Общие проблемы, связанные со становлением местного самоуправления.

В процессе становления в Российской федерации местного самоуправления выявился ряд проблем, среди которых можно выделить следующие:

- Внутренняя несогласованность и несистемность законодательства Российской Федерации о местном самоуправлении, вызванная тем, что ряд действующих федеральных нормативных актов, в первую очередь принятых до вступления в силу действующей Конституции Российской Федерации, содержат положения, не соответствующие конституционно закрепленной концепции местного самоуправления; в тоже время, нормы регулирующие отдельные вопросы осуществления местного самоуправления. содержатся в значительном количестве отраслевых законов и иных нормативных правовых актов.

Неполнота и неоднозначность законодательного регулирования вопросов организации и деятельности местного самоуправления. Нормами Конституции Российской Федерации и принятыми к настоящему времени нормативных правовых актов не исчерпывается необходимое правовое обеспечение организации и деятельности местного самоуправления. Серьезные трудности в практической деятельности муниципалитетов вызывает неоднозначность в понимании отдельных норм муниципального права.

Несоблюдение законодательства о местном самоуправлении, в том числе:

- невыполнение норм муниципального права органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами;

- принятие актов регионального законодательства, противоречащих федеральному законодательству, принятие нормативных актов органов местного самоуправления, противоречащих федеральному законодательству и законодательству субъекта Российской Федерации;

- бездействие органов государственной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления. Отказ от нормативного регулирования на соответствующем уровне вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления.

Отсутствие четкого правового разграничения полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления, что препятствует эффективному решению ряда важнейших вопросов деятельности муниципалитетов. В том числе вопроса реализации конституционной нормы о возможности наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Проблема обеспечения финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований, включая в себя большой комплекс вопросов, которые должны быть решены, как на муниципальном, так и на уровне государственной власти.

Нехватка квалифицированных муниципальных кадров, вызванная тем, что система кадрового обеспечения муниципальных образований, обучения выборных лиц местного самоуправления и муниципальных служащих до настоящего времени не сложилась.

Несовершенство системы судебной защиты местного самоуправления, в том числе - отсутствие права обращения органов местного самоуправления в Конституционный суд Российской Федерации по вопросам собственной компетенции и защиты прав граждан, а также неурегулированность вопроса обеспечения исполнения судебных решений и недостаточная работа по повышению квалификации судей в сфере муниципального права.

Деятельность государства по решению указанных проблем должна осуществляться в рамках целостной государственной политики развития местного самоуправления в Российской Федерации. Направленной на создание условий реализации конституционных полномочий местного самоуправления, социально-экономическое развитие муниципальных образований, формирование институтов гражданского общества.

Примерная тематика рефератов

1. Местное самоуправление в системе народовластия.

2. Принципы местного самоуправления.

3. Место муниципального права в правовой системе РФ.

4. Источники муниципального права.

5. Научные перспективы развития муниципального права.

6. Местное самоуправление в дореволюционной России.

7. Особенности казачьего самоуправления на Кубани.

8. Советская система организации местного самоуправления.

ЗАДАЧИ:

1. На основе анализов признаков местного самоуправления, закрепленных в Конституции РФ, а также в ФЗ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определите, какие из перечисленных утверждений являются верными:

а) местное самоуправление является одним из способов осуществления народом принадлежащей ему государственной власти;

б) местное самоуправление- это деятельность населения по самостоятельному решению всех вопросов на территории муниципального образования;

в) система органов местного самоуправления определяется органами государственной власти субъектов РФ;

г) местное самоуправление является одной из основ конституционного строя РФ

д) органы государственной власти не вправе вмешиваться в решение вопросов местного значения, отнесенных законодательством к ведению местного самоуправления;

ж) органы местного самоуправления несут ответственность за свою деятельность только перед населением данного муниципального образования.

2. Раскройте содержание основных теорий о природе и сущности местного самоуправления, назовите их представителей. Заполните сравнительную таблицу:

Наименование теории Критерии оценки теории
время появления представители основные достоинства основные недостатки
Теория свободной общины
Общественно-хозяйственная теория
Теория юридических лиц
Государственная теория
Дуалистическая теория

3. Назовите государства, относящиеся к англосаксонской, континентальной и смешанной моделям организации местного самоуправления, заполните таблицу:

Критерии Модели местного самоуправления
англосаксонская континентальная смешанная
Виды нормативно-правовых актов
Территориальные единицы
Виды органов местного самоуправления
Порядок формирования органов местного самоуправления
Основные полномочия органов местного самоуправления

ТЕСТ:

1. В области регулирования вопросов, связанных с организацией местного самоуправления, в Российской Федерации высшей юридической силой обладает:

а) Конституция Российской Федерации

б) Европейская хартия местного самоуправления

в) Всеобщая декларация прав и свобод человека 1948 г.

2. Положение согласно которому местное самоуправление является одной из форм осуществления народом своей власти, закреплено:

а) Конституцией Российской федерации

б) Европейской хартией местного самоуправления

в) хартиями муниципальных образований США

3. «Право и реальная способность населения осуществлять большую часть публичных дел как непосредственно, так и посредством создания населением органов местного самоуправления» - это:

а) муниципальное право;

б) муниципальное образование;

в) местное самоуправление.

4. Один из основных принципов муниципального права – принцип:

а) справедливости;

б) гуманизма;

в) законности.

5. Принцип организационного обособления органов местного самоуправления от органов государственной власти является:

а) общим принципом муниципального права;

б) специальным принципом муниципального права;

в) принципом административного права.

6. Наиболее ранняя цельная концепция местного самоуправления:

а) государственно-правовая концепция;

б) концепция дуализма местного самоуправления;

в) концепция свободной общины.

7. Автор политической государственно-правовой концепции местного самоуправления:

а) Гнейст;

б) Штейн;

б) Коркунов;

в) Турэ.

8. Деятельность органов местного самоуправления самостоятельна и независима в местных делах и в то же время осуществляет определённые гос. функции на местном уровне – это суть концепции:

а) социального обслуживания;

б) свободной общины;

в) дуализма местного самоуправления.

9. Основная характеристика континентальной системы местного самоуправления:

а) централизация, контроль государственных органов

за органами местного самоуправления;

б) децентрализация;

в) активное участие населения в деятельности органов местного самоуправления.

10. Самостоятельность органов местного самоуправления характерна для:

а) континентальной системы местного самоуправления;

б) англосаксонской системы местного самоуправления;

в) германской (смешанной) системы местного самоуправления

11. Законодательно деятельность местного самоуправления в США регламентируется:

а) актами органов местного самоуправления;

б) Конституцией;

в) законодательством штатов.

12. Для южногерманской подсистемы характерно наличие:

а) магистрата;

б) городского головы;

в) обербургомистра.

13. Основная тенденция в законодательстве, в том числе в муниципальном, в Европе 1990-х годов:

а) дифференциация;

б) централизация;

в) децентрализация.

14. Системы «мэр-совет», «совет-менеджер», «комиссия» характерны для местного самоуправления в:

а) Великобритании;

б) США;

в) Индии.

15. В период феодальной раздробленности на Руси вся власть на местах принадлежала:

а) хану;

б) ханским наместникам;

в) местному населению.

16. Иван IV Грозный в ходе реформы местного самоуправления ввёл:

а) губные избы;

б) вече;

в) церковные приходы.

17. В период Екатерины II принято:

а) Соборное Уложение 1649 г.

б) Судебник 1550 г.

в) Городовое уложение 1789 г.

18. Земскую (1864 г.) и городскую (1870) реформы провёл:

а) Александр II;

б) Николай I;

в) Павел I.

19. По реформе местного самоуправления 1860-х годов вводились:

а) вече и община;

б) земские собрания и земские управы;

в) бурмистрская палата.

20. Функции губернатора по отношению к органом местного самоуправления в конце XIX века:

а) тесное взаимодействие с органами местного самоуправления;

б) прямое указание, приказной порядок;

в) надзор за земским и городским самоуправлением.

21. Губернские по земским и городским делам присутствия – это орган:

а) административного контроля за органами местного самоуправления;

б) подразделение карательных органов;

в) разновидность судов.

22. В 1915 г. создан союз органов местного самоуправления под названием (кратко):

а) МирГор;

б) ЗемГор;

в) ЗемМир.

23. Первые советы появляются (как орган самоуправления рабочих) ещё:

а) после революции 1905 г.;

б) после реформы 1860 г.;

в) после революции 1917 г.

24. Совет как орган местного самоуправления сочетал в себе функции:

а) исполнительные и судебные;

б) представительные и судебные;

в) представительные и исполнительные.

25. Порядок работы Советов:

а) постоянно;

б) сессионно;

в) для части депутатов – постоянно;

26. Реформирование советской системы местного самоуправления начинается:

а) после 1987 г.;

б) с 1991 г.;

в) после 1973 г.

27. Закон Российской Федерации «О местном самоуправлении» был принят:

а) 6.12.1983;

б) 6.07. 1991;

в) 6.10.2003.

28. Местное самоуправление в РФ, согласно Конституции РФ, это:

а) часть государственного аппарата, выражение государственной власти;

б) признаваемая государством необходимость;

в) одна из основ конституционного строя Российской Федерации.

29. Принцип гласности местного самоуправления выражается в:

а) открытом характере деятельности органов местного самоуправления;

б) деятельности органов местного самоуправления на основе законе;

в) возможности равного доступа на службу в органы местного самоуправления.

30. Согласно Конституции РФ, одна из функций местного самоуправления:

а) охрана общественного порядка;

б) финансирование вооружённых сил;

в) отправление правосудия.

Наши рекомендации