Предмет и методы науки менеджмент
Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение входе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Наука управления, как и любая другая наука, имеет предмет, теорию и метод.
Метод призван выработать систему различных средств и приемов изучения и обобщения явлений действительности в данной области знания.
Применяется множество методов в теории и практике управления. Сюда относятся:
- Диалектический метод. Все законы и категории имеют место в управлении;
- Конкретно-исторический подход – обязательное требование научной разработки проблемы управления производством;
- Комплексный подход – одно из условий эффективного изучения и разработки рекомендации по управлению.
- Аспектный подход – исследование одной из сторон отношений управления, одно из свойств. (Аспекты: политэкономический, социологический, философский и т.д.)
- Системный подход – он позволяет рассматривать как управляемую, так и управляющую систему как целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Условием реализации системного подхода является методология системного анализа. Системный анализ служит одной из методологических основ проектирования организационных структур управления.
- Эффективным методом науки управления является моделирование. Оно заключается в построении модели управляемого объекта или субъекта управления, которая облегчает изучение их свойств и особенностей поведения.
- Используется методы эксперимента, социологические методы, методы мотивации и др.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организацией производственного процесса, включая управление производством и развитием технико–технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника. В связи с этим в задачи менеджмента входит2:
- обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
- стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания на них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
- постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений;
- постоянный поиск и освоение новых рынков
Фундаментом науки являются ее законы. Наука менеджмент опирается на систему законов объективного окружающего мира. Это прежде всего закономерности самого менеджмента, экономические законы, законы социологии и психологии, кибернетики, биологии и др.
Формой выражения законов выступают принципы управления, т.е. определенные правила, которым следует руководитель создавая организацию и реализуя процесс управления.
Любое управление начинается с целеполагания как процесса определения цели. Содержание менеджмента раскрывается через его функции. Различают общие функции управления (планирование, мотивация, организация, координация, контроль). Они отражают содержание управленческой деятельности и присутствуют в любом процессе менеджмента независимо от того, на каких объектах и уровнях он реализуется.
Конкретные функции управления (частные, специальные) отражают многочисленные виды деятельности объектного (производственного) менеджмента.
2 Характеристика школы научного управления и классической школы (административной) управления.
Школа научного управления. Становление и развитие этой школы, получившей широкую известность во всем мире под на званием "научная организация труда", совпали с началом XX в. У истоков этой школы стоял американский инженер - практик и менеджер Ф. Тейлор (1856-1915), решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Учение его стало основным теоретическим источником современных концепций менеджмента.
Его система заключалась в последовательном проведении принципа разде- ления труда на труд исполнительский и труд распорядительский, в специализации работ. В производственной системе, работаю щей как слаженный механизм, каждый работник должен быть ответствен за свои функции. При этом следует стремиться достичь соответствия типов работников видам работ. Кроме того, требуется жесткая регламентация деятельности. Это ориентирует каждого работника на исполнение частичной функции, но не требует от него понимания общего замысла.
Он полагал, что, если система научного менеджмента будет воспринята в полном объеме, это позволит решить все споры и разногласия между сторонами.
К представителям школы научного управления следует отнести также некоторых российских ученых, прежде всего А. А. Богданова и А. К. Гастева.
Для данной школы характерны также следующие черты:
• использование научного анализа для определения лучшего способа решения хозяйственных задач;
• целенаправленный отбор работников, лучше всего подходящих для выполнения задач;
• равномерное и справедливое распределение обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами;
• обеспечение работников ресурсами;
• применение материального стимулирования;
• сотрудничество администрации с рабочими в деле прак тического внедрения НОТ.
Классическая, или административная, школа управления. Наибольший вклад в ее развитие внес французский ученый А. Файоль. Представители этой школы пытались определить общие характеристики и закономерности организаций, подходы к совершенствованию управления организацией в целом.
Целью административного управления было создание универсальных принципов управления. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:
• определение лучшего способа разделения организации на подразделения (такими подразделениями они считали финансы, производство, маркетинг) в целях выявления основных функций управления;
• предложение принципов построения структуры организации и управления работниками (это прежде всего принципы единоначалия, полномочия и ответственности, стабильности рабочего места и др.). Многие из них до сих пор полезны и используются на практике.
Следует заметить, что представители административной школы не заботились о социальных аспектах управления. Они рассматривали организацию с точки зрения широкой перспективы, считал управление универсальным процессом, состоящим из взаимосвязанных функций планирования и организации.