Проведение опытно-практической работы

На этапе проведения опытно – практической работы запланировано проведение серии уроков (в количестве шести) с использованием разноуровневых заданий. Так как классификация разноуровневых заданий достаточно широкая, мы решили для реализации технологии разноуровневого обучения использовать на одном уроке, по два вида разноуровневых заданий в совокупности с остальными заданиями к уроку. Стоит отметить, что в период проведения опытно – практической работы, учителем так же использовались разноуровневые задания для проведения уроков математики. Следовательно, наша опытно – практическая работа имеет последовательный целенаправленный характер.

Первый урок в опытно - практической работе был проведён по теме «Решение уравнений и задач с помощью уравнений». Цель урока - создание условий для формирования умения решать уравнения и задачи с помощью уравнений.

Тип данного урока - решение частных задач с применением открытого способа. Для планирования урока УУД взяты из ФГОС НОО, а предметные результаты – из рабочей программы по математике. В ходе данного урока запланировано применение разноуровневого задания по степени самостоятельности, самостоятельная работа, на которой применяются задания разного уровня трудности. Фрагмент проекта урока представлен в Приложении 12.

На этапе применения нового способа действия, учащиеся решали задачи, представляющие собой разноуровневые задания по степени самостоятельности учащихся.

Учащимся были предложены задачи трёх уровней, из них выбирали ту, которую они будут решать. От каждого уровня у доски работало по одному ученику: от уровня 1 работала – Олеся Г., от уровня 2 – Денис Ш., от уровня 3 – Лада Т.

Уровень 1 выбрали – Кирилл К., Рома Я., Алексей С., Елизавета Р., Олеся Г. Уровень 3 выбрали – Василиса Д., Наум Б., Михаил К., Анастасия М., Лада Т. Остальные учащиеся выбрали уровень 2.

Учащиеся решали задачи самостоятельно, по мере необходимости обращались за помощью к учителю или помощь оказывали также справившиеся учащиеся этого же уровня или уровнем выше.

Стоит отметить, что учащиеся справились максимально самостоятельно с данными задачами, полагаем, данный результат зависит от качества проведённой актуализации знаний, на которой мы проговорили правила нахождения компонентов уравнения, так же были вспомнены и проговорены правила оформления уравнения.

Олеся, Денис и Лада представили результат своей работы классу, записи были оформлены в соответствии с правилами оформления, ответы на вопрос задачи у каждого из ребят были сформулированы грамотно.

В ходе работы с данным заданием учащимися достигались следующие предметные результаты: уметь решать уравнения типа А – Х = В, Х + В = А, так же ранее на уроке были вспомнены уравнения типа А * Х=В ; Х * А=В; А : Х=В ; Х : В=А.

На этапе самостоятельной работы учащимся были предложены задания разного уровня трудности, которые предполагают либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных уровней учащихся. В качестве усложнения материала предлагается более сложный числовой материал, использование в задания окошечек вместо чисел, увеличение количества действий в уравнении.

Перед самостоятельной работой мною были прокомментированы задания для каждого из уровней, после чего учащиеся самостоятельно выбирали уровень.

Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3
х + 3125 = 5600 3128 – х = 2019 b * 3 = 255 х : 13 = 36 – 27 b * =   88 + х : 13 = 28 х - : = +
Комментарий: Решают уравнения руководствуясь правилом нахождения компонентов уравнения Комментарий: Усложнение в увеличении количества действий в уравнении, также необходимо придумать своё уравнение

Уровень 1 выбрали – Кирилл К., Рома Я., Алексей С., Елизавета Р., Олеся Г. Уровень 3 выбрали – Василиса Д., Наум Б., Михаил К., Анастасия М., Лада Т. Остальные учащиеся выбрали уровень 2.

Рома Я. И Олеся Г., которые выполняли уровень 1, справившись со своим уровнем, перешли к уровню 2, что стоит отметить как прогресс.

В ходе выполнения данной самостоятельной работы учащимися достигался основной предметный результат – уметь решать уравнения типа А – Х = В, Х + В = А, А * Х=В, Х * А=В, А : Х=В, Х : В=А. Учащиеся получили возможность научиться придумывать свои варианты замены окошечек в уравнении своими числами.

Таким образом, на данном уроке с помощью разноуровневого задания по уровню самостоятельности (задачи), самостоятельной работы с использованием заданий разного уровня сложности формировалось умение решать уравнения типа А – Х = В, Х + В = А, А * Х=В, Х * А=В, А : Х=В,

Х : В=А. Учащиеся получили возможность научиться придумывать свои варианты замены окошечек в уравнении своими числами.

Второй урок в опытно - практической работе был проведён по теме «Приёмы устных вычислений». Цель урока - создание условий для знакомства с приёмами устных вычислений. Тип данного урока - решение частных задач с применением открытого способа.

Для планирования урока УУД взяты из ФГОС НОО, а предметные результаты – из рабочей программы по математике. В ходе данного урока запланировано применение разноуровневого задания по уровню трудности и задания по уровню самостоятельности. Фрагмент проекта урока представлен в Приложении 13.

На этапе актуализации знаний (создания ситуации успеха) учащимся для устного счёта были предложены числовые выражения, представляющие собой задание разного уровня трудности.

Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3
9*4 8*3 7*4 6*2 4*4 3*9 3*8 7*8 6*7-6 = 6* … 7*4+7 = 7*… 8*5+16 = 8*…   6*…+76 = 100 8*5 = 95…55 9*… = 63+8  
Комментарий: задание базового уровня в ходе которого проверяется знание таблицы умножения Комментарий: усложнение заключается, в том, что необходимо уравнять обе части, решив выражение в левой части и подобрать число в левой части так, чтобы части стали равны Комментарий: усложнение заключается, в том, что необходимо уравнять обе части, подобрать нужный знак
       

Учащиеся самостоятельно выбирали уровень, по одному учащемуся от уровня работали на индивидуальных досках, от уровня 1 работал – Кирилл К., от уровня 2 – Денис Ш., от уровня 3 – Наум Б, после была организована проверка правильности выполнения задания

Уровень 1 выбрали – Кирилл К., Рома Я., Алексей С., Елизавета Р., Олеся Г. Уровень 3 выбрали – Василиса Д., Наум Б., Михаил К., Анастасия М., Лада Т. Остальные учащиеся выбрали уровень 2.

Задания для каждого из уровней были представлены на доске в большей степени для мотивации учащихся первого уровня.

На этапе самостоятельной работы учащимся были предложены задания разного уровня по степени самостоятельности. Детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Учащиеся выполняли одинаковое задание самостоятельно, по мере необходимости обращались за помощью к учителю или помощь оказывали также справившиеся учащиеся.

Стоит отметить, что учащиеся работали абсолютно самостоятельно, частично обращаясь за помощью к своему соседу по парте.

После выполнения работы была организована взаимопроверка.

Задание данной самостоятельной работы направлено на следующий предметный результат: знать и уметь применять приёмы устных вычислений

Таким образом, на данном уроке с помощью разноуровневого задания по уровню трудности совершенствовалось умение применять таблицу умножения для решения числовых выражений, знать и уметь применять приёмы устных вычислений. Учащиеся получили возможность научиться уравнивать числовые выражения методом подстановки чисел и арифметических знаков.

Третий урок в опытно - практической работе был проведён по теме «Строение текстовой задачи (краткая запись)». Цель урока - создание условий для работы с текстовой задачей, знакомства с ее строением и способами ее оформления с помощью краткой записи. Тип данного урока - открытие нового знания. Для планирования урока УУД взяты из ФГОС НОО, а предметные результаты – из рабочей программы по математике.

В ходе данного урока запланировано применение разноуровневого задания по объему учебного материала, самостоятельная работа, на которой применяются задания разного уровня трудности. Проект урока представлен в Приложении 14.

Применение разноуровневого задания по объему учебного материала на этапе решения учебной задачи обусловлено разным темпом работы учащихся.

Основное задание У одного фермера 345 оленей, у другого 355 оленей. Для всех оленей закупили 1400 ампул вакцины. Сколько ампул вакцины закупил каждый фермер?
Дополнительное задание 1) Составь и реши задачу, обратную данной 2) Поясни выражение: 1400 : (355 + 345) * (355 – 345)

Основное задание учащимся было предложено выполнить самостоятельно, но тем, кому требовалась помощь она оказывалась дозированно. Частично опирались на помощь учителя при выполнении задания Алина Х., Ника И. Дарья И, Артём С., Елизавета Ф., Даниил Г. Роман Я., под руководством учителя работали Лиза Р., Кирилл К., Роман Я, остальные учащиеся справились с заданием самостоятельно.

Результат выполнения основного задания классу представил Даниил Г., остальные учащиеся проверили свои работы, при необходимости вносили коррективы.

Темп работы учащихся класса разный. Поэтому ребятам, справившимся с заданием быстрее остальных, было предложено дополнительное задание, в котором было необходимо 1) составить и решить задачу обратную данной 2) дать пояснение к выражению, составленному по данной задаче.

Дополнительное задание учащиеся выполняли, на основе уже решённой задачи с данным заданием справились - Ирина Ш., Маргарита Ч., Василиса Д., Наум Б., Дарья Ч., Алина В., Михаил К., Анастасия М. Ребята представили свои варианты выполнения задания остальным ребятам с объяснением хода выполнения задания.

С помощью использования данного задания учащимися достигается предметный результат: уметь оформлять задачи с помощью краткой записи и решать их. На повышенном уровне учащиеся получают возможность научиться составлять и решать задачи, давать пояснения к выражениям.

На этапе самостоятельной работы с целью проверки усвоения материалаучащимся были предложены задания разного уровня сложности.

Уровень 1 Уровень 2 Уровень 3
С одного поля собрали 8 тонн зерна, а с другого на 2 тонны больше. Сколько тонн зерна собрали с этих двух полей? Таня, Даша и Ира собирали марки. У Даши было 5 марок, у Тани марок было в 4 раза больше, чем у Даши, а у Иры в 2 раза больше , чем у Тани. Сколько марок было у каждой девочки, если всего у них всего было 65 марок. Придумай задачу по схеме и реши ее.     I 10 II I+5 ? III I+II
Комментарий: задание базового, репродуктивного уровня Комментарий: работа на продуктивном уровне: решить задачу с уже усвоенным алгоритмом выполнение требует преобразования в 2-3 действия. Комментарий: творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации

Мною учащиеся были нацелены на выбор и выполнение одного из уровней, но всё же выбирали уровень учащиеся самостоятельно.

Также учащимся была предложена памятка, с помощью которой они могли определиться с выбором задания (памятка представлена в Приложении)

В ходе самостоятельной работы с применением разноуровневых заданий у учащихся формировалось умение составлять краткую запись к задаче и решать её – задание 1, 2; получили возможность научиться придумывать свои задачи по краткой записи – задание 3.

Таким образом, в ходе данного урока с помощью разноуровневого задания по объёму учебного материала, заданий разного уровня трудности учащимися достигался предметный результат: уметь составлять краткую запись, оформлять задачи с помощью краткой записи и решать их. Также учащиеся получили возможность научиться составлять обратные задачи к решённой задаче, давать пояснения к выражениям, придумывать свои задачи опираясь на краткую запись.

Четвёртый урок в опытно - практической работе был проведён по теме «Вычитание многозначных чисел». Цель урока - создание условий для совершенствования умения выполнять алгоритм вычитания многозначных чисел.

Тип данного урока - решение частных задач с применением открытого способа. Для планирования урока УУД взяты из ФГОС НОО, а предметные результаты – из рабочей программы по математике. В ходе данного урока запланировано применение разноуровневого задания по объему учебного материала, домашнее задание, в котором применяются задания разного уровня творчества . Фрагмент проекта урока представлен в Приложении 15 .

Темп работы и способности учащихся в классе разные, поэтому на этапе контроля и оценка процесса и результатов деятельности запланировано применение разноуровневого задания по объёму учебного материала.

Учащимся на выбор было предложено решить три числовых выражения, начиная с любого из них.

Задание 1 (Уровень 1) Задание 2 (Уровень2) Задание 3 (Уровень 3)
4349 - 2675 43214 - 9876 9008302 - 56787
  Комментарий: в качестве усложнения материала предлагается более сложный числовой материал  

Я постаралась направить учащихся на выбор посильного им уровня следующими фразами:

- Кто не очень уверен в своём умении вычитать многозначные числа – выбирает задание 1.

- Кто чувствует, что хорошо умеет вычитать– выбирает задание 2.

- Кто не боится трудностей – выбирает задание 3.

Выполнять задание с задания 1 начали: Алина Х., Ника И. Дарья И, Артём С., Елизавета Ф., Даниил Г. Роман Я., Лиза Р., Кирилл К., Роман Я,

Выполнять задание с выражения 3 начали: Василиса Д., Ирина Ш., Маргарита Ч., Наум Б., Дарья Ч., Алина В. Анастасия М. Остальные учащиеся начали выполнение задания с задания 2.

После выполнения задания была организована проверка, от уровня 1 демонстрировал выполнение задания – Роман Я., от уровня 2 – Данила А., от уровня 3 – Анастасия М.

После проверки рабочих тетрадей, учащихся прослеживалось следующее ребята уровня 1 - выполнили задание 1 и 2; уровня 2 - выполнили задание 1,2, частично приступили к заданию 3; уровня 3 - выполнили все задания.

В ходе работы с данным заданием учащимися достигался предметный результат: умениевыполнять алгоритм вычитания многозначных чисел, а также получили возможность научиться работать с более сложным числовым материалом.

В домашнем задании ( разноуровневое задание по уровню творчества) предполагается продуктивный характер деятельности учащихся (творческий). Так как от них требуется составить справочник ошибок, которые встречаются при выполнении алгоритма вычитания многозначных чисел, а также (по желанию) попробовать составить задание для корректировки действий по данному алгоритму Ирина Ш., Маргарита Ч., Василиса Д., Наум Б., Дарья Ч., Алина В., Михаил К., Анастасия М.

Все учащиеся класса серьёзно и творчески подошли к выполнению данного задания на следующем уроке были представлены справочники, которые ребята вложили в своё портфолио.

Все постарались выполнить задание, которое задавалось по желанию, задания, которые составили ребята, использовались на этапе актуализации знаний на последующих уроках.

Таким образом, в ходе данного урока с помощью разноуровневого задания по уровню трудности, по уровню творчества достигались предметные результаты:уметь выполнять алгоритм вычитания многозначных чисел. Также учащиеся получили возможность научиться выполнять вычитания многозначных чисел с более сложным числовым материалом, составлять справочники ошибок, так же придумывать задания для корректировки действий по алгоритму вычитания, данные задания закрепляют знания учащихся по данной теме.

Пятый урок в опытно - практической работе был проведён по теме «Вычисление площади прямоугольника с использованием таблицы умножения». Цель урока - создание условий для формирования умения вычислять площадь прямоугольника.

Тип данного урока - решение частных задач с применением открытого способа. Для планирования урока УУД взяты из ФГОС НОО, а предметные результаты – из рабочей программы по математике. В ходе данного урока запланировано применение разноуровневого задания по уровню трудности, домашнее задание разного уровня трудности и творчества. Проекта урока представлен в Приложении 16.

На этапе актуализации знаний была организована проверка домашнего задания - дома учащимся было необходимо вырезать фигуры, форму которых имеют предметы в доме. На слайде были предложены различные фигуры (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, трапеция), детям было необходимо поднять руку, если на слайде появлялись их фигуры, у большинства детей была вырезана фигура «прямоугольник». Учитель предложил вспомнить понятия, которые связаны с прямоугольником дети предложили следующие варианты: прямые углы, ширина, длина, противоположные стороны, периметр, площадь, на это учитель предложил подумать, с каким из них не работали подробно, в ходе фронтального опроса вывели тему урока «Вычисление площади прямоугольника».

Темп работы и способности учащихся в классе разные, поэтому на этапе решения частных задач запланировано применение разноуровневого задания по уровню трудности.

Учащимся была предложена задача, но в таблице вместо слова «уровень» было указано слово «шаг», ученики, справившись с одним шагом, могли переходить к следующему. В данном варианте задания использование слова «шаг» вместо слова «уровень» обусловлено тем, что без выполнения одного из шагов невозможно перейти к следующему, так же чтобы не создавать некий психологический дискомфорт для учащихся.

После совместного с учителем анализа задачи учащиеся приступают к самостоятельному решению. Может оказываться обучающая помощь, если ученик не может справиться с самостоятельной работой, этот вид помощи могут оказывать также учащиеся 3- го уровня, если они справились с заданием. Так, например, Василиса Д., Наум Б. и Михаил К. оказывали обучающую помощь Кириллу К., Лизе Р., Роме Я.

Данная задача не вызвала особых затруднений все учащиеся класса постарались выполнить все три шага, это было заметно во время проверки задания по ходу урока, а также после проверки рабочих тетрадей детей. Быстрый темп работы наблюдался у следующих учащихся: Василиса Д., Ирина Ш., Маргарита Ч., Наум Б., Дарья Ч., Алина В. Медленный темп работу наблюдался у Алины Х., Ники И. Дарьи И, Артёма С., Елизаветы Ф., Даниила Г. Романа Я. Придумали свои пояснения к выражению задачи – Анастасия М., Василиса Д., Ирина Ш., Маргарита Ч., Наум Б., Дарья Ч., Алина В., Леонид К. Они объяснили остальным учащимся, как научиться придумывать пояснения к выражениям задачи.

С помощью использования данного задания учащимися достигается предметный результат: уметь применять формулу нахождения площади прямоугольника с использованием таблицы умножения. А также на повышенном уровне учащиеся получают возможность научиться придумывать свои пояснения к выражению задачи, не нарушая её логику.

Шаг 1 (Уровень 1) Шаг 2 (Уровень 2) Шаг 3 (Уровень 3)
Сторона квадрата 5 см. Найти площадь этого квадрата. Изготовь модель этого квадрата. Как изменится площадь квадрата, если сторона увеличится в 3 раза? Изготовь модель этого квадрата. Как изменится площадь квадрата, если сторона увеличится на 3 см? Изготовь модель этого квадрата.  
Комментарий: Решённая задача 1-го уровня и модель квадрата со стороной 5 см Комментарий: Решённая задача 1-го и 2-го уровня, квадраты со стороной 5 см и 15 см Комментарий: Решённые задачи 1 – 3 уровней, квадраты со сторонами 5, 15, 18 см

Разноуровневое домашнее задание по уровню трудности и творчества. В домашнем задании предполагается продуктивный характер деятельности учащихся (творческий). Так как от них требуется не только решить задачу, но и с помощью моделей наглядно показать изменение площади квадрата.

Выполнение задания предполагается так же, как и в классе «по шагам».

Стоит отметить, что творческий уровень допускается выполнять по желанию учащихся, Ирина Ш., Маргарита Ч., Василиса Д., Наум Б., Дарья Ч., Алина В., Михаил К., Анастасия М. представили свои варианты выполнения задания творческого уровня остальным ребятам с объяснением хода выполнения задания.

На данном уроке особое внимание уделялось следующе группе учащихся: Кирилл К., Ярослав П., Олеся Г., Елизавета Р., Алина Х, т.к. среди них были те, кто вышли после болезни, а также с медленным темпом работы.

Таким образом, в ходе данного урока с помощью разноуровневого задания по объёму учебного материала, по степени и характеру помощи, уровню творчества достигались предметные результаты: уметь применять формулу нахождения площади прямоугольника с использованием таблицы умножения. Также учащиеся получили возможность научиться придумывать свои пояснения к выражению задачи, не нарушая её логику.

Шестой урок в опытно - практической работе был проведён по теме «Признаки делимости». Цель урока - создание условий для формирования умения применять признаки делимости.

Тип данного урока - решение частных задач с применением открытого способа. Для планирования урока УУД взяты из ФГОС НОО, а предметные результаты – из рабочей программы по математике. В ходе данного урока запланировано применение разноуровневого задания по объему учебного материала, самостоятельная работа, на которой применяются разноуровневые задания по степени и характеру помощи учащимся. Проект урока представлен в Приложении 17.

Применение разноуровневого задания по объему учебного материала обусловлено разным темпом работы учащихся.

Основным заданием являлось А) Используя цифры 3,7,9 записать трёхзначные числа без повторения цифр: девочки в порядке убывания, мальчики в порядке возрастания. Б) Не вычисляя определить, делятся ли эти числа 9.

Дополнительным заданием являлось - изменить в записи этих чисел одну цифру так, чтобы они делились 9.

Результат работы представили следующий:

Девочки: 973, 937, 793, 739, 397, 379 от команды девочек отвечала – Ксения М.

Мальчики: 379, 397, 739, 793, 937, 973 от команды мальчиков отвечал – Артемий Т.

Ксения и Артемий отвечали на вопрос задания Б, после чего пришли к выводу, что данные числа обеих команд не делятся на 9, т.к. сумма цифр 3+7+9=19, 19:9=2 (ост.1)

Темп работы учащихся класса разный. Поэтому ребятам, справившимся с заданием быстрее остальных, было предложено дополнительное задание, в котором было необходимо изменить в записи чисел, которые они сделали ранее, одну цифру так, чтобы они делились 9.

Дополнительное задание учащиеся выполняли, руководствуясь признаком делимости на 9, справились с данным заданием - Ирина Ш., Маргарита Ч., Василиса Д., Наум Б., Дарья Ч., Алина В. Ребята представили свои варианты выполнения задания остальным ребятам с объяснением хода выполнения задания.

С помощью использования данного задания учащимися достигается предметный результат: знать и уметь применять признак делимости (базовы й уровень). А также на повышенном уровне учащиеся получают возможность научиться придумывать свои числа, заменяя одну цифру в числе.

На этапе применения нового способа действия учащимся был задан вопрос «Где в повседневной жизни мы используем знания о признаках делимости чисел?». На данный вопрос в ответ прозвучало множество ответов таких как:

ü в магазине, решая вопрос о том, хватит ли денег на покупку нескольких одинаковых товаров;

ü во время ремонта;

ü при сервировке стола;

ü при раскрое ткани для одинаковых костюмов;

ü при рассадке пассажиров в несколько автобусов, самолётов, катеров и т.д.

Исходя из ответов, была предложена задача из учебника с.140 № 521. «С трёх полей собрали 613 ц помидоров. С первого поля собрали 282 ц, а со второго 186 ц помидоров. Сколько центнеров помидоров собрали с третьего поля? Можно ли все собранные с третьего поля помидоры, перевезти поровну на трёх машинах?»

Данная задача является разноуровневым заданием по степени самостоятельности. Одни учащиеся решали задачу под руководством учителя, а другие – самостоятельно. При этом учащиеся сами определяли, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному выполнению задания, и всегда имели возможность вернуться к работе под руководством учителя.

Оказывалась помощь при составлении схемы к задаче и оформлении самого решения, так же возникали затруднения с ответом на второй вопрос задачи, т.к. некоторые невнимательно прочитали вопрос и стали искать общую массу помидор собранных со всех полей и это количество делить на три машины.

Частично опирались на помощь учителя при выполнении задания Алина Х., Ника И. Дарья И, Артём С., Елизавета Ф., Даниил Г. Роман Я., под руководством учителя работали Лиза Р., Кирилл К., Роман Я, остальные учащиеся справились с заданием самостоятельно.

  1 – ый уровень 2 – ой уровень 3 – ий уровень
Ориентировочный этап: знакомство с заданием
Исполнительский этап I Работа под руководством учителя Самостоятельная работа
II Работа под руководством учителя Самостоятельная работа
Проверочный этап
           

На этапе самостоятельной работы учащимся были предложены задания разного уровня по степени и характеру помощи. Детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь. Некоторым учащимся было достаточно напомнить признак делимости на 3 и 9 (Алина Х., Дарья Ч., Артём С.), у некоторых встречались ошибки вычислительного характера, которые создавали проблему в ходе решения задачи (Елизавета Ф., Даниил Г.). Особое внимание уделялось учащимся с низким уровнем сформированности предметных результатов Лизе Р. и Кириллу К.

В самостоятельной работе для третьего уровня было представлено задание по уровню творчества, в котором необходимо было придумать свою задачу на признак делимости.

1 уровень 2 уровень 3 уровень
Комментарий:Задание на знание и умение применять признак делимости. Находили сумму цифр в числе, определяли делится ли она на 9. 1. Какое из следующих чисел делится на 9? А)67980 Б)77444 В)12861
  Комментарий: задача на применение признака делимости. Находили общее количество желудей у поросят, определяли делится ли сумма цифр в числе на 3, фиксировали ответ. 2. Наф – Наф собрал 100 желудей, Ниф-Ниф собрал 88 желудей, Нуф-Нуф собрал 127 желудей. Удастся ли братцам поделить желуди поровну?
    3*. Придумай свою задачу, в которой будет применяться признак делимости на 5. Задание относится к разноуровневым заданиям по уровню творчества .

В ходе самостоятельной работы с применением разноуровневых заданий у учащихся формировалось умение применять признак делимости – задание 1; определять и применять признак делимости – задание 2; получили возможность научиться придумывать свои задачи на признак делимости – задание 3.

Таким образом, в ходе данного урока с помощью разноуровневого задания по объёму учебного материала, по степени и характеру помощи, уровню творчества достигались предметные результаты: знать, распознавать и уметь применять признак делимости. Также учащиеся получили возможность научиться придумывать свои числа, заменяя одну цифру в числе, так чтобы можно было применить соответствующий признак делимости; придумывать свои задачи на признак делимости.

Таким образом, в ходе проведения опытно – практической работы, было проведено шесть уроков математики, на которых использовались разноуровневые задания. Использование таких заданий способствует достижению предметных результатов младшими школьниками на доступном для них уровне их развития, позволяет сделать процесс обучения разнообразным и интересным для младших школьников. Также данные задания способствуют развитию таких качеств младших школьников, как самостоятельность, творчество, взаимопомощь. Нами выделено 5 видов разноуровневых заданий, которые позволяют достичь следующие предметные результаты: усвоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач, умения использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

В ходе проведения серии уроков наиболее часто нами использовались разноуровневые задания по уровню трудности, объёму учебного материала и степени самостоятельности, это обусловлено тем, что учебник системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова по математике автора Э.И.Александровой для 3 класса содержит большой объем разных видов заданий, способствующих достижению предметных результатов.

Реже применялись задания по характеру помощи и уровню творчества.

Разноуровневое обучение с использованием заданий по характеру помощи не предусматривает организацию фронтальной работы под руководством учителя, дети в классе достаточно самостоятельны и в большей степени при необходимости оказывали помощь друг другу сами, к помощи учителя обращались крайне редко

Задания по уровню творчества требуют определённого количества времени для их выполнения, поэтому творческие задания задаются приемущественно на дом, и так же по желанию учащихся.

На наш взгляд наиболее эффективными являются разноуровневые задания по уровню трудности, объёму учебного материала и степени самостоятельности, определить это удалось в ходе проверки работ учащихся, а так же после проведения повторной диагностики, по её результатам.

Наши рекомендации