f(0))
4. Нахождение промежутков знакопостоянства функции: промежутки, где функция принимает положительные или отрицательные значения, т.е. f(x)>0
или f(x)<0
5. Исследование поведения функции на бесконечности и в окрестности точек разрыва: точки разрыва определяют наличие вертикальной асимптоты, при исследовании поведения функции на бесконечности определяют наличие наклонной асимптоты или горизонтальной, как частный случай наклонной асимптоты.
1) Найти область определения и множество значений функций:
2) Исследовать на четность функции:
3) Используя график функции и преобразования графиков, построить графики функций:
4) Найти область определения и множество значений функции, обратной данной:
Самостоятельная работа № 20.
Примеры функциональных зависимостей
В реальных процессах и явлениях
Цель: Развитие интереса к предмету.
Форма самостоятельной деятельности: подготовить реферат по предложенной теме.
Реферат должен быть выполнен с соблюдением методических рекомендаций по написанию реферата.
Раздел 8. Многогранники и круглые тела.
Самостоятельная работа № 21.
Правильные многогранники
Цель: Развитие интереса к предмету.
Форма самостоятельной деятельности: создание презентации по заявленной теме.
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию презентации.
Самостоятельная работа № 22.
Звездчатые многогранники
Цель: Развитие интереса к предмету.
Форма самостоятельной деятельности: подготовить сообщение по предложенной теме.
Сообщение должно соответствовать методическим рекомендациям по подготовке сообщений.
Самостоятельная работа № 23.
Модели многогранников
Цель: Закрепить понятие многогранника при изготовлении моделей, используя развертки.
Форма самостоятельной деятельности: изготовление моделей многогранников.
Методические рекомендации
Одним из способов изготовления правильных многогранников является способ с использованием, так называемых, развёрток.
Если модель поверхности многогранника изготовлена из гибкого нерастяжимого материала (бумаги, тонкого картона и т. п.), то эту модель можно разрезать по нескольким рёбрам и развернуть так, что она превратится в модель некоторого многоугольника. Этот многоугольник называют развёрткой поверхности многогранника. Для получения модели многогранника удобно сначала изготовить развёртку его поверхности. При этом необходимыми инструментами являются клей и ножницы. Модели многогранников можно сделать, пользуясь одной разверткой, на которой будут расположены все грани. Однако в этом случае все грани будут одного цвета.
Используя методические рекомендации, изготовьте модели изученных вами многогранников.
Самостоятельная работа № 24.
Тела вращения
Цель: Развитие интереса к предмету.
Форма самостоятельной деятельности: создание доклада по заявленной теме.
Работа должна соответствовать методическим рекомендациям по созданию доклада.
Самостоятельная работа № 25.
Модели тел вращения
Цель: Закрепить понятие тел вращения при изготовлении моделей, используя развертки.
Форма самостоятельной деятельности: изготовление моделей тел вращения.
Методические рекомендации
Одним из способов изготовления тел вращения является способ с использованием, так называемых, развёрток.
Если модель поверхности тела вращения изготовлена из гибкого нерастяжимого материала (бумаги, тонкого картона и т. п.), то эту модель можно разрезать по образующей, отделить основание и развернуть так, чтобы она превратится в модель некоторого многоугольника плюс круг. Эту фигуру называют развёрткой поверхности тела вращения. Для получения модели тела вращения удобно сначала изготовить развёртку его поверхности. При этом необходимыми инструментами являются клей и ножницы. Модели тел вращения можно сделать, пользуясь одной разверткой, на которой будут расположены все элементы.
Используя развертки тел вращения, изготовьте их модели.
Самостоятельная работа № 26.
Объемы тел
Цель: Знать формулы для нахождения объемов многогранников и тел вращения.
Методические рекомендации
Основные формулы
№ п/п | Наименование многогранника | Изображение | Площадь боковой и полной поверхности |
Куб | V=a3 | ||
Прямоугольный параллелепипед | V=a*b*c V=Sосн*h | ||
Призма | V=Sосн*h | ||
Пирамида | V=(1/3)*Sосн*h |
Теоретический материал
№ п/п | Наименование фигуры | Изображение | Формула площадей полной и боковой поверхности |
Цилиндр | |||
Конус | |||
Сфера, шар |
Используя методические рекомендации, решите задачи:
1 вариант
1. Найдите объём правильной четырёхугольной пирамиды, сторона основания которой равна 6 см и высота 4 см.
2. Основанием прямой треугольной призмы служит прямоугольный треугольник с катетами 3 см и 4 см, высота призмы равна 10 см. Найдите объем данной призмы.
3. Площадь осевого сечения цилиндра равна 4 м2. Найдите объем цилиндра.
4. Высота конуса равна . образующая конуса составляет с плоскостью основания угол в . Найти объем конуса.
5. Площадь большого круга шара равна 3 см2. Найдите объем шара.
2 вариант
1. Найдите объём правильной треугольной пирамиды со стороной основания 6 см и высотой 1 см.
2. Найдите объем прямой призмы, в основании которой лежит ромб с диагоналями 6 см и 8 см и боковым ребром 10 см.
3. Осевое сечение цилиндра - квадрат. Площадь основания равна 1. Найдите объем цилиндра.
4. Радиус основания конуса равен 3 м, высота - 4 м. Найдите площадь объем конуса.
5. Сечение шара плоскостью, отстоящей от центра шара на расстоянии 8 см, имеет радиус 6 см. Найдите объем шара.