Использование технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в начальных классах
студентки 3 курса 311 «Н»группы
Носковой Дарьи Александровны
Научный руководитель:
Сахарова Елена Валентиновна,
преподаватель методики
русского языка
Рыбинск
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы использования технологии разноуровнего обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в начальных классах……………………………………………..7
1.1.Сущность понятия «технология разноуровневого обучения» ……........7
1.2.Содержание предметных результатов по математике и достижение их учащимися начальных классов ……..……………….....................................11
1.3.Виды разноуровневых заданий, способствующих достижению предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики ……………………………………………………………………17
Глава II. Содержание опытно-практической работы по использованию технологии разноуровнего обучения для достижения предметных результатов на уроках математики в 3 классе МОУ лицей №2 (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) ……………23
2.1. Организация опытно-практической работы.………….……………….......23
2.2. Проведение опытно-практической работы………………………………..27
2.3. Анализ опытно-практической работы……………………………………..43
Заключение...........................................................................................................47
Библиографический список…………………………………………………..50
Приложение……………………………………………………………………53
Введение
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения направлен на обеспечение условий эффективной реализации и усвоения основной образовательной программы начального общего образования. Наиболее важным из них является раскрытие интеллектуального потенциала учащихся. Необходимо, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учебного процесса, желающим и умеющим учиться.
В настоящее время много говорится о личностно-ориентированном подходе в образовании и индивидуальных образовательных траекториях, реализовать которые возможно применением технологии разноуровнего обучения, которая позволяет обучить каждого на уровне его возможностей: никто из учащихся не остается без внимания учителя, все выполняют посильную задачу, усваивают материал на доступном уровне.
Предметными результатами начального курса математики являются: освоенные учащимися знания о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения величин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач.
В учебном процессе учителя замечают неравномерность обучаемости младших школьников: некоторые учащиеся усваивают новый материал мгновенно, выполняют задания повышенного уровня, другие при усвоении нового материала испытывают некоторые сложности и выполняют задания в рамках стандарта, третьим для усвоения нового материала необходимы дополнительные объяснения, они слабо справляются с заданиями базового уровня.
Наблюдая за умственным развитием младших школьников, их психологическими особенностями и способностями, учителя приходят к необходимости использования разноуровневого обучения в учебном процессе.
Большой вклад в разработку этой проблемы внесли философы и психологи: Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, В.М.Теплов, Д.В.Эльконин, В.С.Юркевич и др., в работах которых раскрыта природа способностей, одаренностей, индивидуальные особенности детей и подростков. В исследованиях таких учёных, как Мухина В.С., А.Д.Дмитриев, Г.Г.Манке и др. дана физиолого-гигиеническая оценка организации разноуровневого обучения. В трудах И.И. Аргинской, В.В. Гузеева, И.Э.Унт, Н.М.Шахмаева изложены теоретические параметры, критерии и оценки разноуровневого обучения.
Значительный вклад в разработку теоретических основ процесса разноуровневого обучения учащихся внесли психологи Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, Л.С.Рубинштейн и многие др., дидакты Ю.К.Бабанский, Б.П.Есипов, Л.В.Занков и др.
Поэтому, можно выделить противоречие между многообразием литературы для осуществления разноуровневого обучения и недостаточности использования данной технологии на уроках в начальной школе.
В связи с этим возникла проблема исследования.
Проблема исследования:как использовать технологию разноуровневого обучения для достижения предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики.
Объект исследования – процесс достижения предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики.
Предмет исследования –виды разноуровневых заданий, способствующих достижению предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики.
Цель исследования:изучение и апробация технологии разноуровневого обучения для достижения предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать сущность понятия «технология разноуровневого обучения»
2. Рассмотреть содержание и достижение предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики
3. Описать виды разноуровневых заданий, способствующих достижению предметных результатов учащимися начальных классов на уроках математики
4. Организовать педагогическую деятельность с учащимися 3 класса по достижению предметных результатов на уроках математики с использованием технологии разноуровневого обучения.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, анализ УМК курса «Математика» для 3 класса Э.И. Александровой (система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова), беседа с учителем начальных классов, количественный и качественный анализ сформированности предметных результатов по математике учащихся 3 класса, опытное апробирование.
Теоретической основой исследованияявляются научные труды В.В. Давыдова о теории формирования учебной деятельности и педагогические труды Л.В. Занкова о факторах обучения и развития учащихся, а также методические идеи И.И. Аргинской по классификации видов разноуровневых заданий.
Новизна исследования:
Технология разноуровневого обучения применялась в образовательном процессе и до реализации ФГОС НОО (2009 г.). Но в настоящее время с внедрением стандарта второго поколения, в основе которого лежит личностно – ориентированный подход, стоит рассматривать данную технологию с точки зрения субъект - субъектных отношений между учителем и учеником, т.е. ученик является активным участником образовательного процесса. В данной работе мы рассмотрим, как технология разноуровнего обучения обеспечивает каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, предоставляет возможность выбора обучающемуся уровень сложности задания и степень самостоятельности в его выполнении.
Практическая значимость:нами рассмотрены виды разноуровневых заданий и выделены те, что, с нашей точки зрения, наиболее эффективные для реализации в образовательном процессе. Данная исследовательская работа позволяет учителю, пользуясь описанной классификацией видов разноуровневых заданий, создать условия для достижения необходимого уровня математических знаний каждым учеником