Состав, структура и порядок проведения лабораторных занятий
Лабораторные занятия проводятся в объеме часов рабочей программы в соответствии с графиком учебного процесса и включают выполнение восьми лабораторных работ. Темы лабораторных работ и объем учебной работы приведены в таблице 1.
Каждая лабораторная работа включает ряд этапов: выдача задания, подготовка, допуск, выполнение, обработка, оформление, сдача и защита.
Выдачу задания на лабораторную работу осуществляет преподаватель, во время аудиторных часов отведенных на лабораторные занятия. За каждым студентом закрепляется вариант, в соответствии с которым определяются параметры в конкретных лабораторных работах.
Допускается, индивидуальное изменение заданий, по согласованию с преподавателем и при условии выполнения основных целей указанных в лабораторной работе.
Теоретическая подготовка к лабораторной работе производится во внеаудиторное время и включает:
• усвоение цели выполнения работы;
• разбор сущности изучаемого явления и теоретических основ предстоящего эксперимента;
• проработку инструкции к работе;
• усвоение последовательности операций при постановке эксперимента;
• выяснение, какие показания следует фиксировать и какие наблюдаемые параметры подлежат регистрации.
При проработке теоретических вопросов не следует ограничиваться только инструкциями к работам, нужно использовать конспекты лекций, учебных пособия и другую литературу по предмету и базовым дисциплинам радиотехнического профиля, включая как уже пройденный материал («Математика». «Физика». «Информатика». «Основы теории цепей». «Электроника»), «
Необходимо обращать внимание на четкое усвоение терминов, понятий, законов используемых в ходе лабораторных занятий, без этого практическая работа теряет смысл.
Некоторые практические части подготовки к лабораторным работам, такие как предварительные расчеты, требующие консультации преподавателя, могут выполняться в рамках аудиторных практических занятий или консультаций.
Допуск к выполнению лабораторной работы осуществляется преподавателем по результатам тестирования (или устного опроса). В ходе допуска проверяется готовность студентов к выполнению лабораторной работы, уровень теоретической подготовки, понимание сущности предстоящей работы, наличие подготовленных письменных или электронных материалов (таблиц для записи экспериментальных данных, заготовок для графиков и т. д.).
После получения допуска, студент может приступить к выполнению лабораторной работы. Все студенты выполняют работу индивидуально, под общим руководством преподавателя, и в соответствии с лабораторным заданием и порядком выполнения работы.
В процессе выполнения задания, студентом, тщательно фиксируются (вручную или средствами ПО ПК) все значения контролируемых параметров и характеристик, вносимые изменения и производимые действия. По завершению задания преподаватель проверяет полученные студентом результаты и фиксирует окончание выполнения лабораторного задания.
В крайних случаях (из-за болезни и т. п.), поскольку специфика предмета позволяет, то по согласованию с преподавателем допускается выполнение лабораторных заданий во внеаудиторное время в компьютерном классе (с разрешения ответственных за компьютерный класс) или в домашних условиях на ПК с демо-версиями используемых программ.
После выполнения лабораторного задания студент приступает к обработке полученных данных и оформлению отчета. Данные этапы могут выполняться студентом как во время аудиторных занятий (при досрочном завершении лабораторного задания), так и во время самостоятельной работы. При обработке данных и оформлении приветствуется использование персонального компьютера и соответствующих программных средств (математических и офисных) – Word, Excel, Visio и т.п.
Вывод к лабораторной работе должен кратко и ясно отражать суть выполнения лабораторной работы. В выводе указываются основные результаты, полученные по ходу выполнения работы, а также теоретические выкладки, сопровождающие эти результаты.
Лабораторные работы сдаются преподавателю для проверки и оценки не позднее, чем через 1 занятие после проведения лабораторной работы. Окончательная оценка выставляется по результатам защиты работы.
Подготовленный студентом отчет проверяется преподавателем и при соответствии формальным признакам (правильность оформления и полнота содержания), студент допускается к защите, которая проводиться преподавателем в форме тестирования или устного опроса по контрольным вопросам.
Оценивание результатов
Результаты выполнения студентом лабораторной работы оцениваются в рамках кредитно-рейтинговой системы в соответствии с Положением об организации учебного процесса ВУЗа с использованием системы зачетных единиц. Примерная относительная трудоемкость этапов выполнения лабораторной работы приведена в табл. 2.
Таблица 2
Относительная трудоемкость этапов выполнения лабораторной работы
Этап выполнения лабораторной работы | получение допуска | Выполнение лабораторного задания | оформление отчета | защита |
Коэффициент трудоемкости | 0,05 | 0,15 | 0,1 | 0,7 |
При оценивании по традиционной системе (зачет/незачет), выполнение лабораторной работы зачитывается по факту выполнения всех этапов.
Ограничения и требования
Лабораторная работа не принимается к защите если:
- выполненная работа не соответствует варианту (заданию);
- при проверке был зафиксирован факт плагиата (отчет списан);
- неправильно оформлен титульный лист;
- отсутствуют пояснения и интерпретация полученных результатов, отсутствуют выводы, подробные расчеты, исходные формулы и т. п.;
- при оформлении отчета допущены многочисленные, грубые нарушения стандарта предприятия.
Лабораторная работа не засчитывается если:
- студент, по требованию преподавателя, не может продемонстрировать выполнение на ЭВМ (лабораторном стенде) любой из использованных при выполнении лабораторной работы процедур.
Лабораторная работа 1