Виды разноуровневых заданий, способствующих достижению предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики

Применение разноуровневых заданий помогает ученикам создать для себя на уроке «ситуацию успеха» благодаря личностному выбору. Кроме того, использование таких заданий позволяет выявить не только конкретные знания по теме, но и проверить усвоение их в комплексе, прогнозировать результаты обучения, создает возможность для творческого применения знаний, являясь побудительным мотивом к дальнейшему росту и самосовершенствованию. Уровневые задания могут быть использованы: при изучении нового материала, при контроле за усвоением знаний, умений и навыков, при проверке знаний.

Личностный подход проявляется не только в различии заданий по содержанию, характеру, объему, но в праве выбора учениками заданий.

И.И.Аргинская предлагает следующую классификацию разноуровневых заданий:

-по степени самостоятельности;

-по уровню творчества;

-по уровню трудности;

-по объему учебного материала;

-по характеру помощи обучающимся.

Мы рассмотрим применение данных видов заданий на примере содержания курса «математика» в начальной школе.

Разноуровневые задания по степени самостоятельности учащихся.

Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие – самостоятельно. Схематически разноуровневые задания по степени самостоятельности можно представить так:

  1 – ый уровень 2 – ой уровень 3 – ий уровень
Ориентировочный этап: знакомство с заданием
Исполнительский этап I Работа под руководством учителя Самостоятельная работа
II Работа под руководством учителя Самостоятельная работа
Проверочный этап
           

При этом учащиеся сами определяют, на каком этапе им следует приступать к самостоятельному выполнению задания, и всегда имеют возможность вернуться к работе под руководством учителя/консультанта.

Разноуровневые задания по уровню творчества предполагают различный характер познавательной деятельности учащихся: репродуктивный (типовые упражнения) или продуктивный (творческий).

Примером творческих заданий могут служить поиск закономерностей, классификация, восстановление пропущенных элементов, преобразование математических выражений, поиск наиболее рационального способа решения, самостоятельное составление математических выражений, задач.

Целесообразным работать над поиском рационального способа решения. Это побуждает детей думать нестандартно, анализировать, высказывать свое мнение. При работе над заданиями, имеющими несколько способов решения, можно предложить следующие:

(49+ 44) – 39 (58 + 23) – 38

( 45 + 47) – 45 (65 + 34) – 65

1 – ый уровень 2 – ой уровень 3 – ий уровень
Найдите значения выражений. Вычислите. Найдите значения выражений другим способом (подсказка-выделение чисел). Подумайте, какой способ удобнее. Подчеркните его. Подумайте, сколькими способами можно найти значение этих выражений. Запишите. Для каждого выражения подчеркните наиболее удобный способ решения.

Это задание может одновременно послужить исследовательским, если учащиеся не изучали свойство вычитания числа из суммы.

В качестве творческого задания можно предложить учащимся составить примеры на данный вычислительный прием, придумать упражнения для устного счета (их можно поместить в специальный конверт и использовать на уроках), составить ребусы, математические раскраски для учащихся 1-го, 2-го уровня. Эти задания лучше предложить учащимся на дом, таким образом сделав разноуровневым домашнее задание.

Разноуровневые задания по уровню трудности предполагают либо усложнение, либо упрощение заданий для отдельных уровней учащихся. В качестве усложнения материала предлагается более сложный числовой материал, использование в заданиях букв вместо чисел, увеличение количества действий в задаче, выражении, использование обратного задания вместо прямого.

Применение разноуровневых заданий по объему учебного материала обусловлено разным темпом работы учащихся. Медлительным детям, а также детям с низким уровнем обучаемости требуется дополнительное время на выполнение задания. Но это время должно проходить с пользой для остальных учеников, которым и дается дополнительное задание.

Обычно оно выполняется по желанию детей, но задача учителя состоит в том, чтобы дети захотели делать необязательную для них работу. В качестве стимулов использую разные поощрения (дополнительная оценка, маленькая грамота, медальки, открытка с дарственной надписью, присвоение ученику звания «помощник-консультант» с ношением значка и др.).

Как правило, раноуровневые задания по объему сочетается с другими разноуровневыми заданиями. Например, в качестве дополнительных можно использовать творческие упражнения или более трудные.

Например:

Основное задание Дополнительное задание
Выполни вычисления: 9 + 5 = 12 – 7 = 3 + 9 = 15 – 6 = 11 – 8 = 7 + 7 = Запиши ответы в порядке возрастания/убывания. Подчеркни значение суммы / разности. *Составь задачу по одному из выражений. Сделай к ней схематический рисунок.

Разноуровневые задания по степени и характеру помощи позволяют наиболее полно учитывать индивидуальные особенности ребенка, уровень его обученности. Такой способ разноуровневого обучения не предусматривает организацию фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

И.И. Аргинская предлагает использовать три вида помощи учащимся: стимулирующую, направляющую, обучающую.

Стимулирующая помощь необходима тогда, когда ученик не включился в работу или допустил ошибку.

Направляющая помощь необходима в том случае, когда стимулирующая помощь оказалась неэффективной. Ученику указывается путь, который приведет к выполнению работы или исправлению ошибки.

Обучающая помощь оказывается тогда, когда ученик не может справиться с самостоятельной работой даже при направляющей помощи. В этом случае учитель сообщает, что нужно делать. Этот вид помощи могут оказывать также учащиеся 3- го уровня.

Помощь может быть предложена в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений, карточек-помощниц, карточек-консультаций, справочных материалов, плана, инструкции.

При работе над текстовыми задачами используются наглядные опоры, модели, иллюстрации; предлагается план решения. Он может быть дан частично или полностью, а также в виде пояснений к действиям. Учащимся предлагаются карточки с нарастанием помощи.

На уроке учитель должен хорошо ориентироваться в том, какая помощь нужна каждому ученику. С этой целью возможен вариант использования сигнальных карт. Если ученик может выполнить работу самостоятельно, то он показывает карту зелёной стороной, а остальным учащимся оказывается помощь учителем или учеником-консультантом.

От урока к уроку степень помощи ученику должна уменьшаться. В итоге ученик приучается выполнять задания самостоятельно, без какой бы то ни было помощи.

Таким образом, использование различных видов разноуровневых заданий на уроках математики способствует достижению предметных результатов младшими школьниками на уровне их развития, позволяет сделать процесс обучения разнообразным, доступным и интересным для младших школьников. Также данные задания способствуют развитию таких качеств у младших школьников, как самостоятельность, творчество, взаимопомощь. Нами выделено 5 видов разноуровневых заданий, которые позволяют достичь следующие предметные результаты: усвоенные знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач, умения использовать знаково – символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.

Проведённое теоретическое исследование посвящено изучению проблемы использования технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики. Анализ психолого-педагогической литературы позволил рассмотреть технологию разноуровневого обучения как продуктивную личностно-ориентированную образовательную технологию, соответствующую требованиям ФГОС НОО. Нам удалось выяснить, что при реализации технологии разноуровнего обучения возможно достижение предметных результатов на уроках математики в начальных классах. Перспективой исследования является дальнейшая апробация технологии разноуровневого обучения на уроках математики в начальных классах в качестве одной из основных технологий для достижения предметных результатов.

Глава II. Содержание опытно-практической работы по использованию технологии разноуровнего обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в 3 классе МОУ лицей №2

Наши рекомендации